Конституция США 1787 года о государственном устройстве страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 23:45, контрольная работа

Краткое описание

Конституция США - одна из самых старых и стабильных. В США реальная политическая власть разделена на три ветви власти. В других же парламентских демократиях она сосредоточена в руках единого верховного законодательного органа. В США, кроме того, полномочия политической власти разделены между национальным правительством и правительством штатов, тогда как в большинстве европейских стран власть концентрируется в центре - в руках национального правительства. Конституция США, одна из самых старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из самых наиболее «жестких»: за 200 лет в нее было внесено всего26 поправок, 10 из них были внесены в 1791 году, так называемый Билль о правах.

Оглавление

Введение

1. Разработка и принятие Конституции США 1787 года

2. Высшие органы власти и управления по Конституции США

3. Федеративное устройство США

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

игзпс 2011.docx

— 31.06 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ТОУ ВПО  Тамбовский государственный технический  университет 
 
 

Академия  параллельного образования 
 
 

Контрольная работа по дисциплине: История  государства  и права зарубежных стран

на тему: «Конституция США 1787 года о государственном  устройстве страны». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка гр Ю-31а

Баранова  Наталия

Проверил: Попов В.И. 
 

Тамбов 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 

1. Разработка  и принятие Конституции США  1787 года 

2. Высшие органы  власти и управления по Конституции  США 

3. Федеративное  устройство США 

Заключение 

Список использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Конституция США - одна из самых старых и стабильных. В США реальная политическая власть разделена на три ветви власти. В других же парламентских демократиях  она сосредоточена в руках  единого верховного законодательного органа. В США, кроме того, полномочия политической власти разделены между  национальным правительством и правительством штатов, тогда как в большинстве  европейских стран власть концентрируется  в центре - в руках национального  правительства. Конституция США, одна из самых старейших ныне действующих  буржуазных конституций и одна из самых наиболее «жестких»: за 200 лет  в нее было внесено всего26 поправок, 10 из них были внесены в 1791 году, так  называемый Билль о правах. В противоположность  юридической конституции существует, по мнению американских теоретиков, «живая конституция». Другими словами, Конституция 1787 года действует в настоящее  время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов  Конгресса, актов президентов. Под  крышей Конституции 1787 года развивались  и совершенствовались и само законодательство, и законодательная техника, и  вся система правозащитных механизмов, что позволило американцам преуспеть  во многих отношениях, а главное, обеспечить стабильность и правопреемственность в своем экономическом и социальном развитии.

1. Разработка и принятие  Конституции США  1787 года

Формирование  США, как независимого государства, занимает сравнительно небольшой исторический отрезок времени. С момента образования  на территории современного государства  первых английских переселенческих  колоний в первой половине XVII века и до юридического оформления США  в единое федеративное государство  после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полутора веков. Но именно в тот период были заложены основы американской государственности, созданы предпосылки для появления  на свет юридического документа номер  один в истории Соединенных Штатов Америки - Конституции 1787 года. Процесс  ее разработки неотделим от истории  борьбы за государственную независимость, свободу и объединение штатов в единое госу-дарство. А воплощением в ней традиции закладывалось еще первыми поселенцами, принесшими на новые земли идеалы естественного права, английское “общее право”, суд присяжных заседателей и другие прогрессивные правовые институты того времени, ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управления. Так, уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось признание свободы религии, невмешательство властей в дела культа, право граждан выбирать должностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды, участвовать в налогообложении и т.д. С течением времени, в процессе укрепления колоний и их борьбы за независимость, зарождается и развивается специфическая американская практика компромиссов, сыгравшая впоследствии решающую роль в процессе принятия Конституции 1787 года.

Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотрении политических вопросов штатами нередко  принимались компромиссные решения, отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользы для сто-рон (даже если эта “польза” вступала в противоречие соображениям существующей морали). Например, традиционно республиканский, промышленный Север пошел на военный союз с рабовладельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересы борьбы с британ-ским господством. В ходе совместной вооруженной борьбы за независимость, длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в, своего рода, буржуазную революцию, ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольного военного союза до конфедерации, созданной в 1781 году.

Необходимо отметить, что в этот период были созданы  юридические документы, оказавшие  влияние не только на ход событий  того времени, но и на развитие американских демокра-тических традиций в будущем. Это, прежде всего, Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 года, а также Статьи Конфедерации 1781 года, ставшие фактически первой Конституцией образовавшегося межгосударственного союза. Все эти документы в большой степени оказали влияние на содержание Конституции 1787 года. Таким образом, закладывалась ее юридическая база.

А тем временем необходимость принятия новой Конституции  в процессе существования конфедерации стано-вится все более очевидной. Время показало низкую жизнеспособность и уязвимость этого государственного образования. Экономические потребности стремительно развивающегося капитализма, внутренние и внешнепо-литические интересы страны требовали создания более прочного союза, который мог бы обеспечить единое экономическое пространство, облегчить движение товаров, колонизацию новых земель, укрепить ее обороноспособность, под-нять международный авторитет. Слабость центральной власти таила в себе и другую опасность. Обострение социальной напряженности после окончания освободительной войны, недовольство в армии и народе политикой, проводимой правительством Конфедерации, грозили взорвать страну изнутри. Власть понимала ограниченность своих возможностей противостоять этому взрыву. Политические перемены назрели, их необходимо было претворить в жизнь. Правящими кругами было принято решение преодолеть приближающийся кризис путем изме-нения государственного устройства объединив-шихся колоний. В этом процессе сыграть ре-шающую роль была призвана новая Конституция, закрепившая федеративное устройство страны. Осуществление этих планов было поручено Учредительному конвенту, собравшемуся в 1787 году под председательством Д. Вашингтона. Непосредственное участие в разработке текста Кон-ституции приняли ведущие юристы Америки и общественные деятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, А. Гамильтон и др. Основополагающим принципом конституции был провозглашен принцип разделения властей, который предполагает организационную независимость трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной и разграничение функций между ними. Анализируя исторический опыт, авторы Конституции пришли к выводу, что если в одном органе или у одного лица сосредотачивается вся полнота власти, то это неминуемо ведет к возникновению тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно кон-тролировали и сдерживали друг друга. В результате каждая из основных властей получала значительную независимость. Особое внимание при разработке конституции было обращено на создание действенной системы взаимных сдержек и противовесов. Джеймс Медисон, один из главных “архитекторов” Конституции США, по этому поводу говорил: «что до тех пор, пока органы государственной власти не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предо-ставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, иногда на практике не сможет быть организован надлежащим образом» Карнентэр Д. “Познаем Америку” - Санкт-Петербург, 1995г. с. 28.

