Виды административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:22, реферат

Краткое описание

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка; 3) правовым – созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливающего меры административной ответственности, административного наказания, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………..…………….3
2. Понятие и цели административных наказаний……………………….…4
3. Система административных наказаний…..……………………..…….....5
4. Характеристика административных наказаний…………………………7
5. Заключение ………………………………………………….………..…..16
6. Список использованной литературы……………………………………17

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

  Федеральное агентство по образованию

  Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра истории и права. 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по предмету правоведение

на тему: «Виды административных наказаний». 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы 1305

Емелина А.В.

Проверила:

Макаревич М.Л. 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Содержание: 

1. Введение……………………………………………………..…………….3

2. Понятие и цели административных наказаний……………………….…4

3. Система административных наказаний…..……………………..…….....5

4. Характеристика административных наказаний…………………………7

5.       Заключение ………………………………………………….………..…..16

6.       Список использованной литературы……………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение
 
 

      Актуальность  проблем административной ответственности  и административного наказания, а также развития этих правовых явлений  обусловлена сегодня, по меньшей  мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением  государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка; 3) правовым – созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливающего меры административной ответственности, административного наказания, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях.  
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 

    2. Понятие и цели административного наказания. 

      В новом КоАП РФ 2002 года за совершенные  административные  правонарушения законодатель предусматривает не административные взыскания, а административные наказания, что по сути соответствует целям  и задачам построения демократического, правового и справедливого государства.

      Административное  наказание – это мера ответственности, применяемая в установленном  законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение1.

      Административное  наказание всегда выражает отрицательную  оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательную цель и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. При этом административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица2.

      Административные наказания являются карательными, «штрафными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенное правонарушение субъект либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, и т.д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

      Административные  наказания применяются за нарушение  норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального  и других отраслей права. Их назначение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения. К тому же административное наказание всегда отражает данную государством официально и гласно отрицательную оценку совершенного правонарушения.

      Административные  наказания налагаются компетентными  органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют его будущее поведение.

      В соответствии со статьёй 22.1. КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются  в пределах компетенции:

  • судьями (мировыми судьями);
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

            В законе перечень наказаний  дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым.

       

      3. Система административных наказаний 

      Система наказаний представляет собой целостный  инструмент  административно-правового  воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания.

      Законодатель, принимая КоАП РФ, стремится создать  набор мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:

  • учитывать различия преступного поведения, личность правонарушителя;
  • выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;
  • обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.

   Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и административно-правовой политики и содействовать эффективной  ее реализации.

   В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие  административные наказания:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация.

   Все восемь названных наказаний тесно  связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое наказание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные правонарушения; применение любого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

      По  действующему кодексу об административных правонарушениях входящие в нормативный  перечень виды наказания по юридическому значению могут быть подразделены на: а) основные, б) дополнительные, в) наказания, которые могут быть основными и дополнительными.

      Отмечу, что назначение шести из восьми предусмотренных  КоАП РФ видов наказаний находится  в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях – административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

   Важный  принцип административной ответственности, базирующийся на принципе, присущем юридической ответственности в целом, - недопустимость удвоения ответственности. Согласно статье 4.1. КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из установленных в Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности. Назначение двух основных административных наказаний неправомерно, поскольку в этом случае ответственность удваивается. Назначение двух дополнительных наказаний без основного также неправомерно.

      При совершении лицом двух и более  административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

      Наказания, которые могут выступать как  в качестве основных, так и в  качестве дополнительных, являются такие, которые достаточно легко исполняются  только (исключительно) наряду с основными  и рационально дополнят потенциал воздействия основного наказания. Часть 2 статьи 3.3. КоАП РФ относит к ним возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

      Судьи, органы и должностные лица, исполняющие  наказание, обязаны считаться с  волей законодателя и принимать  все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону. 

    4. Характеристика административных наказаний. 

   В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие  виды административных наказаний, которые  могут устанавливаться, и применяться  за совершение административных правонарушений:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • Административное приостановление деятельности;

   Рассмотрим  подробнее каждый из видов административных наказаний.

   Предупреждение  – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

         Предупреждение как  меру административного наказания  не следует путать с предупреждением  как мерой административного  пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административно-пресекательной меры должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Информация о работе Виды административных наказаний