Законность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Оглавление

Введение
1. Понятие законности и ее сущностные признаки
2. Принципы законности.
3. Гарантии законности.
4. Содержание законности.
5. Требования законности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ЗАКОННОСТЬ КУРСОВАЯ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

              Введение

1.      Понятие законности и ее сущностные признаки

2.      Принципы законности.

3.      Гарантии законности.

4.      Содержание законности.

5.      Требования законности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит выражение в формальных нормативно-правовых актах - законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных сборниках. Право реально прежде всего потому что властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении людей - граждан, исполняющих закон, лиц, вступающих в отношения путей заключения договоров, судей и иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне воплощения в правовых отношениях.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению правовых норм в жизнь. Эта сторона правового регулирования охватывается такими юридическими категориями, как «реализация права», «применение права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопряжены непосредственно с действием права, но описывают его лишь с какой-то одной стороны. «Правомерное поведение» определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую связь его участников, «эффективность права» - на результативность правового воздействия и т. д. Законность же - комплексная категория, охватывающая все стороны жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория «законность» фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием властной воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах: в плане «правового» характера общественной жизни; с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми его субъектами. Это по своей сути правильное понимание, «однако» оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Указанное понимание односторонне ориентировало и юридическую практику. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов - выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Подобная трактовка законности есть результат отождествления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является «правом» и соответственно требует неукоснительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового регулирования, законности. Напротив, они порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнении норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится стороной.

Рассматриваемая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства. Не случайно ранее теория правового государства носила иное название - «господства права».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие законности и ее сущностные признаки

С возникновения еще самых первых государств на заре человечества, каждое государство сталкивалось с необходимостью создания законов, но основная проблема возникала сразу вслед за этим необходимость их соблюдения. Создавались властные структуры, призванные обеспечивать неукоснительное исполнение законов, т. е. принуждать население к соблюдению законности. На мой взгляд любое государство вовремя не осознавшее, что издание законов, инструкций и тип, отнюдь не гарантирует само по себе того, что граждане тут же бросятся их исполнять просто нежизнеспособно. Наоборот часто возникают ситуации, когда принятие законов (особенно налоговых) приводит чуть ли не к единодушному саботажу. Поэтому немедленно должна быть отработана система контроля за их исполнением. Так все-таки что такое законность?

Вместе с появлением государства и его законов по является и законность как требование точного и неуклонного соблюдения законов государства. В условиях, когда нормы права сосредоточены в законодательстве, осуществление таких норм, их практическая реализация возможны только тогда, когда в стране действует режим законности. Если законность-это прежде всего требование соблюдения всех законов, то режим законности это такие политические, экономические, социальные и моральные обстоятельства, при которых соблюдение законов государства, беспрепятственное осуществление юридических прав и добросовестное исполнение юридических обязанностей являются принципом деятельности всех государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций, отдельных граждан. На философском языке законность -это область долженствования. Понятие законность характеризует правовые вопросы под углом зрения реального, практического осуществления права, его связи с политическим режимом, с демократией, идейно-духовными, нравственными основами правовой системы. В юридическом аспекте законность оказывается связующим звеном между юридическими нормами и правоотношениями. В политическом плане законность при соответствующих исторических условиях оказывается воплощением связи между правом и государством, зависит от характера власти и сама влияет на форму государства. Демократические формы государства и законность оказываются началами такой организации жизни людей, которые ограждают в той или иной форме и степени личность от произвола власти, массу от анархии личностей, общество в целом от насилия со стороны меньшинства. Требование власти соблюдать ее законы превращается в политическое требование населения исполнять законы и самим представителям власти, в требование связанности государственных органов действующим правом. Кроме вышеперечисленных признаков и особенностей законность обладает также и следующими: Во-первых, в законности выражается реалистическое отношение к праву, его общеобязательности, его силе и ценности. Основывается она на реальном действии права, на его фактических возможностях, действительной ценности при решении социальных задач.  Во-вторых, законность выражает связь правовых вопросов с социальным строем, с политическим режимом, существующем в обществе. Характеристика законности как режима общественно-политической жизни позволяет увидеть связь законности с самой природой данного социального строя, особенностями свойственных стране способов и методов осуществления политической власти, раскрыть ее значение как составной части, элемента классово определенной демократии.

