Конституционный Суд РФ: конституционно-правовой статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Создание в 1991 году Конституционного Суда России - специального института судебного конституционного контроля - явилось одним из конкретных подтверждений приверженности новой России европейским правовым ценностям. При этом данный институт рождался непросто. В ожесточенных парламентских, научных и общественных дискуссиях о статусе органа конституционного контроля, его законодательном оформлении диапазон взглядов распространялся от придания этому институту статуса вспомогательного консультативного органа при парламенте до возложения конституционно-контрольной функции на суды общей юрисдикции, внедрения американской модели судебного конституционного контроля. В итоге, учитывая близость развивающейся правовой системы России к континентальной (романо-германской) правовой семье, была избрана европейская модель конституционной юрисдикции, конституционного судопроизводства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Конституционный Суд РФ как институт судебного
конституционного контроля 4
1.1. Состав и порядок образования 4
1.2. Полномочия Конституционного Суда РФ 7
Глава 2. Организация процесса конституционного судопроизводства 15
2.1. Виды и порядок заседаний 15
2.2. Аппарат Конституционного Суда РФ 20
2.3. Виды, содержание, форма и юридическое значение решений 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать)


22

 

 

 

 

 

 

Конституционный Суд РФ:

конституционно-правовой статус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   С.

Введение                                 3

Глава 1. Конституционный Суд РФ как институт судебного

               конституционного контроля                                                                       4

1.1.           Состав и порядок образования                                                             4

1.2.           Полномочия Конституционного Суда РФ                                          7

Глава 2. Организация процесса конституционного судопроизводства              15

          2.1. Виды и порядок заседаний                                                                      15

          2.2. Аппарат Конституционного Суда РФ                                                    20

          2.3. Виды, содержание, форма и юридическое значение решений          23

Заключение                                                                                                                28

Список использованных источников и литературы                                              30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                                                                     

Создание в 1991 году Конституционного Суда России - специального института судебного конституционного контроля - явилось одним из конкретных подтверждений приверженности новой России европейским правовым ценностям. При этом данный институт рождался непросто. В ожесточенных парламентских, научных и общественных дискуссиях о статусе органа конституционного контроля, его законодательном оформлении диапазон взглядов распространялся от придания этому институту статуса вспомогательного консультативного органа при парламенте до возложения конституционно-контрольной функции на суды общей юрисдикции, внедрения американской модели судебного конституционного контроля. В итоге, учитывая близость развивающейся правовой системы России к континентальной (романо-германской) правовой семье, была избрана европейская модель конституционной юрисдикции, конституционного судопроизводства.[1]

                В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым его воплощением. [2]

Целью работы является: самостоятельное исследование по теме, приобретение навыка по изучению (анализу и обобщению) практического материала, выработка  самостоятельного  подхода  по  данному вопросу.

Глава 1. Конституционный Суд РФ как институт судебного     конституционного контроля

 

1.1. Состав и порядок образования

 

Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128) и Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г.

Согласно действующему законодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.[3] Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона «О Конституционном Суде РФ». Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

              Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

              В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. [4]

Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 15 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи в настоящее время не установлен (ранее он составлял 70 лет). Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий. [5]

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» вводятся определенные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ. Его независимость обеспечивается несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Законом, порядком приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.[6]

              Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона «О Конституционном Суде РФ». На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.[7]

По мере налаживания механизма функционирования Конституционного Суда в новом политико-правовом поле постреформенного государства, по мере адаптации населения страны к новому институту и его опциям роль Конституционного Суда и соответственно объем его работы возрастают в геометрической прогрессии. В современных условиях Конституционный Суд в его нынешнем численном и организационном составе оказывается не в состоянии справиться с тем объемом работы, который возложен на него Конституцией Российской Федерации и законодательством. Увеличение числа судей Конституционного Суда до 19, несомненно, прогрессивно. Но предпринятой попытки явно недостаточно для успешной реализации возложенных на Конституционный Суд функций.

Идея увеличения числа судей Конституционного Суда высказывалась и ранее. Еще в 1993 г. со стороны руководства Конституционного Суда обосновывалась идея увеличения числа судей до 18 - 21. Но в то время это рассматривалось прежде всего как политическая мера в связи с кризисной ситуацией в самом Конституционном Суде и в государстве в целом. "Увеличение числа конституционных судей до 18 (или до 21) позволит назначить новых судей и тем самым сбалансировать состав Суда", - отмечалось в записке Конституционного Суда РФ по составу Конституционного Суда. Со временем политические баталии улеглись, проблема числа конституционных судей перестала носить ярко выраженный политический характер, но как таковая она не изжила себя, она приобрела качественно иной характер. [8]

1.2. Полномочия Конституционного Суда РФ

 

 

 

Полномочия Конституционного Суда как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства, как это определено в действующем Законе о нем 1994 г., направлены на обеспечение верховенства и прямого действия Конституции России на всей территории страны, на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина. [9]

Целями Конституционного Суда являются: охрана суверенитета народов России; защита конституционного строя государства; защита основных прав и свобод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. [10]

Федеральный законодатель наделил Суд следующими полномочиями:

1) решать дела о соответствии Конституции РФ:

  а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

  б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

  в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

  г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешать споры о компетенции:

  а) между федеральными органами государственной власти;

  б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

  в) между высшими государственными органами субъектов РФ;              

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) давать толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ [11];

5) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; а также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

              Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.               Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. [12]

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, он не является законодательным органом и не создает нормы права, а оценивает уже существующие на предмет соответствия Конституции РФ. [13]

Полномочия Конституционного Суда РФ четко определены в статье 125 Конституции РФ и развернуты в статье 3 Федерального конституционного закона 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации". Но к этому следует добавить, что в силу части 3 статьи 128 Конституции РФ его полномочия могут устанавливаться и любым другим федеральным конституционным законом. Это позволяет через систему подобного рода законов расширять компетенцию Конституционного Суда РФ за пределы, обозначенные статьей 125 Конституции РФ. Законодатель не преминул этим воспользоваться. Федеральным конституционным законом 1995 г. "О референдуме Российской Федерации" Конституционный Суд РФ был наделен правом проверки соблюдения требований назначения референдума, предусмотренных Конституцией РФ. А по одноименному конституционному закону от 28 июня 2004 года Конституционный Суд РФ по запросу Президента РФ проверяет соответствие Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенным вопросам.[14] Другим федеральным конституционным законом Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации предоставляется возможность по результатам рассмотрения жалобы обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле

На круг полномочий Конституционного Суда РФ косвенным образом может влиять и законодательная реализация части 4 статьи 125 Конституции РФ, устанавливающая, что этот суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.[15] Специально такого закона не принято. Можно лишь предполагать, что названный аспект, помимо глав XII и XIII Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", фактически заменившим упомянутый Федеральный закон, может регламентироваться и в других законах. Это предположение, по крайней мере сейчас, подтверждается статьей 35 Закона РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г.), предоставившей право Генеральному прокурору РФ обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.[16] Конечно, можно спорить, насколько эта норма соответствует буквальному смыслу части 4 статьи 125 Конституции РФ, предполагавшей принятие закона, устанавливающего порядок (т.е. процедуры и процессуальные нормы) конкретного нормоконтроля. Однако она в полной мере соответствует принципам и духу Конституции РФ, закрепляющей приоритет основных прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Конституционный Суд РФ: конституционно-правовой статус