Виды унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в комплексном анализе на основе действующего законодательства, судебной практики и теоретических положений цивилистической науки института унитарного предприятия.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
провести анализ понятия и признаков унитарного предприятия;

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Правовая природа унитарного предприятия…………………….5
1.1 Понятие и признаки унитарного предприятия 5
1.2 Государственная и муниципальная собственность как основа возникновения унитарного предприятия…………………………………………………………….6
Глава 2 Виды унитарных предприятий 20
2.1 Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения 20
2.2 Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления 25
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

курсовая Альберта.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

      Регулирование деятельности казенных предприятий  Гражданский кодекс не предусматривает  какие-либо требования к производительному  использованию имущества, находящегося в хозяйственном ведении. Предприятие самостоятельно решает вопросы его применения. Право оперативного управления предполагает, что казенное производство владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с его назначением. Здесь прибавляется существенный элемент - право собственника доводить задание и обязанность предприятия его выполнять

      Государство утверждает предприятию не только план развития и план-заказ на поставку продукции для государственных  нужд, но и цены на нее, фонд оплаты труда на объем плана-заказа, лимит численности работников Вместе с тем оно устанавливает тарифную сетку и порядок оплаты труда. Таким образом, казенное предприятие, выполняющее государственное задание, не обладает хозяйственной самостоятельностью.

      Важно привести Порядок планирования и  финансирования деятельности казенных заводов (фабрик, хозяйств) в соответствие с Гражданским кодексом. Обязательное задание (план-заказ) следует ограничить объемом поставок продукции (в натуральном выражении в конкретной номенклатуре и ассортименте) с указанием сроков поставки. Предприятие должно выполнять прежде всего это задание, за него оно несет экономическую и административную ответственность. Следовательно, целью планирования производства является выполнение задания собственника при минимальных затратах ресурсов. Поэтому планирование должно быть компетенцией самого предприятия. Нет необходимости устанавливать сверху фонд оплаты и лимит численности, тарифную сетку и порядок оплаты труда работников. Цены на продукцию на общих основаниях могут быть оговорены в контракте (договоре), определяющем обязательства и ответственность как заказчика, так и предприятия, разумеется, за исключением случаев, когда установлен единый порядок государственного регулирования цен.27

      Такой подход усилит экономическую заинтересованность предприятия и его ответственность  за выполнение задания собственника. Вместе с тем это даст возможность  максимально использовать сэкономленные  и свободные ресурсы для разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности.

      В соответствии со ст. 8    Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 11.10.2002 г. № 161-ФЗ казенное предприятие может быть создано в случае:

      - если преобладающая или значительная  часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для    федеральных    государственных    нужд,    нужд    субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

      - необходимости использования имущества,  приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

      - необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

      необходимости разработки и производства отдельных  видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

      - необходимости производства отдельных  видов продукции, изъятой из  оборота или ограниченно оборотоспособной;

      - необходимости осуществления отдельных  дотируемых видов деятельности  и ведения убыточных производств;

      - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

      Основным  условием создания и функционирования казенных предприятий является необходимость поставки товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных нужд.

      Общие требования к договорам поставки для государственных нужд установлены параграфом 4 главы 30 ГК РФ.

      Заключение  государственного контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта.

      Условие о возмещении убытков не применяется  в отношении казенного предприятия. Таким образом, при размещении государственного заказа на казенном предприятии соответствующий орган государственного управления освобождается не только от возмещения прямых убытков, но и (что гораздо важнее) от применения штрафных и иных финансовых санкций. Из этого следует, что привлечение казенных предприятий для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд, в конечном счете, имеет целью минимизацию непроизводительных потерь бюджетов всех уровней.

      Статьей 530 ГК РФ предусмотрена возможность отказа покупателя от заключения договора поставки товаров для государственных нужд — покупатель вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю.

      Федеральное казенное предприятие учреждается  решением Правительства Российской Федерации.

      Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

      Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

      Основным  источником ресурсов для обеспечения  расширенного воспроизводства и у казенного предприятия являются доходы и прибыль. Поэтому решающее значение для нормального воспроизводственного процесса имеет порядок распределения последних..

