Гарантия прав человека на информацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение права человека на получение информации, реализацию данного права и гарантии защиты права на информацию.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие информации, развитие и положение в юриспруденции 5
1.1. Информация в широком смысле слова 5
1.2. Информация в юриспруденции и правовое положение информации 8
1.3. Фундаментальные принципы информации в юриспруденции 14
Глава 2. Понятие, способы реализации и гарантии прав человека на информацию 16
2.1. Право гражданина на информацию 16
2.1. Способы реализации права на информацию 22
2.3. Гарантии реализации прав человека на информацию 25
Заключение 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик)))))))))).docx

— 61.76 Кб (Скачать)

Ведение 

   Актуальность. Информация -неотъемлемая часть жизнедеятельности человечества и многие уже не мыслят своё существование без неё. Двадцать первый век, новая информационная эра, сменяя предыдущие, индустриальные концепции развития перспективно меняет приоритеты - и вот уже главным объектом усердного внимания учёных по всему миру прочно становятся информационные технологии. Информация стоит такой высокой оценки благодаря тому, что представляет собой неисчерпаемый экономический ресурс. Развитие информации, как предполагается, прочно войдя во все сферы жизнедеятельности человечества, представляет собой широкий простор для ее всестороннего использования, адаптирования законодательства под нее, так как мы стоим еще лишь на начальном этапе освоения данного еще нового для нас типа ресурсов. Поэтому, учитывая подобную насущность рассматриваемого вопроса, можно выделить цель данной курсовой работы, которая заключается в исследовании информации и конституционного права на нее в России. В связи с тем, что науке известно множество методов изучения проблемы, для сравнения в курсовой будут использоваться и подтверждающие примеры других государств.

   Объект. В качестве объекта исследования выступает право человека на информацию: гарантии и реализация этих прав.

   Цель и задачи. Целью курсовой работы является изучение права человека на получение информации, реализацию данного права и гарантии защиты права на информацию.

   Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

     -рассмотреть понятие "информация" в широком аспекте;

     -рассмотреть понятие информация частным образом в юриспруденции;

     -сделать выводы на основе сопоставления и обобщения;

     -исследовать нормативно - правовые акты касательно данной темы:

     -исследовать работы и мнения других авторов по данной проблеме;

     -раскрыть проблемные аспекты, возникающие на практике применения написанного, выявить несоответствия прокламируемого материала действительности.

    Методологическая, теоретическая основы исследования. Методологической основой курсовой работы стал диалектический метод научного познания. Использовались другие общенаучные, частно - научные и специальные методы: системный, исторический, структурно-функциональный, метод моделирования, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический в форме анкетирования и другие.

   Теоретическую основу составили  гуманистические философские учения, прогрессивные правовые концепции,  достижения теории права и  государства и других юридических  наук, а также всеобщей и российской  истории.

   Научная новизна. Курсовая работа  представляет собой комплексное исследование, специально посвященное теоретико-правовым аспектам права человека на информацию.

   Практическая значимость. Результаты исследования могут найти свое применение, например: на лекционных или семинарских занятиях, так же может войти в состав какой-либо диссертации. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие информации, развитие и положение в юриспруденциию.

  1.1 Информация в широком смысле слова. 

  Слово "Информация" (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение, от лат. informare - придавать форму) -

     1) В широком смысле - абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста.

     2) В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

    3) В общем значении - Сведения об объектах живой или неживой природы, их свойств и взаимном влиянии друг на друга.

   Главным образом информация может трактоваться и рассматриваться по-разному, с точки зрения различных наук и дисциплин. Так, различают информацию в физике, в математике, в юриспруденции, в теории управления, в кибернетике, в иных общественных, естественных науках и так далее. Условия проделываемой работы и рамки юридической её направленности позволяют сузить рассматриваемое явление лишь в аспекте юридических наук, не выходя за пределы её прикладных отраслей (например, в судебной медицине и юридической психологии применительно рассматривать информацию (наследственную) как порядок следования генов в ДНК).

   Юридическая наука - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.

   Итак, выясняется, что в настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Главнейшим из них принято считать (если информация рассматривается как объект) наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, даже общество роботов и т.д. (Примечательно, что спектр субъекта права очень широк и не ограничивается только лишь человеческим обществом.)

   Юриспруденция - совокупность наук о праве и его практическом применении.

   В юриспруденции (ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статья 2) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Это означает, что наука имеет представление о различных видах (формах) представления информации, их количество растет.

