Институт Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:44, реферат

Краткое описание

Институт омбудсмена органично дополнил существующие официальные правозащитные механизмы. За 10 лет сюда поступило более 15 тыс. обращений физических и юридических лиц. Каждое пятое решено в пользу заявителя. Конкретная помощь в восстановлении нарушенных прав оказана свыше 1 200 казахстанцам. Только в прошлом году в адрес омбудсмена поступило около 2 тыс. обращений, а на прием пришли свыше 3 тыс. человек.

Файлы: 1 файл

Институт Уполномоченного по правам человека в РК.docx

— 18.78 Кб (Скачать)

Институт Уполномоченного по правам человека в РК, учрежденный по инициативе Главы государства, скоро отметит десятилетний юбилей. Эта веха – повод задуматься не только о достижениях, но и о перспективах развития. 
 
Институт омбудсмена органично дополнил существующие официальные правозащитные механизмы. За 10 лет сюда поступило более 15 тыс. обращений физических и юридических лиц. Каждое пятое решено в пользу заявителя. Конкретная помощь в восстановлении нарушенных прав оказана свыше 1 200 казахстанцам. Только в прошлом году в адрес омбудсмена поступило около 2 тыс. обращений, а на прием пришли свыше 3 тыс. человек.  Почти ста казахстанцам удалось восстановить свои права при содействии Уполномоченного по правам человека в РК. По результатам рассмотрения жалоб и заявлений направлено 1 235 запросов и около 20 рекомендаций в государственные органы.  
Интересно проследить и то, как из года в год меняется содержание обращений. Так, если в 2010 году граждане в основном жаловались на решения судов, то в 2011-м превалировали просьбы отреагировать на действия или бездействие правоохранительных органов (18%), нарушения социальных и трудовых прав (12%), жилищных прав (5%). 
 
С учетом этих особенностей в своем отчете Уполномоченный предложил ряд конкретных рекомендаций по совершенствованию механизмов защиты гражданских, социально-экономических и трудовых прав граждан.  
 
Надо отметить и то, что правозащитный орган ведет большую идеологическую, просветительскую и правовоспитательную работу. Умело пользуясь поддержкой государственных органов, неправительственных и международных организаций, он выступает инициатором ежегодных Августовских чтений, посвященных Дню Конституции РК, а также различных конференций, заседаний «круглых столов», научных форумов.  
 
Уполномоченному по правам человека активно помогают Конституционный совет, Верховный суд, Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел РК. Это подчеркивает их общую заинтересованность в гарантировании и охране прав и свобод человека. 
 
Национальный омбудсмен плодотворно сотрудничает с такими международными организациями, как Представительство ООН в РК, Центр ОБСЕ в Астане, «Хьюман Райтс Вотч», «Фридом Хаус», Международная Тюремная Реформа, Фонд «Сорос» и другими.  
 
Возросшее количество совместных мероприятий международного уровня, на которых наш Уполномоченный предстает не только в роли почетного гостя, но и в качестве организатора, говорит о возрастающем доверии к нему.  
 
Издаваемые ежеквартальные информационные бюллетени омбудсмена тиражом в 2 тыс. экземпляров, а также ежегодные его отчеты, которые после одобрения Главой государства направляются во все государственные органы и международные организации, с обязательной публикацией в СМИ, способствуют повышению информированности казахстанцев о деятельности Уполномоченного. Действующий с 2006 года сайт www.ombudsman.kz ежедневно посещает более 500 человек.  
 
За 10 лет институтом национального омбудсмена приобретен неоценимый опыт правозащитной деятельности, который теперь должен сыграть роль фундамента для дальнейшего роста и совершенствования.  
 
Наступает время нового этапа для этой структуры демократии. Если говорить об алгоритме последующих шагов, то они касаются необходимости внести изменения и дополнения в ряд нормативных правовых актов относительно статуса и полномочий института Уполномоченного. В первую очередь, в Положение об этом органе.  
 
В современных условиях сложной экономической ситуации в мире, обострения социальных и трудовых конфликтов деятельность национального омбудсмена должна быть более активной. И закрепить это надо законодательно. 
 
Положительное решение вопроса о представителях национального Уполномоченного в регионах позволило бы успешно решать проблемы оперативного участия главного правозащитника страны в устранении конфликтов. Более того, это сняло бы большую перегруженность небольшого по численности аппарата сотрудников Национального центра по правам человека как рабочего органа при омбудсмене.  
 
Нельзя не сказать и о том, что Национальный центр по правам человека нуждается в кадровом укреплении: не только количественном, но и качественном. Институт Уполномоченного по правам человека должен занять более активную позицию в поддержке государственной политики по урегулированию социальных и трудовых конфликтов, несвоевременное разрешение которых и их недооценка могут привести к серьезным социальным последствиям. Поэтому необходимо осуществлять постоянный мониторинг ситуации с превентивной целью принятия адекватных и своевременных мер реагирования. Аппарат Национального центра следует укрепить также профессиональными юристами-практиками и учеными-специалистами, имеющими опыт и навыки разрешения конфликтных ситуаций. Это позволит на высоком профессиональном уровне находить организационно-правовые пути разрешения назревающих конфликтов.Следующая задача – это правовое обеспечение участия Уполномоченного по правам человека в судебных процессах с целью отстаивания своей позиции по рассматриваемому делу заявителя. Всесторонне обоснованная аргументация национального правозащитника в пользу справедливого и законного разрешения дела в суде позволила бы в отдельных случаях снизить или избежать судебных ошибок. Это означает, что нуждается в пересмотре и внесении изменений и дополнений ряд законодательных актов, особенно процессуального и исполнительного характера. 
Видимо, также настало время, когда статус и полномочия института национального омбудсмена следует приблизить или привести в соответствие с критериями Парижских принципов. Речь идет о наделении Уполномоченного по правам человека действительной независимостью, начиная с момента его назначения, которое, на мой взгляд, целесообразно оставить за Главой государства, но закрепив это уже в законодательном акте. В нем помимо этого должны получить также закрепление соответствующий статус, полномочия, принципы организации и деятельности главного правозащитника страны. Национальный омбудсмен приобрел бы таким образом необходимый ему авторитет. 
 
Радует то, что в вопросе придания институту Уполномоченного должного статуса и полномочий солидарны и депутаты Парламента страны, мнения которых озвучивались на различных научных форумах, конференциях и заседаниях «круглых столов». 
 
В теперь уже далеком 1994 году, будучи секретарем Комиссии по правам человека и первым заместителем председателя этой структуры, я предложил руководству развернутый проект учреждения института национального омбудсмена, основанный на Парижских принципах. В ответ услышал: «Все, что вы предлагаете, имеет право на жизнь, но не сейчас. Ведь страна находится в состоянии переходного периода. Заводы стоят, сельское хозяйство – на боку, не выплачиваются заработная плата, пенсии, пособия. Нам надо время для решения этих задач. Решим их, тогда вернемся к разговору». 
 
На дворе XXI век, независимый Казахстан перешагнул двадцатилетний юбилей. Несмотря на вызовы времени, а также финансово-экономические кризисы, страна узнаваема в мире благодаря успехам, достигнутым ею в социально-экономическом, политико-правовом развитии под мудрым руководством Главы государства. Лучшие времена для решения прав человека в полном объеме, на мой взгляд, настали. И нужно действовать.


Информация о работе Институт Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан