Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:18, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность – по гражданскому законодательству РФ – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
В виду изменений происходящих в законодательстве актуальной представляется проблема определения правового статуса предпринимателя.

Оглавление

Введение 3
1. Правосубъектность индивидуального предпринимателя 4
2. Понятие и правила государственной регистрации индивидуального предпринимателя 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

гражданско-правовое положение ИП.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

С учетом сказанного можно определить третий признак, связанный с личностью гражданина-предпринимателя. В качестве индивидуального предпринимателя гражданин всегда выступает непосредственно – от своего имени, не создавая для ведения предпринимательской деятельности юридического лица, и осуществляет эту деятельность своим самостоятельным трудом.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредствен от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

 

2. Понятие и правила государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности).

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданину необходимо выполнить следующие действия:

1) обратиться в регистрирующий орган;

2) получить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) получить лицензию на отдельные виды деятельности (если на выбранный вид деятельности требуется лицензия);

4) зарегистрироваться во внебюджетных фондах для уплаты взносов;

5) открыть счета в банке.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Причем в некоторых случаях необходимость такой регистрации может быть вызвана не только желанием самого гражданина. Например, гражданин Ф. по завещанию получил в наследство от своего дяди (индивидуального предпринимателя) работающее предприятие. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятие является объектом прав и представляет собой единый имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, с принятием наследства Ф. стал собственником всего имущества предприятия, которое представляло собой отдельно стоящее здание с подведенными коммуникациями, станками, оборудованием и т.п. При этом Ф. стал правопреемником дяди по всем долгам и требованиям, связанным с предприятием, в том числе по заключенным хозяйственным договорам и трудовым контрактам с наемными работниками. Для того чтобы иметь право осуществлять предпринимательскую деятельность на этом предприятии, Ф. должен в установленном порядке зарегистрироваться в качестве предпринимателя. В противном случае или при обоснованном отказе регистрирующего органа ему придется продать это предприятие в соответствии со ст. 238 ГК РФ либо передать его в доверительное управление (ст. 1012–1026 ГК РФ).

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в новой редакции, как и в других законодательных и нормативно-правовых актах, принятых в последнее время, начала реализовываться одна из основных задач Правительства РФ – сокращение административных барьеров, затрудняющих развитие предпринимательства, и оптимизация расходов федерального бюджета на государственное управление.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона №129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, причем этот Реестр отделен от реестра юридических лиц. В случае перемены предпринимателем места жительства регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Следует отметить, что за непредставление или несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в государственный реестр, заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом.

Ошибочным является мнение некоторых индивидуальных предпринимателей о том, что они в одночасье могут принять решение о добровольном прекращении своей деятельности и не обязаны в связи с этим обращаться в какие бы то ни было государственные структуры. В таком случае за предпринимателем остаются все его обязанности, например по своевременному представлению деклараций в налоговые органы. Поэтому индивидуальные предприниматели, принявшие решение о прекращении предпринимательской деятельности, должны представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме, утвержденной Правительством РФ, а также документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган погашает ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вносит соответствующую запись в книгу государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Номер государственной регистрации индивидуального предпринимателя попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется.

Прекращение предпринимательской деятельности может произойти и в связи со смертью гражданина. В данном случае государственная регистрация осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

По общему правилу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время у предпринимателя сохраняется обязанность регистрации в Пенсионном фонде РФ и в Фонде социального страхования РФ (если индивидуальный предприниматель использует наемный труд) в соответствии с Федеральными законами от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Статья 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регулирует вопросы регистрации страхователей в органах Пенсионного фонда РФ.

Порядок регистрации в органах ПФР индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа, регулируется Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16 августа 2002 г. №89п «Об утверждении порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей». В соответствии с действующим российским законодательством порядок и условия уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ неразрывно связаны с единым социальным налогом, который уплачивается по правилам, установленным гл. 24 Налогового кодекса РФ. В целях применения гл. 24 НК РФ, т.е. в целях уплаты единого социального налога, к индивидуальным предпринимателям как лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, относятся также главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время постановка на учет в территориальном фонде обязательного медицинского страхования не влияет на перечисление взносов, т. к. такие взносы заменены уплатой единого социального налога. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты взносов, входящих в единый социальный налог, с 1 января 2001 г. поручено осуществлять налоговым органам (ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ).

