Виды источников правообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 07:07, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью работы является исследование римского права, а именно виды источников правообразования и добросовестное владение.
При работе, исходя из цели, поставлены следующие задачи:
а) изучить виды источников правообразования;
б) изучить добросовестное владение.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Виды источников правообразования……………………………………..5
Добросовестное владение………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………...23
Библиографический список………………………………………………....25

Файлы: 1 файл

Римское право.docx

— 61.32 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Виды источников правообразования……………………………………..5
  2. Добросовестное владение………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………...23

Библиографический список………………………………………………....25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Римское право, как и римская государственность, принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились на свет в нашем общем европейском доме около двух с половиной тысяч лет тому назад. По меткому выражению Ф.Энгельса, «римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений».

Эти особенности римского права способствовали его рецепции в Средние века и в Новое время, с тем, чтобы спустя столетия пронизать последующие кодификации средневековой Европы, сделаться основой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконечным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохранившим свой авторитет до наших дней.

Действительно, римское право пережило своего создателя - античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов - Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).

Контрольная работа является актуальной, так как римское право в последнее время все больше и больше становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Здесь имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном – западноевропейскими. Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.

Предмет исследования является элементы римское право.

Объектом исследования контрольной работы является виды источников правообразования в римском праве, а также добросовестное владение.

Основной целью работы является исследование римского права, а именно виды источников правообразования и добросовестное владение.

При работе, исходя из цели, поставлены следующие задачи:

а) изучить виды источников правообразования;

б) изучить добросовестное владение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды источников правообразования

 

Источниками к познанию римского права являются конкретные юридические законы, конституции, работы юристов, историков (Ливия, Тацита, Светония), ораторов (Цицерона), писателей, драматургов, поэтов (Вергилия, Петрония, Плавта, Овидия, Горация), в чьих сочинениях находят свое отражение правовые реалии эпохи Римской империи.

В юридической литературе выражение «источник права» употребляется в основном в трех различных смыслах:

1) как источник содержания  правовых норм;

2) как способ, форма образования (возникновения) норм права;

3) как источник познания  права.

В римском праве на протяжении его истории формами правообразования, источниками права служили: 1) обычай предков (mores mariоrum), 2) обычная практика, обычай (usus); 3) комментарии понтификов (commentary pontificum); 4) комментарии преторов, магистратов (usus practicum magistratum); 5) конституции императоров (constitutio); 6) научная и практическая деятельность юристов.

Формирование обычаев является результатом их неоднократного применения. При этом правило приобретает типичный характер, если оно признано государством.

Древнейшим является обычное право, обычай (consuetudo). Оно сохраняет свою силу и в дальнейшем, наряду с писаным правом, законом, иногда отменяя последний. И только в императорский период неугодные обычаи окончательно отсекаются, а отмена ими законов прекращается.

Нормы обычного права обозначались в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика). Сюда же относятся обычаи, сложившиеся в практике жрецов (pontificum), магистратов (magistratuum). В императорский период появляется термин consuetudo (обычай).

В течение длительного времени законы отсутствовали. В них не было необходимости при простоте хозяйственного строя и всей общественной государственной жизни. По мере укрепления и расширения государства обычное, неписаное право уже не удовлетворяет требованиям самой жизни. Поэтому оно постепенно уступает дорогу закону. Закон и обычай долгое время как бы дополняли друг друга.

Авторитет обычая в силу его долговременного применения значителен (отмечалось в одном из императорских законов), но он не должен быть сильнее закона (leges). По конституции императора Константина обычай приравнивался к закону, если только обычай, не противоречит разуму или закону.

Наиболее древним источником являются Leges duodecim tabularum. Это была (451 - 449 г. до н.э.) кодификация обычаев и частичное заимствование греческого права. Законы ХІІ таблиц кладут начало квиритскому (цивильному) праву. Они установили одинаковые нормы для коренных римских жителей и плебеев, хотя и не провели их к равенству

Содержание ХІІ таблиц сводится в целом к следующему:

1. О вызове в суд.

2. О вершении исков.

3. О долговом рабстве.

