Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

Шпаргалки по ТГП.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

1. Англосаксонская правовая система: общая характеристика. 
До периода норманнского завоевания действовали разупорядоченные местные акты, приказы королей, регулировались отдельные вопросы общественной жизни. Римское право не применялось. После захвата власти Вильгельмом Завоевателем создаётся централизованная судебная система, появляется королевские разъездные судьи. Вырабатываемые ими решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Складываются единая для Англии общая система прецедентов - общее право. Но присяжные использовали обычное право конкретной территории для решения дел. В XV в. появляется “право справедливости” в противоположность общему праву. Оно сначала появилось как особый порядок апелляции к монарху (рассмотрение дела “по справедливости”, а не по прецедентам). Оно осуществлялась через лорда-канцлера, к которому впоследствии перешли и функции разбирательства по делу. Таким образом, в итоге сложились две системы права: общее право и право справедливости, которое вскоре также стало становиться прецедентным. Различия между ними стали непринципиальными. В современный период идёт кардинальная правовая реформа: активизация законодательной деятельности, унификация искового производства, слияние судов общего права и права справедливости. Повышается роль законодательного регулирования, возрастает значение закона среди других источников права (так, прецедент не может противоречить закону). Прецедентное право Англии повлияло на правовое развитие многих стран мира. В сферу его воздействия попали США, Канада, австралия, индия, новая Зеландия и др.

Особенности норм. Выделяются два  типа норм: законодательная (правило  поведения общего характера) и прецедентная (определённая часть судебного решения  по конкретному делу, то есть юридическое заключение по делу и аргументация, мотивировка решения с выражением общего правила). Прецедентные нормы можно лишь условно называть нормами права. Англичане предпочитают не формулировать в своих судебных решениях правил общего характера, у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов.

Источники права. Главный - судебный прецедент. Создаётся только высшими судебными инстанциями (палата Лордов, Судебный Комитет тайного Совета, Апелляционный суд и высокий суд). Каждая судебная инстанция обязана следовать своим прецедентам и прецедентам вышестоящих судов. Закон (статут) - второй по важности. Подразделяется на публичный (с распространением на неопределённый круг лиц на территории всей Великобритании) и частный (распространяется на отдельных лиц и территории). Делегированное законодательство есть результат правотворческой деятельности Короля (королевы), правительства, министерств и ведомств, право на которую им специальным решением передаёт Парламент. Такие акты обязательны для всех граждан. Высшая их форма - приказы Тайного Совета. Автономное законодательство - акты местных органов власти. Действуют на соответствующей территории, на территории некоторых учреждений, организаций (церковь, профсоюзы, юридические общества и т. д.). Роль обычая уменьшается. Часто занимает свободные ниши в праве из-за отсутствия писанной конституции и некоторых конституционных актов. Также можно назвать юридическую доктрину (судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов). Статут может отменять прецеденты. При этом сам закон реализуется также через прецеденты. Прежде, чем стать действующим, он должен “обрасти” конкретизирующими его обязательными судебными решениями (иначе - “мёртвый” закон).

Структура права. Во-первых нет деления  на публичное и частное право. Система права делится на общее  право (уголовное, договорное право, гражданско-правовая ответственность и др.) и право  справедливости (споры о недвижимости, доверительная собственность и др.). Точного деления нет. Структурные особенности проявляются на уровне прецедентной юридической нормы - казуса, которой присуща своя структура и особое содержание.

 
 

2. виды правовых норм

Прав. норма – общеобязат. повед-е, слож-ся в обществ. практике (в рез-те многократной повторяемости этого отн-я) санкционир. гос-вом и опир-ся на возм-ть принужд-я со стороны гос-ва.  Прав. нормы клас-ся: 1.по степени обязат-ти: а)императивные (обязательные) б)диспозитивные (несколько вариантов, и м. выбрать) в)рекомендательные. По сод-ю правомочия в норме: а)нормы, сод. запреты б)обязывающие в)управомач. Любая прав. норма опр-ет стр-ры по ф-ле “если … то … иначе …”. Главн. деление прав. норм – на регулятивн. (дел. на обяз-щие, запрещающие и управомач-щие) и охранительные. Факультативные нормы – позвол. при опр. усл-ях отступать от главн. вар-та повед-я, избирая запасной. Рекомендательная норма – из неск. вар-тов повед-я рекоменд. один. Также деление на абс. определенные нормы (формулир. пр-ло, усл-е его д-я и санкцию с исчерпыв. полнотой) и относит. опр-нные (допуск. возм-ть вар-тов с учетом конкр. обстоятельств. Они дел. на ситуационные (по ситуации) и альтернативные (выбор из списка)). Есть нормы основные (исходные) и производные (детализ-щие); пост. и временные. Особая группа – поощрительные. Среди регулятивных и охранительных выдел. специализир.: дефинитивные (сод. пр-ки или опр-я гос.-прав. институтов), нормы-принципы, оперативные (направл. на отмену актов, их распр-е на new отн-я), коллизионные (позвол. решать дело в сл. конфликта норм).

1-я часть прав. нормы - гипотеза, кот. предст. собой отн-е усл-й, при наличии кот. норма д-ет. Юр. факты, содерж-ся в гипотезе – факты О-тивной реальн-ти, с кот. право связ. наступл-е тех или иных юр. последствий: простые (одно условие) и сложные. 2-я часть прав. нормы - диспозиция – собственно правило поведения: императивн., диспозитивн., рекомендательн. или простые и сложные. 3-я часть прав. нормы - санкция – те нежелат. последствия, кот. м. наступить в рез-те ненадлеж. исполн-я диспозиции: правовосст-щая и наказательная.

 

 

 

3. НПА – юридич.акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Выделяют 3 предела действия НПА: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

НПА во времени действуют  с момента вступления НПА в законную силу и до момента окончания его действия.

Момент вступления в законную силу определяется:

для ФЗ: 1) по общему правилу  – спустя 10 дней после официального опубликования; 2) с момента, установленного в самом законе; 3) если закон связан с чрезвычайной ситуацией, то с момента принятия решения о наличии данной ситуации

для законов субъектов  РФ – порядок вступления в законную силу определяется законодательными органами субъекта РФ

для Указов Президента – спустя 7 дней после официального опубликования

для ведомственных актов  – с момента адресного получения

Момент окончания  действия определяется:

1. с момента отмены  НПА

2. с момента принятия  нового НПА по тому же вопросу

3. после наступления  срока, указанного в самом НПА

4. если НПА связан с чрезвычайной ситуацией – после принятия решения об окончании данной ситуации (отмена военного положения)

По пределам действия во времени:

- постоянные – такие  НПА, в которых известен момент вступления в законную силу, но не известен момент окончания их действия (Н: Конституция)

- временные – известен  и момент вступления в законную силу и момент окончания их действия (Н: НПА, которые действуют в военное время)

- имеющие обратную  силу. Обратная сила НПА – это распространение действия НПА на правоотношения, возникшие до его принятия.

По общему правилу  закон обратной силы не имеет. Исключение составляют НПА, смягчающие иди устраняющие юридическую ответственность, а также те НПА, обратная сила которых оговаривается в самом НПА.

Существует также переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия норм закона после его отмены.

Действие НПА в пространстве зависит от: уровня гос.органа, принявшего его; юридической силы акта:

- территориальное ( в  пределах государства). По общему правилу НПА вступают в силу на всей территории государства, если в тексте не предусмотрено иное. В законе может предусматриваться территориальное ограничение.  Под территорией понимают: поверхность суши с границами, водные объекты в пределах гос.границы, территориальные воды (12 миль от береговой линии), недра, воздушное пространство, территории посольств и консульств, морские, воздушные и космические суда под флагом). Территория обычно имеет специальное деление – административно-территориальное

- экстерриториальное (за  пределами территории государства) – в пределах гос.границы существуют участки территории, на которые не распространяется действие НПА (посольства, консульства)

НПА распространяют свое действие: на территорию всей страны – общефедеральные НПА (ФЗ, ФКЗ); на территорию субъекта РФ (акты органов гос.власти субъекта); на территорию, указанную в самом НПА (Н: зона Крайнего Севера); на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации)

 

Закон, если иное не предусмотрено в тексте, действует на всех лиц, находящихся на территории государства: граждан, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцев.