Индивидуальный предприниматель физическое лицо со свойственными ему проблемами. Вполне возможно он может временно приостановить свою предпринимательскую деятельность, например в следствии болезни, осуждения за общеуголовное преступление к лишению свобода и т.д.

В ныне действующих законодательных актах, определяющих порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не установлен порядок временного прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае временной приостановки осуществления им предпринимательской деятельности, поскольку в результате государственной регистрации физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя, что и подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. Следовательно, временная утрата физическим лицом полученного статуса без аннулирования его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя неправомерна.

 

Заключение

В настоящее время осуществление предпринимательской деятельности гражданами без образования юридического лица является наиболее популярным. Это связано со многими преимуществами индивидуального предпринимательства по сравнению с иными формами экономической активности.

Следует отметить, прежде всего, такое качество частнопредпринимательской деятельности, как ее гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым реалиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности – способность выявить потребность и удовлетворить ее – присуще в большей степени именно деятельности граждан без образования юридического лица.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредствен от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: [принята 12 декабря 1993 г.]
  2. Федеральный закон РФ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №129-ФЗ, принят 08.08.2001 г.
  3. Федеральный закон РФ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации №209-ФЗ, принят 24.07.2007
  4. Федеральный закон РФ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) №134-ФЗ: принят 08.08.2001 г.
  5. Федеральный закон РФ О государственной гражданской службе Российской Федерации №79-ФЗ: принят 27.07.2004 г.
  6. Федеральный закон РФ Об основах обязательного социального страхования №165-ФЗ, принят 16.07.1999 г.
  7. Федеральный закон РФ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации №167-ФЗ, принят 15.12.2001 г.
  8. Постановление ПФ РФ Об утверждении порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей №197п, принято 02.08.2006 г.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации: [федеральный закон от 31 июля 1998г.]
  10. Гражданский кодекс: [федеральный закон от 30 ноября 1994]
  11. Архипов Д.А. Распределение риска в договорных обязательствах с участием предпринимателей [Текст]// Журнал российского права. - 2005. - № 3. - С.74-78
  12. Говоров Л.В. Большой шаг малого бизнеса [Текст]//ЭЖ-Юрист.-2007.- № 32.- С.4-7
  13. Гражданское право: учебник. В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. [Текст]/ Отв. ред. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. – М., ТК Велби. 2003. – 630с.
  14. Данилина И.Е. Индивидуальный предприниматель [Текст] М., Проспект, 2008 – 205с.
  15. Елизарова М.Н. Актуальные вопросы судебной практики по делам о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей [Текст]//Российский судья- 2006.- № 11.-С.33-38
  16. Калмыкова А.В. Основные черты государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования [Текст]//Журнал российского права.- 2007.- № 5.- С.51-54
  17. Козлова Н.В. Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки [Текст]// Законодательство. – 2008. – № 2. – С. 18-21
  18. Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству [Текст]//Законодательство и экономика.- 2006.- № 11.- С.11.
  19. Мамай В. Правовой режим гражданина – предпринимателя [Текст]// Хозяйство и право. - 2003. - № 12. - С. 23-28
  20. Мицкевич А.В. Субъекты советского права [Текст]. М.: Госюриздат, 1962. – 230с.
  21. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) [Текст]/ Под ред. Мозолина В.П., Малеиной М.Н. – М., Норма. 2004. – 760с.
  22. Пятков Д.В. Коммерческие организации: проблемы приобретения дееспособности [Текст] // Российский юридический журнал. - 2008. - № 1. - С. 84 – 89
  23. Сафарова Е. Ю.Когда предприниматель — иностранец: инструкция по регистрации [Текст]// Современный предприниматель.- 2008.-№ 6. – С.13.

Информация о работе Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя