Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 12:42, дипломная работа

Краткое описание

Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности — частные предприятия, акционерные общества, различного рода товарищества и т. п.
Возросло не только умышленное посягательство на собственность, но и иные преступления, связанные с хозяйственной деятельностью: экономические злоупотребления, злоупотребления полномочиями сотрудниками коммерческих организаций, взяточничество и коммерческий подкуп, мошенничество, подделки документов и т. п. Появилось немало новых и ранее редко встречающихся преступлений: лжепредпринимательство, незаконное получение кредита и злостное уклонение от его возврата, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и т.п.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность обеспечения экономической безопасности
§ 1. Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее…………………………………………..7
§ 2. Характеристика преступлений в сфере экономической деятельности………………………………………………………………….19
Глава 2. Характеристика деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности
§ 1. Деятельность полиции по предупреждению экономических преступлений………………………………………………………………….25
§2. Выявление экономических преступлений – как основное направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности…………………………………………………………………..32
Заключение…………..…………………………………………………46
Список используемой литературы ……………….…………………..57
Введение

Файлы: 1 файл

иляхина О.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Опыт показывает, что представителю органа уголовного преследования под силу справиться лишь с третьей задачей. И то при условии, что успешно решены две предыдущие. А для решения их, как уже отмечалось выше, следователю или оперативнику не обойтись без помощи специалиста.

Как показал анализ материалов уголовных дел, объем экономической информации часто весьма велик, особенно по налоговым преступлениям. Кроме того, изучение бухгалтерской документации не исчерпывает собой всех вопросов, возникающих в ходе принятия решения о возбуждении уголовного дела. Порой требуется исследовать не только последствия экономической деятельности, но и правомерность и обоснованность самого факта ее возникновения. И в этом случае субъекту проверки также не обойтись без помощи специалиста-ревизора.

В заключении следует отметить, что своевременное ознакомление следователя с материалами предварительной проверки способствует правильному выбору момента возбуждения уголовного дела, получению необходимых рекомендаций по сбору и закреплению информации по конкретному делу с учетом специфики экономического преступления, выбору способов легализации собранных материалов и т.п.

 

 

 

 


Заключение

 

Результаты проведенного исследования дают основания для следующих выводов:

1. Преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, разнообразны, квалифицируются по соответствующим статьями главы 22 УК РФ, совершаются различными способами. Однако все они характеризуются типичными особенностями, которые во многом определяют содержание криминалистической характеристики и состоят в следующем:

— деятельность в экономической сфере регламентируется правовыми нормами и должна оформляться соответствующими учетными документами;

— преступления совершаются умышленно (с прямым умыслом, реже с косвенным), как правило, путем нарушения по различным мотивам определенных правовых требований, правил, положений, инструкций, в том числе порядка, установленного на конкретном предприятии, организации, в основном в корыстных целях;

— преступления совершаются: субъектами предпринимательской деятельности (руководителями, директорами предприятий, их заместителями, рядовыми работниками), экономическими лицами государственных органов или с их участием, а также иными лица не относящимися к организации на которой совершено преступление (например, при незаконном получении кредита);

— преступления совершаются в большинстве случаев в процессе осуществления предпринимательской деятельности, выполнения тех или иных производственных операций или под их прикрытием;

— преступные действия, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета и документооборота, частично находят свое отражение в документах, т.е. оставляют определенные следы, реже такие следы – отсутствуют, что тоже может свидетельствовать о преступном умысле;

— преступления носят длящийся характер, осуществляются систематически и, как правило, в рамках легальной хозяйственной деятельности;

— преступные действия связаны с деятельностью других предприятий и организаций (контрагентов) и, таким образом, криминалситически значимая информация может быть отражена в их деятельности, операциях, документах, в памяти лиц, работающих в этих организациях;

— преступная деятельность осуществляется в рамках предпринимательской, коммерческой деятельности, конкретных операций, в определенных условиях, которые в той или иной степени находятся под ведомственным, государственным контролем; результаты проверок органов государственного контроля документально оформляются и при этом, несомненно, формируются определенные следы;

— в результате совершения экономических преступлений гражданину, предприятию, организации и государству в целом причиняется определенный вред, ущерб, который отражается на финансовом и экономическом состоянии этих субъектов. В УК РФ последствия преступлений в сфере экономики измеряются такими понятиями как «крупный размер» и «крупный ущерб».

2. Основная тяжесть по обеспечению  экономической безопасности ложится на органы внутренних дел, и приоритетная роль в предупреждении экономических преступлений принадлежит подразделениям полиции.

В системе подразделений полиции функциями по противодействию экономическим преступлениям наделены подразделения по борьбе с экономическими преступлениями[20], возглавляемые Главным  управлением   экономической безопасности и  противодействия  коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации[21].

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

- выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики. Вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, иные уполномоченные органы, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики;

- проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляют ежемесячный анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики;

- поддерживают взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц;

- осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики;

- участвуют в освещении средствами массовой информации деятельности и результатов работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям.