      Но  этот вопрос остается сложным и запутанным;. Гражданский кодекс не вносит в него ясности. Им предусмотрено, что продукциям: доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном .ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управления в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст. 299.2). другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. Это означает, что продукция и доходы унитарного предприятия независимо от того, находится имущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении, принадлежат учредителю-собственнику. Следовательно, порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

      В итоге прибыль предприятия, полученная как от выполнения плана-заказа, так и в результате разрешенной самостоятельной деятельности, распределяется по нормативам, централизованно устанавливаемым государственным органом (собственником). Так называемый свободный остаток прибыли изымается в доход бюджета.

      Потребность производства в финансовых ресурсах (капитальных вложениях, оборотных средствах) зависит от характера выпускаемой продукции, от того, насколько часто ее приходится обновлять, от степени освоенности изделий, возрастной структуры основных фондов. Поэтому нормативы должны быть дифференцированы с учетом особенностей воспроизводства. В зависимости от вида производства и его состояния прибыль, причитающаяся собственнику имущества, может изыматься в бюджет или направляться в фонды предприятия.

 

      Заключение

      Экономическая стабильность каждой страны и ее определяются комплексом факторов. Важнейшее место среди них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями которые место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей многоукладной экономики. И хотя удельный вес унитарных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и подвижен, их роль бесспорна.

      Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес к вопросу правового положения унитарных предприятий. В последние годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

      Правовое  положение государственных унитарных  предприятий, являющихся выразителями интересов государства и общества, определяет их связи, режим деятельности с учетом интересов государства  в экономике Государство выступает в качестве субъекта различных правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать благодаря своим предприятиям в экономических, частно-правовых процессах — производстве, обороте и т.д.

      Государственные унитарные предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками  которой являются и унитарные  предприятия, происходит взаимопроникновение элементов частного и публичного права. Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение предприятий как унитарных юридических лиц - не собственников. Важно «состыковать» нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.

      Подводя итог проведенного исследования правовой основы государственных унитарных предприятий, можно сделать вывод о том, что система их правового регулирования только формируется и два уровня; федеральный и субъектов Российской Федерации, Основу этой системы Конституция РФ, федеральные законы, устанавливающие принципиальные положения функционирования государственных унитарных предприятий. субъектов Российской Федерации конкретизируют эти положения применительно к своим социально-экономическим условиям. Они являются базой для принятия правовых актов на отраслевом уровне, закрепляющих организационные структуры, основы компетенции и другие вопросы организации и деятельности государственных унитарных предприятий с учетом специфики и особенностей унитарных образований. При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов Федерации, по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий должно регламентировать наиболее важные его институты, оставляя достаточно простора для нормотворческой инициативы непосредственно предприятиям в целях наиболее полного учета мнения трудового коллектива.

 

      Список использованных источников

 

   I. Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации : часть первая : [федер. закон: принят Гос. Думой РФ  21.10.1994 г.: по состоянию на 27.12.2009 г.]. – М.: Кодекс, 2010.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации : часть четвертая: [федер. закон: принят Гос. Думой РФ  24.11.2006 г.: по состоянию на 08.11.2008 г.]. – М.: Кодекс, 2010.
  3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: [федер. закон: принят Гос. Думой РФ 11.10.2002 г.: по состоянию на 01.01.2008 г.] // Собрание законодательства РФ. -  02.12.2002. -  № 48.
  4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: [федер. закон : принят Гос. Думой 08 августа 2001 г. № 129: по состоянию на 2 июля 2005 г.] // Собрание Законодательства РФ. – 2005. - № 27.
  5. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «О доверительной собственности (трасте)» от 24.12.1993 г. № 2296.
 

   II. Научная и дополнительная литература

   6. Бабиков,  М.М. Правовые проблемы реализации государственной собственности. - Иваново.1996г.

   7. Беляева,  О.А. Предпринимательское право:  учебное пособие / О.А. Беляева;  под ред. В.Б. Ляндреса. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009.

Информация о работе Виды унитарных предприятий