В-третьих, состояние законности в обществе прямо связано с идейно-духовными, нравственными основами правовой системы началами гуманизма, социальной справедливости, подлинного равенства, положением личности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные принципы законности.

 

Реальная, а не формальная законность должна строиться на основополагающих принципах, исходных началах, определяющих её содержание и место в общественной жизни. Принципы законность-это основные идеи, начала, раскрывающие содержание законности под углом зрения практического осуществления права. К числу основных принципов законности следует отнести: верховенство Конституции и федерального закона, всеобщая законность, единство законности, гарантированность прав и свобод личности, неотвратимость наказания за нарушение предписаний законно, недопустимость отступления от предписаний законов по мотивам целесообразности.

Верховенство Конституции и федерального закона(ст.4,15,ч.1) – принцип без которого невозможно единое правовое пространство и единообразное действие законности. В юридической литературе в этом аспекте используется термин «конституционность» определяют «как соответствие общественных отношений, актов и действий органов государства, должностных лиц  Основному закону страны, имеющему высшую юридическую силу»[1].

Конституционность обусловлена такими качествами Основного закона, как верховенство, демократизм, выражение воли народа, реальность и др.

Заметим, верховенство закона понимает в юридической литературе как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права. Конституция, как основной закон государства, обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми другими нормативами правовых актами. Соответственно ,ни один из не может противоречить Конституции, должен ей соответствовать.

Законы как акты высших представительных органов государства обладают после конституции более высокой юридической силой, чем акты других органов. Так,ст.90 Конституции Российской Федерации закрепляет: указы и распоряжения Президента России должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Статья 115 Конституции также устанавливает, что постановления Правительства должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральный законам и указам Президента Российского Федерации.

Следовательно, закон занимает особое место в системе нормативных правовых актов. Это акт представительных органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народ, интересы гражданского общества. В этой связи под верховенством, закона понимается его высшая юридическая сила в иерархической системе нормативных правовых актов, соответствие подзаконных актов закону. Всякое издание подзаконных нормативных правовых актов, противоречащих закону, есть нарушение законности.

Верховенство закона – понятие сложное, включающее не только отмеченные момента. Далее возникает вопрос: над кем и чем должен главенствовать закон? В первую очередь – над государством и его мощным аппаратом воздействия на личность. Государство не только может использовать право как инструмент власти, но и само должно подчиняться закону. Имеется в виду то, что государственная власть должна быть «связана» правом, подчиняться требованиям законности. Закон, обладает высшей юридической силой, не должен обесцениваться посредством «разъясняющих и конкретизирующих» инструкций. Реальность в современной России такова, что иногда допускается нивелирование закона в системе нормативных правовых актов государства. Имеется в виду то, что закон не всегда является первым и основным при разрешении различных вопросов текущей жизни. Такая ситуация, в частности, складывается в связи со специальными распоряжения должностных лиц, разъясняющими порядок применения отдельных статей законодательных актов. Этим и, разумеется, другими факторами, например, проявлением сепаратизма в регионах, предопределена необходимость укрепления « вертикали власти » в современной России.

Всеобщность законности означает, что в процессе реализации законов все в равной степени должны соблюдать их требования и в равной степени законом все должны быть равны. Этот принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

Стержневым моментом этого принципа является то, что никакое должностное, имущественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к тому или иному общественное положение, прошлые заслуги, принадлежность к тому или иному общественно – политическому движению и т.д. не освобождает от соблюдения законов.

Примечательно то, что этот принцип обосновывали мыслители прошлых эпох. В частности, римский политический деятель, оратор и писатель Цицерон утверждал, что «под действие закона должны подпадать все».[2]

Приходится, однако, отмечать явную недооценку такой исключительно значимой роли принципа всеобщности в современной российской действительности. Это препятствует прогрессивному развитию государственности и формированию гражданского общества. Назовем в этой связи также следующие негативные факторы: привилегии многих должностных лиц, факты коррумпированности отдельных структур образование сомнительной неофициальной структурной  инстанции в виде «семьи», «семейного клана» и др.

Единство законности. Наличие в нашем обществе многообразия действующих законов и иных нормативных правовых актов, специфичных регионов и местных условий означает, что этот принцип имеет особую значимость. Он требует единообразного понимания законов на всей территории страны. Особенно актуален этот принцип в том смысле, что существуют несоответствия и противоречия законодательства субъектов  федерации системе российского права и, прежде всего, Конституция РФ.

Информация о работе Законность