Эффективность предупреждения экономических преступлений обеспечивается высококачественной информационно-аналитической деятельностью, наличием научно обоснованных прогностических оценок высокой достоверности; ОВД, в частности, следует оценивать следующие показатели:

- действительный уровень и тенденции криминального бизнеса, как паразитирующего на легальной экономике, так и выражающегося в нелегальной экономической деятельности;

- доля в нем преступных сообществ;

- сравнительную интенсивность совершаемых мошенничеств по сферам и территориям.

Объектами предупредительной деятельности органов внутренних дел являются:

- негативные явления и процессы, способствующие совершению конкретных экономических и налоговых преступлений или облегчающие их совершение;

- юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установлению правил, нормативов и стандартов;

- лица, замышляющие или подготавливающие преступления;

- лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за их поведением в предусмотренных законом случаях;

- лица с устойчивым противоправным поведением;

- лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений, если уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям;

- лица, являющиеся потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего возраста, поведения, образа жизни, физических, психических или психологических особенностей, социально-ролевых установок.

3.Анализ правоохранительными органами признаков экономического преступления осложняется отсутствием специальных познаний у сотрудников подразделений полиции и слабостью оперативных позиций, не позволяющих в полной мере не только влиять на оперативную обстановку в экономической системе и даже отслеживать многие криминогенные процессы.

В этой связи в предупредительной деятельности экономического преступления большое значение должно быть уделено исследованию "признаков-симптомов", для чего необходимо выработать концепцию и методику мониторинга по выявлению и анализу признаков-симптомов, организовать обучение следователей и сотрудников оперативно-розыскных подразделений ОВД основам мониторинга, базирующегося на анализе признаков-симптомов.

В соответствии с П.3 статьи 2  Федерального закона «О полиции» к числу основных направлений ее деятельности относится: выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.

Кроме законного повода, для возбуждения уголовного дела необходимы и достаточные основания, т.е. конкретные фактические данные, свидетельствующие о наличии признаков совершения экономического преступления. Например, по делам о незаконном предпринимательстве, незаконной банковской деятельности, лжепредпринимательстве и некоторым другим преступлениям в сфере экономики, в частности, относятся:

— факты приобретения и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг гражданами без соответствующей государственной регистрации либо специального разрешения или с нарушением условий лицензирования;

— сведения об осуществлении экономическими лицами незаконной банковской деятельности, кредитных операций без соответствующей регистрации либо разрешения или с нарушением условий лицензирования, а также по истечении срока действия лицензии;

— данные об образовании гражданами коммерческого предприятия на территории России либо за рубежом без намерения выполнять законную предпринимательскую, банковскую деятельность, либо с целью незаконного получения кредитов, имущественной выгоды, уклонения от уплаты налогов, прикрытия запрещенных видов деятельности;

— факты перечисления значительных сумм денежных средств, иностранной валюты, полученной от незаконной предпринимательской деятельности на счета предприятий, имеющих налоговые льготы, либо лжепредприятий;

— сведения о создании незарегистрированной фирмы на базе ранее имевшегося, но в данное время ликвидированного предприятия;

— случаи использования подложного сертификата и фиктивных учредительных документов на приобретение иностранной компании;

— данные о фальсификации различных представительских документов (доверенностей, кредитных карт, акций, хозяйственных договоров);

— факты расчетов за работы, услуги неучтенными промышленными товарами, продуктами питания, денежными средствами из "черного нала" и др.

Всю типичную исходную информацию о преступлении можно разделить на:

                       доказательственную (используется в процессе доказывания, после возбуждения уголовного дела);

                       ориентирующую (носит ориентирующий характер и в ходе поисково-познавательной криминалистической деятельности в целях выявления новой доказательственной информации и установления иных источников обстоятельств, так или иначе связанных с преступлением);

                       вспомогательную (не имеющую значения для решения вопроса о возбуждении уголовного дела).

Исходную информацию о преступлении, поступающую в правоохранительные органы, можно также подразделить на две группы:

3.                     материалы, требующие предварительной проверки о событии преступления;

4.                     материалы, не нуждающиеся в подобной проверке до возбуждения уголовного дела, как уже содержащие необходимые и достаточные сведения о признаках преступления.

Материалы первой группы содержат лишь косвенную, неполную и недостаточную информацию о событии преступления, его признаках, либо информация носит противоречивый характер.

Вторая группа содержит данные о преступлении, достаточные для возбуждения уголовного дела; при этом отсутствуют сведения об обстоятельствах, исключающих производство по делу, а дополнительную информацию о признаках преступления собирать до возбуждения дела нет необходимости.

В материалах, служащих поводом и основанием для возбуждения уголовного дела необходимо наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При этом не требуется доказывать признаки всех элементов состава преступления. Признак преступления есть материальный или интеллектуальный след преступления и сопутствующих ему существенно значимых для расследуемого дела обстоятельств.

Предварительная проверка, как специфическая разновидность поисково-познавательной деятельности, проводится с целью своевременного и обоснованного возбуждения уголовного дела, т.е. выяснения, действительно ли совершено общественно опасное деяние и если совершено, содержит ли содеянное признаки преступления. При проверке предварительно устанавливается наличие (или отсутствие) признаков того или иного состава преступления, что необходимо для правильной квалификации преступлений, а также определения его подследственности.

Информация о работе Деятельность полиции по обеспечению экономической безопасности