Гражданское общество и государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:23, реферат

Краткое описание

Актуальность: Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Глава I Гражданское общество: понятие, принципы и признаки
1.1. Понятие гражданского общества и причины его
возникновения………………………………………..……………….6
1.2 Структура гражданского общества……………………………..11
Глава II Гражданское общество и государство
2.1. Соотношение гражданского общества и государства…………17
2.2. Перспективы развития гражданского общества в России……………………………………………… ……………..22
Заключение…………………………………………………………….26
Библиографический список…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

    Начало  данному процессу положило формирование представительного государства, выступающего от имени всего населения. Для  этого необходимо было законодательное  признание юридического равенства  людей на основе наделение их правами и свободами. Замена сословного неравенства всеобщим юридическим равенством определило качественно новое социальное положение личности. Теперь индивиды независимо от их социального происхождения и имущественного положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей.

    Многие  черты и качества гражданского общества находятся еще в стадии развертывания  и формирования. Сегодня этот процесс  осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности, и различного рода катаклизмы формирование гражданского общества идет в мировом масштабе, с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. 

    1.2 Структура гражданского общества 

      Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

      Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.10 Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

      Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

      Социальная  система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

      Второй  блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и  т. п.).

      Третий  блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).

        Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

      В качестве первичного слоя здесь выступают  отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

      Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.

      Отношения распределения, обмена, потребления  общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы — социальной.

      Политическую  систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

      Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью, которой выступает всегда политическая (государственная) власть.

      Помимо  сугубо властных существует целая гамма  политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.

      Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

      Жизненно  необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

      Информационная  система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.11

      При характеристике гражданского общества следует иметь ввиду три обстоятельства. Во-первых, данная классификация носит  условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек как совокупность общественных отношений и мера всех вещей. Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической культурой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества. В современном понимании правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает условия для его нормального функционирования и развития. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизационным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.

      Резюмируя сказанное, следует отметить, что 

             -     гражданское общество  – «это условное наименование того способа современной жизни, с которым неразрывно сплетены важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации – рыночную экономику и демократию. …Осью гражданского общества является частная собственность. Для возникновения гражданского общества понадобилась реформация в Европе в XVI-XVII веках, превращение человека  в индивидуума и собственника»12;

      - структуру современного гражданского  общества можно представить в  виде пяти основных систем, отражающих  соответствующие сферы его жизнедеятельности.  Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная система;

      - гражданское общество – это  свободное демократическое правовое  общество, ориентированное на конкретного  человека, создающее атмосферу уважения  к правовым традициям и законам,  общегуманистическим идеалам, обеспечивающая свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающая возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II.  ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

 
 

2.1. Соотношение  гражданского общества и государства 

     Гражданское общество представляет собой не изолированное от государства социальное пространство. Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как они охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то, же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом.

       Государство и гражданское общество  неразрывно связаны друг с  другом, составляют две части  единого общественного «организма».  В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, она разграничивается на основе принципа разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную). Разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не равняется его социально-экономической роли в гражданском обществе, делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.13

     Существуют  две модели взаимодействия государства  и гражданского общества: либерализм и этатизм. С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для него и, следовательно, для субъектов гражданского общества.

       Классический либерализм, представителями  которого были Дж. Локк, А. Смит, отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное участие государства в образе «ночного сторожа», полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.14

     Этатизм занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства, тем лучше для гражданского общества. В рамках данного подхода различают два варианта регулирующего воздействия государства на общество – авторитарный и демократический этатизм.

     Авторитарный  означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится односторонне формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим представляет собой крайнее проявление этатизма. Задает общее направление социально-экономического развития, резко ограничивает действие механизмов саморегулирования, не разрушая их и не подавляя гражданское общество.

Информация о работе Гражданское общество и государство