Фундаментальной основой государственно-территориального устройства США был провозглашен принцип федерализма, который определил  правовой статус и гарантии равноправия  субъектов федерации, а также  основы разграничения полномочий и  предметов ведения федеральных  органов власти и органов власти штатов. Кон-ституция не ликвидировала административную и, отчасти, политическую автономию штатов, но противопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, Конфедерация превращалась в федерацию. Действующей в государстве формой правления была выбрана президентская республика. Депутаты конвента пришли к выводу, что именно такая форма правления наиболее соответствует принципу разделения властей, интересам развития страны. Они поддержали авторов Конституции в их стремлении четко определить через основной закон страны, что есть фактически

Эти основные положения  легли в основу выработанной конвентом  Конституции. Итогом работы конвента стал предельно краткий по объему и  емкий по содержанию юридический  документ, состоящий из преамбулы  и четырех частей, уникальность которого состоит в том, что, просуществовав более 200 лет, он является и сегодня  основным законом США. Однако, в отличие  от разработки, процесс принятия Конституции  шел значительно сложнее и  затянулся на несколько лет. Конституция  могла вступить в силу не иначе, как  после ее ратификации штатами. Между  тем, законодательные собрания штатов обратили внимание на отсутствие Билля  о правах. Во многих местах ратификация  Конституции была поставлена в тесную связь с поправками, трактующими  о гражданских свободах. Утверждение  Конституции было под угрозой  срыва. Для предотвращения конфликта  первый конгресс, созванный в 1789 году, пошел на компромисс, оставив содержание Конституции в прежнем виде, он занялся вопросами “о поправках”. В результате, Билль о правах, состоявший из 10-ти статей в качестве первых десяти поправок к Конституции, был сначала оформлен обеими палатами Конгресса, а после его ратификации - штатами в 1791 году получил силу закона. Направленные на защиту прав и  свобод граждан, эти поправки законода-тельно закрепили американские демократические традиции, решающим образом повлияли на ход ратификации Конституции штатами. Впоследствии, еще не раз в США будут приниматься поправки к Конституции, диктуемые насущными политическими обстоятельствами. Но на данном этапе они имели решающее значение для устранения препятствий на пути утверждения Конституции 1787 года в качестве основного закона Соединенных Штатов. В результате, принятая Конституция стала прочным фундаментом государственного устройства США, основой для разработки и принятия конституций штатов. С ее помощью Соединенные Штаты Америки добились упрочения своих позиций как внутри государства, так и на международной арене, открыли путь к экономическому и политическому могуществу сегодняшнего дня.

2. Высшие органы  власти и управления  по Конституции  США

В США за основу построения системы государственной  власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так  называемую систему сдержек и  противовесов (checks and balances). В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти - Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами, как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо из названных органов. В известном решении United States v. Richard Nixon, вынесенном в июле 1974г., Верховный суд США пояснил: «Конституция не только рассредоточила власть для лучшего обеспечения свободы, но она также предполагает, чтобы на практике рассредоточенная власть была объединена в целое для эффективного управления. Конституция предписывает, чтобы ветви власти были одновременно были отделены друг от друга и взаимозависимы, являлись автономными и взаимодействующими друг с другом»

Конгресс. Законодательная  власть по Конституции 1787 года принадлежит  Конгрессу США, состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обе  палаты получили равные права в том, что касается законода-тельной инициативы и принятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы: установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об об-щем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней тор-говли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратифи-кация международных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшие государственные посты. Последний пункт требует уточнения. Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных прези-дентом министров и членов правительства. Но после того как сенат дает свое согласие на назначение, он уже не может удалить их со своих постов выражением недоверия или порицания. Таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работу правительства. Система сдержек и противовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборов членов Конгресса. Так, при обсуждении законопроекта, одобрен-ного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения, Президент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принял никакого решения по законопроекту, то он становится законом без его подписи), а в случае несогласия - отсылает Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние президента на законо-дательную власть. Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный, профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива, противовес “всенародной” палате представителей, избиравшейся населением штатов каждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов, причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года). Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и возможность, при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей. Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с целью обеспечения пропорционального представительства штатов в законодательных органах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселен-ными при выборах в палату представителей сенат, в котором каждый штат имел двух предста-вителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатов с большими. Различны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителей избирает спикера, а в сенате главой автоматически яв-ляется вице-президент. Необходимо также отметить, что Конституция заложила механизм обратного влияния субъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральные законы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всей территории страны только после того, как необходимое большинство (на тот период девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.

Информация о работе Конституция США 1787 года о государственном устройстве страны