Коммерческая и служебная тайны

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 05:34, курсовая работа

Краткое описание

Переход России к новым экономическим отношениям, развитие свободного предпринимательства и вызванное им появление конкуренции выдвинули необходимость законодательной защиты коммерчески значимой информации. Правовая защита коммерческой тайны предусмотрена ГК РФ (ст. 139), УК РФ (ст. 183) , Федеральными законами «Об информации» (ст. 2), «О конкуренции» (ст. 10-15), «О средствах массовой информации» (ст. 20, 41) и другими законами и подзаконными актами. Однако эти нормативные акты лишь декларируют право на коммерческую тайну, не раскрывая в должной мере ее понятие. Информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими липами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь прос

Оглавление

Содержание
Введение 3
1. Основная часть 5
Коммерческая и служебная тайны 5
1.1 Понятие служебной тайны 6
1.2 Понятие коммерческой тайны 13
1.3 Коммерческая и служебная тайны в гражданском праве 15
1.5 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны 24
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

курсовая по ГП.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

                  Переход России к новым экономическим отношениям, развитие свободного предпринимательства и вызванное им появление конкуренции выдвинули необходимость законодательной защиты коммерчески значимой информации. Правовая защита коммерческой тайны предусмотрена ГК РФ (ст. 139), УК РФ (ст. 183) , Федеральными законами «Об информации» (ст. 2), «О конкуренции» (ст. 10-15), «О средствах массовой информации» (ст. 20, 41) и другими законами и подзаконными актами. Однако эти нормативные акты лишь декларируют право на коммерческую тайну, не раскрывая в должной мере ее понятие. Информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими липами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса.

         Актуальность работы основывается на том факте, что правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.

          В современных условиях жесткой конкурентной борьбы защита различного рода информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Обеспечение защищённости отечественной научно-технической продукции способствует поддержанию национальной, в том числе экономической и технологической безопасности России. Надёжная охрана результатов интеллектуальной деятельности - наиболее эффективное средство борьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав авторов и владельцев научно-технических результатов.

         В рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

         Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности можно условно сгруппировать по направлениям:

- предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);

- правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);

- специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

         Объект исследования курсовой работы являются гражданско-правовые отношения в области защиты коммерческой и служебной информации.

         Предмет исследования курсовой работы коммерческая и служебная тайна.

         Цель курсовой работы - рассмотреть понятие коммерческой и служебной тайны и способы их защиты.

         Задачи курсовой работы:

- уяснить понятие коммерческой и служебной тайны;

- охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну;

- рассмотреть правовое регулирование коммерческой и служебной тайны;

- рассмотреть охрану коммерческой и служебной тайны в рамках трудовых отношений;

- рассмотреть ответственность за нарушение режима коммерческой и служебной тайны.

 

1. Основная часть

Коммерческая  и служебная тайны

           До принятия Закона нормы о коммерческой тайне содержались в самых разнообразных актах. Главенствующую роль в системе правовых источников о коммерческой тайне играл Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий как общую норму о служебной и коммерческой тайне (статья 139), так и специальные нормы, касающиеся частных вопросов коммерческой тайны применительно к отдельным видам договоров: договора подряда (статья 727), договора на выполнение научно-исследовательских о и опытно-конструкторских работ (статья 771), договора коммерческой концессии (франчайзинга) (статья 1032) и т.д. Не последнее место в системе источников занимали и иные федеральные законы, среди которых Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Законы о хозяйственных обществах и др. Действовали также подзаконные нормативные правовые акты: Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» и иные. Закон в некоторой степени упорядочил такую громоздкую систему правовых источников. Статья 2 Закона устанавливает, что отношения по поводу коммерческой тайны могут регулироваться только Законом, Гражданским кодексом и иными федеральными законами. Таким образом, во-первых, только законы, нормативные правовые акты высшей юридической силы, могут содержать нормы о коммерческой тайне, а во-вторых, законы должны быть приняты на федеральном уровне. Такая норма вполне соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданское законодательство отнесено к исключительному предмету ведения федеральных органов государственной власти. Следовательно, формально не отмененные Постановление Правительства, Указ Президента, иные подзаконные акты фактически не подлежат применению, поскольку это противоречило бы Закону.

Закон четко отграничил законодательство о коммерческой тайне от законодательства о государственной тайне. В Законе содержится прямое указание, что его нормы не применимы к отношениям, урегулированным Законом о государственной тайне. Такое положение также вполне соответствует тенденциям в законодательстве (например, КоАП и УК содержат разные статьи или их части, посвященные государственной тайне и коммерческой или служебной тайне). Очевидна и разная отраслевая принадлежность норм: коммерческая тайна — гражданско-правовой институт, государственная тайна — институт административного права. 

1.1 Понятие служебной тайны

          Конституция Российской Федерации закрепила право граждан, организаций и государства на тайну, а также право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1, с. 85-238] . В этой связи возникает проблема нахождения баланса между обеспечением тайны и обеспечением права на информацию.

     Решение этой проблемы в определенной степени возможно путем осуществления четкой регламентации общеправового понятия тайны в широком смысле этого слова и на этой основе формирования определения конкретных видов тайн, охраняемых законом.

     Правовое  понятие отдельных видов тайн нашло свое отражение в Уголовном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, федеральных законах, иных нормативных актах, а также в научно-правовой и справочной литературе [2-4] . Анализ указанных источников показал, что на сегодняшний день отсутствует общеправовое понятие тайны, отдельные виды тайн раскрыты недостаточно конкретно, носят расплывчатый характер, имеются спорные точки зрения по этим вопросам.

     В целях определения общеправового понятия тайны необходимо выделить общие и отличительные признаки, присущие конкретным видам тайн. В законодательстве определяется понятие государственной, коммерческой, банковской тайны и тайны частной жизни.

     Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. № 1233, 1998 г. № 936 и 1999 г. № 1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны. 

     Служебная тайна - это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.  Возможны другие варианты: служебная тайна - несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях. 

     С позиций документоведения служебная  тайна - это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

     Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах  граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебную тайну) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

     Потенциальными  носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны.[12]1 Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Тут существует несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения устанавливает Конституция (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет. Некоторые примеры служебной тайны. 

     Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

     К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне. 

     Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный  режим хранения и доступа и  соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».  

     Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.  

     В соответствии с Законом, ст. 3, государственной  регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями. 

     Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что  усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия). 

     Руководитель  ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации.  

Информация о работе Коммерческая и служебная тайны