4. О порядке манципации  при сделках.

5. О завещании и семейных  делах.

6. О пользовании земельным  участком.

7. О воровстве.

8. О личном оскорблении, обиде.

9. Об уголовных наказаниях.

10. О порядке похорон  и церемоний.

11. О публичных делах  в городе.

12. О привилегиях.

Как отмечал Цицерон: «...одна небольшая книжица законов ХІІ таблиц весом своего авторитета и объемом воистину превосходит целые тома...».

С публикацией Законов ХІІ таблиц упала значимость понтификального (религиозного) права. Заключительный удар по нему был нанесен в 304 г. до н.э. после опубликования календаря судебных дней и форм судебных исков Гнеем Флавием.Кроме законов XII таблиц, важную роль в цивильном праве играли также такие законы как:

1) Петелиев закон (IV ст. до н. э.), который ликвидировал продажу в рабство и убийство неоплатного должника;

2) Аквилиев закон ( III ст. до н. э.) - об ответственности за уничтожение и повреждение чужого имущества, вещей.;

3) Закон Фальцидия (I ст. до н. э.) о предоставлении наследнику не менее ¼ от всего наследства по завещанию и мн. др.

Первоначально принять закон могло только народное собрание. Назывался он по имени его инициатора: закон Аквилия, закон Корнелия и т. д. Иногда наименование было двойным, по двум именам.

Закон (legis) должен был содержать определенные элементы:

1) введение – praescriptio - указатель обстоятельств издания; кто является автором, причины обстоятельства принятия закона;

2) Rogatio – текст, который мог подразделяться на главы;

3) Sanctio, где определялись наказания нарушителям закона. Legis либо целиком принимался, либо целиком отвергался.

Постепенно законами стали признаваться постановления сената – сенатусконсульты, которые во II, III вв. были основной формой законодательства, приравненную к закону. Сенат – оплот римской аристократии, своеобразная государственная власть Рима. Во времена Ромула было 100 членов сената, после свержения царей – 300, во времена Цезаря – 900, Августа – 600.Постановления сената являлись источником права в эпоху Республики и принципата, сохранялись в храме Цереры, позже – Сатурна. Во время законодательной деятельности народных собраний Сенат одобрял их законы или проекты. В конце III в. н. э. в период принципата законодательная деятельность народных собраний свертывается. Постановления сената, хотя и имели силу закона, нередко диктовались принцепсом. Со временем, в период домината, утверждается правило «что угодно императору, имеет силу закона». Император вообще «законами не обременен». И все же любой закон не мог предусматривать все многообразие ситуации.

Появилась необходимость выявления нового источника права, более гибкого, чем закон, с более простой процедурой принятия. Такими источниками стали эдикты магистратов. Наиболее важное значение имели эдикты:

1) преторов, судебных чиновников, ведавших гражданской юрисдикцией  в отношениях между римскими  гражданами, перегринами;

2) курульных эдилов, занимавшихся  гражданскими делами по торговым  делам. В эдиктах объявлялись юридические нормы, правила на период выборной деятельности (1 год).

Должность претора и эдила введена в 367 г. до н.э. Оба магистрата сыграли выдающуюся роль в развитии римского права. Особенно велики заслуги преторов. Поэтому созданная этими магистратами система прав именуется преторским правом.

Претор занимался разрешением всех спорных вопросов между гражданами Римской империи. Эдикты преторов были гибкими, срочными, четче отражали интересы населения. Претор не был наделен правом изменять или отменять источники цивильного права, законы и сенатусконсульты. Но он мог приспособить конкретную правовую ситуацию к старому закону, при этом сознательно не замечал противоречия. Без защиты претора норма цивильного права становилась «мертвой», не срабатывала, превращалась в «голое право» (nudum ius).