   Какие же бывают формы представления информации? В ходе попытки придания определениям максимально популярной доступности, считается возможной такая классификация на 4 пункта:

     1) Текстовая - (символы, обозначающие лексемы языка, или буквы)

     2) Числовая - (цифры и знаки, обозначающие математические действия)

     3) Графическая - (изображения, предметы, графики и т.п.)

     4) Звуковая - (устная или в виде записи)

   Примечательно, что развитие технологий объединяет многие виды информации и в наши дни особое распространение получают так называемые electronic books (e - books) или электронные книги, а так же аудиокниги как новый способ восприятия текстовой, звуковой и любой другой информации, обычно в связи с появлением электронных программ. К слову, это представляет особенную важность для правоведов, так как являет собой ещё не изученные правом отрасли юридических наук, что зачастую оборачивается проблемами (электронные формы информации до недавнего времени вообще не рассматривались как объект права, ввиду схожести их с программным обеспечением), но об этом после.

Говоря  о способах восприятия информации, необходимо выделить основные из них, связанные с реакцией рецепторов индивида на раздражитель-информацию:

     -Визуальная - воспринимаемая органами зрения.

     -Аудиальная - воспринимаемая органами слуха.

      -Тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами. (Осязание)

      -Обонятельная - воспринимаемая обонятельными рецепторами.

     -Вкусовая - воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

   Таким образом, примерная и максимально сжатая структура информации как понятия общего создает определенный фундамент для перехода к частнонаучной попытке её рассмотрения с юридической точки зрения.

1.2. Информация в юриспруденции, правовое положение информации

 

   Одним из наиболее важных пунктов является законная обоснованность существования, пользования и свободного и беспрепятственного распространения информации по территории России в основном при помощи СМИ ,являющихся ведущим каналом реализации конституционного права на информацию.

   Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав и возможностей человека и гражданина. Конституция Российской Федерации в ст.29 п.4 устанавливает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако особо оговаривается, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом1.

   Согласно ФЗ "О средствах массовой информации", “в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации2. ”

   Такое правовое положение подтверждено и Конституцией РФ, в которой Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" статья 23.2 (Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений…). А статьи 29.1 и 29.5 прокламируют гарантию свободы человека и гражданина на массовую и личную информацию и запрет цензуры. В нашем государстве иначе быть не может, так как оно демократическое и светское.

   Как видим, право человека и гражданина на информацию закреплено не только Конституцией России, но и Нормативно - правовыми актами, как то: Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации", закон "О СМИ", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти" и другие НПА президента РФ, субъектов РФ.

   Несмотря на это появляются противоречащие "запрету цензуры" попытки использования информации в сугубо личных, ущемляющих права граждан целях, прикрывающих действительность и имеющих политическую направленность. К счастью, государство делает всё возможное, чтобы явление дезинформации через СМИ пресекалось, и повсеместно соблюдались и сохранялись конституционные принципы информирования граждан.

   Например, Закон "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области", принятый 6 июля 2002 года, гласит, что целями его является "…обеспечение открытости деятельности органов государственной власти Калининградской области, информационных механизмов предупреждения и устранения обстоятельств, способствующих злоупотреблениям органов государственной власти и их должностных лиц в Калининградской области"3.

   Законодательство Калининградской области вообще специфично тем, что этот субъект РФ представляет собой анклав, то есть отделенный от общей территории страны тремя государствами - Литвой, Латвией и Белоруссией - участок.

   Итак, обеспечение информационной безопасности Российской Федерации является одной из ключевых составляющих развития информационного общества.

   Ко всему прочему, это является еще и необходимостью, так как обязательность правдивости информации закреплена в частности статьей 42 Конституции РФ ("Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением") , регламентирующей право человека на получение информации4.

   Важнейшим посредником между информацией и человеком являются способы (средства) ее донесения и обработки. Так в уже упомянутом выше законе "О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области" Статья 12 определяет формы обеспечения непосредственного доступа к документам и материалам органов государственной власти Калининградской области посредством:

     -фондов официальной информации органов власти;

      -библиотечных фондов официальной информации;

      -баз данных.

   В масштабах всей страны информацией в целом занимается отдельное Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. От правильности и согласованности его деятельности зависит качество обслуживания граждан и соблюдение конституционных норм. Структура этого важного органа, а так же способы распространения информации, перспективы их развития, финансирование, контроль над неразглашением государственных тайн и прочее - это лишь "вершина айсберга", который являет собой юрисдикцию подконтрольных этому министерству информационных средств.

Информация о работе Гарантия прав человека на информацию