Ограничение по кругу  лиц м.б. по профессиональному (военнослужащий), материальном, социальному (пенсионер) и иному положению. В связи с чем Выделяют НПА общего действия и специального действия.

НПА общего действия распространяется на всех лиц, проживающих на территории его действия (Конституция). Исключения составляют лица, обладающие дипломатическим, консульским иммунитетом, и частично лица, обладающие служебным иммунитетом (судью нельзя привлечь к административн.ответственности).

Акты специального действия распространяются на специальных субъектов, указанных в самом НПА

 

 

 

 

 

 

 

7.  Понятие и содержание механизма государства. Государственный аппарат.

Любое гос-во обладает опред-ым набором функций. Все функции реализуются с помощью механизма государства.

Механизм государства – это система государственных огранизаций, посредством которых реализуется госуд.власть и обеспечивается руководство обществом.

Строение механизма  гос-ва зависит от функций гос-ва, его социального назначения, экономической системы и некоторых др.факторов.

Признаки механизма государства:

  1. Состоит из профессиональных госслужащих – чиновников;
  2. Строгая иерархическая подчиненность элементов;
  3. Наличие организационных и материальных средств принуждения;
  4. Большинство органов обладают властными полномочиями.

Структура механизма государства:

  1. Государственный аппарат – часть механизма гос-ва, состоящая из гос.органов, наделенных властными полномочиями для реализации гос.власти (строится на принципе разделения властей). Это центральная часть механизма государства.
  2. Государственные учреждения – гос.организации, не обладающие властными полномочиями, но реализующие функции нематериального характера (здравоохранение, культура, наука, образование).
  3. Государственные предприятия – гос.организации, реализующие функции материального характера (выпускают продукцию, которую не м.производить частн.предприятия, напр., оружие).

 

 

9. . Понятие и виды политических режимов

Форма государства – это совокупность существ.сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти, т.е.форма гос-ва предст.собой единство 3-х ее основн.элементов: формы правления, формы гос.устройства и политического режима.

Режим – государств.строй. Политика – сфера деят-ти, связанная с отношениями между соц.группами, сутью к-рых яв-ся определение форм, задач, содержания деят-ти гос-ва.

Политический режим – это система методов, способов и средств осущ-ия политической власти.

Полит.режим отвеч. на ???: как функционирует гос-во, как осущ-ся гос.власть, каким методам, способам властвования отдается предпочтение, какова при этом роль личности, соц.групп и общества в целом во влиянии на гос-во?

Виды полит.режима: демократический и антидемократический.

Демократический режим основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участия народа в управлении государством.

Признаки демократ.режима: конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека, равноправие всех граждан, существование ряда политических (в т.ч. оппозиционных) партий, не допущение господства какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, существование реального разделения властей на три ветви, выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти, их подотчетнсоть избирателям, подконтрольность и ответственность органов и служащих гос-ва, формируемых путем назначения, перед выборными органами, гласность в деятельности гос-ва.

Демократ.режимы складываются в правовых гос-вах.

Антидемократический режим – это ограничение демократических прав и свобод.

Признаки антидемокр.режима: подавление государством личности с помощью различных политических органов; полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством; существование однопартийной системы с жесткой диктатурой (партия фактически осуществляет все государственные функции, обладая полномочиями, не ограниченными никакими законами); подавление политической оппозиции вплоть до физического уничтожения; монистическая структура власти (отсутствие деления на 3 ветви), игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств, господство беззакония и террора.

Виды:

Авторитарный  режим – политическая власть осущ-ся одним лицом при минимальном участии народа. Внешне управление осущ-ся на конституц.началах, сущ-ют законодательные, исполнительные и судебные органы, но на практике разделения нет. Власть не контролируется и не формируется народом, хотя представительные органы существуют. Провозглашается приоритет государства по отношению к личности, права личности игнорируются. Авторитарная власть культивирует фанатизм в массах, используя демагогию (Чили в период Пиночета).

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"