Правотворческая деятельность престоров продолжалась до II в. н. э. В 125-138 гг. прошла кодификация преторского права. В 130 г. н. э. по указанию императора Адриана римский юрист Сальвио Юлиан создал неизменяемый постоянный эдикт (edictum perpetuune).С этого времени работа преторов утрачивает былую значимость.1

Утвердившийся с І в. н.э. приоритет императорской власти (imperium) и перестройка государственного аппарата потребовали привлечения знаний и опыта юристов. Принцепсы ввели в практику назначение на ключевые государственные посты крупных профессиональных юристов. Среди них: Квинт Сцевола, Эмилий Папиниан, Домиций Ульпиан, Юлий Павел и многие другие. Особенно широкую известность получил Домиций Ульпиан – юрист при Семптимии Севере. Дигесты Юстиниана содержат одну треть (2 462 фрагмента) сочинений Ульпиана.

Наибольшее количество работ среди римских юристов написал Юлий Павел, ученик Сцеволы. Тонкий, глубоко образованный теоретик, отличался критическим и бесстрашным духом. Всего оставил 86 сочинений в 319 книгах. Отрывки из его работ составляют 1/6 всех Дигест.

Выдающимся юристом во времена императора Августа был Лабеон – оригинальный мыслитель и новатор. Он не скрывал своей неприязни к принципату. Однако Август уважал его личный и научный авторитет.

Советником и юридическим консультантом императора Марка Аврелия был Квинт Сцевола. Отличался оригинальностью мышления, проницательностью правовых суждений. Все его произведения имеют казуистический характер.

Среди классических юристов особо следует выделить советника императора Септимия Севера Эмилия Папиниана. Он считается самым выдающимся римским юристом, большим мастером разрешать юридические казусы. О его личных качествах свидетельствует такой факт. Император Каракалла, которого воспитывал Папиниан, убил своего брата Гету и потребовал от своего учителя оправдать убийство. На что последовал ответ: «Легче принять смерть, чем оправдать преступление». По приказу императора Папиниан в 212 г. был казнен.

В произведениях Цицерона все формы деятельности римских юристов характеризуются терминами: respondere, cavere, agere.

Respondere – консультации по сложным вопросам;

Cavere – советы при заключении сделок;

Agere – руководство процессуальными действиями сторон (но не ведение дела в качестве адвоката).

Расцвет правотворческой деятельности юристов (iurisprudentia) относится к первым трем столетиям нашей эры. Сила их заключалась в неразрывной связи науки и практики. Заключения юристов имели обязательное значение для судьи. Свои юридические конструкции они строили в соответствии с запросами жизни. Их научные – труды, произведения можно разделить на следующие 5 групп:

Во-первых, произведения, посвященные разработке цивильного права. Сюда следует отнести работы Помпония, Павла, Ульпиана, Сабины.

Вторую группу сочинений составляют комментарии к преторскому эдикту, написанные Лабеоном, Гаем, Павлом, Ульпианом.

К третьей группе можно отнести произведения, объединявшие цивильное и преторское право.

Четвертая группа – учебники, пособия по праву. Наиболее известны «Институции» Гая и «Сентенции» Павла. Особенно интересной была работа Гая «Институции» (II в. н.э.). Автор разделил свою книгу на три принципиально важных части. Первая посвящена правовому положению физических лиц, вторая – вещам, третья – обязательствам. Такую систему изложения материала называли институционной.

Пятую группу образуют сборники казусов под заглавием «Вопросы» (Цельса, Папиниана и др.), и «Ответы» (Папиниана и др.).

Кроме того, римские юристы написали значительное количество книг по специальным вопросам права. Писаным разумом (Ratio scripta) называют творения римских юристов, преторов. Со временем правотворческая деятельность юристов вошла в противоречие с императорской властью.

В 130 г. н.э. по указанию императора Адриана римский юрист Сальвио Юлиан создал неизменяемый, «постоянный эдикт» (edictum perpetuum). С конца ІІІ в. правотворческая деятельность юристов вообще утрачивает свое самостоятельное значение. В 426 г. выходит специальный закон, согласно которому в случае возникновения спорных вопросов для судей признавались обязательными высказывания только пяти юристов – Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана, Модестина. В случае разногласий приоритет отдавался Папиниану. Кроме того закон приписывал что юридическую силу имели также труды тех юристов, мнения которых отражены в той или иной форме у названных пяти юристов.

Информация о работе Виды источников правообразования