Конституционный статус Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:07, контрольная работа

Краткое описание

Нынешний статус Президента Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации 1993года. В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 30.19 Кб (Скачать)

Тема №1. Конституционный статус Президента Российской Федерации

 

Нынешний  статус Президента Российской Федерации  установлен Конституцией Российской Федерации 1993года. В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях.

Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые  применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных  органов, но взаимодействуя с ними. Президент Российской Федерации не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции Российской Федерации, не несет за свой политический курс, проводимую политику, за свой законные действия политической ответственности перед парламентом. Исключение составляет юридическая ответственность Президента в случае обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления с соблюдением сложной, в несколько этапов, процедуры отрешения, осуществляемой палатами Федерального Собрания. Таким образом, Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью, что обеспечивает повышенную защищенность, устойчивость президентской власти.

Также в  Конституции Российской Федерации  содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента достаточно коротким сроком, равным с недавнего времени шести годам, в порядке его прямых всенародных выборов, в их альтернативном характере и не допустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства, Конституция предусматривает ряд связанных с этим функций. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Первая  и одна из важнейших функций Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина рассматривается как  обязанность Президента, прежде всего, обеспечить положение, при котором  все органы государственной власти выполняют свои конституционные  обязанности, не выходя за рамки своей  компетенции. Президент не может  не принимать участия, если хоть один орган государственной власти не соблюдает Конституцию Российской Федерации, а тем более, если при  этом каким – либо образом ущемляются права и свободы каких –  либо групп или слоев населения. Президент не только имеет право, но и обязан принимать меры по ликвидации нарушений Конституции Российской Федерации, вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза безопасности государства и правам человека в мирное время.

Таким образом, вышесказанное означает, что Президент  несет персональную ответственность  за организацию бесперебойной работы механизма защиты Конституции и  прав человека и гражданина.

Выполняя  вторую функцию по охране государственного суверенитета, независимости России, ее государственной целостности, обеспечении  согласованного функционирования и  взаимодействия органов государственной  власти, Президент Российской Федерации  действует, не выходя за рамки своих  полномочий, установленных действующей  Конституцией. Президент обязан определить нарушения или угрозу нарушения  суверенитета, независимости и государственной  целостности и предпринять соответствующие  меры по их нейтрализации. Эти действия могут быть поэтапными или одновременными, если речь идет о внезапной внешней  агрессии, когда требуются решительные  меры.

Каждый  орган (институт) государственной власти, в рамках своей компетенции, обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако институты  государственной власти только частично обеспечивают действие Конституции, поэтому  перед Президентом стоит задача сохранить устойчивость государства  в целом, потому что только в этих условиях органы государственной власти и должностные лица смогут нормально  осуществлять свои полномочия, в нормальном конституционном режиме. Выделяется также главенство Президента в государственной  системе. Потому что Президент обеспечивает условия, при которых все институты власти способны выполнять свои функции, а также об обязанности президентского контроля за тем, чтобы все институты власти действовали в рамках своих полномочий и не один из институтов власти не мог посягнуть на прерогативы другого,  насильственными методами присвоить власть в стране или чьи – либо властные полномочия.

Третья  функция Президента Российской Федерации  указывает на его возможность  в определении основных направлений  внутренней и внешней политики государства. Однако это не означает, что Президент  Российской Федерации играет роль всемогущего  правителя страны, это обусловлено рядом факторов:

- в действующей Конституции последовательно реализована модель разделения властей;

- Президент определяет не вообще все внутреннюю и внешнюю политику государства, а лишь ее основные направления;

- реализация данного полномочия ограничивается правовым условием – соответствием Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Смысл данной функции Президента в следующем. Президент является главой государства, но одновременно он обладает политическим представительством (мандатом), вручаемым  ему народом на прямых всеобщих выборах. Рассматривая данную функцию, важно установит, какова роль данного полномочия применительно к другим органам государственной власти. Определяя основные направления внутренней и внешней политики,  Президент провозглашает собственное понимание государственных приоритетов.  В соответствии с Конституцией Президент не должен ни с кем согласовывать свое мнение о направлениях политики. Но с реальности он не может не считаться не с ситуацией в стране, ни с состоянием бюджета, ни с общественным мнением. Однако это не значит, что основные направления политики, определяемые Президентом, должны рассматриваться, как такие, которые могут быть лишь приняты к сведению другими органами власти.

Основные  направления политики определяются Президентом в различных формах:

- ежегодные послания Парламенту, содержащие как оценку положения дел в стране, так и будущие государственные задачи;

- бюджетные послания Президента страны Правительству Российской Федерации;

- тематические концептуальные документы Президента;

- указы, а также некоторые публичные выступления Президента Российской Федерации.

И четвертая, не менее важная функция Президента как представителя Российской Федерации  внутри страны и в международных  отношениях. Президент, представляя Российскую Федерацию внутри страны, выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношении, прежде всего с властными структурами субъектов Федерации. Примером представительства Президента может служить подписание им от имени федеральной власти  договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию и в отношениях со структурами гражданского общества. Однако он вправе использовать только полномочия, установленные Конституцией. Руководители других федеральных органов власти также могут вступать в отношения с органами власти субъектов Федерации и общественными структурами, но они могут представлять только конкретный государственный орган, в то время как Президент представляет все государство в целом.

В представительстве  в международных отношениях Президент  олицетворяет Российскую Федерацию  как государство – субъект  международных отношений, страну суверенную и независимую. Президент подписывает  международные договоры, участвует  в переговорах от имени России либо поручает это тому или иному  государственному должностному лицу.

В соответствии с международным правом, Президент  пользуется правом на высшие почести  при нанесении официальных визитов  в другие государства.

 

Тема №2 Обязательственное право

 

Обязательственное право регулирует обязательства, принятые на себя одним субъектом по отношению  к другому  (другим). Чаще всего такие обязательства возникают в процессе перехода  прав собственности. С юридической точки зрения они определяют основной  механизм товарооборота. Обязательство - это правоотношение между двумя  лицами,  одно  из которых -  кредитор - имеет право требовать от другого - должника  -  совершения некоторых деяний (действий или бездействия). Кредитор иначе называется управомоченным лицом, а должник - обязанным.

Субъекты  обязательственного правоотношения называются сторонами  обязательства, а действия, которые должник обязан совершить, - его содержанием. Действия должника приводят к изменению правового положения и таким образом представляют собой их динамику.

Обязательства возникают из разных источников. К  основным  источникам относятся:

- договоры - соглашения о возникновении  обязательств  (как  правило, двусторонних);

- односторонние  сделки - например, принятие наследства может породить обязательства;

- акты  органов власти;

- другие  источники, в основном связанные с возмещением  ущерба.

Согласно  ГК в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в  пользу другого лица (кредитора)  определенное  действие,  как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из  договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК.

В обязательстве  в качестве каждой из его сторон - кредитора или должника - могут  участвовать одно или одновременно несколько лиц.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом  в соответствии  с условиями обязательства и требованиями закона, иных  правовых  актов,  а при отсутствии таких условий и требований - в  соответствии  с  обычаями делового оборота или иными, обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее  изменение  его условии не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. 

В ГК также  регламентируются некоторые особенности  исполнения обязательств: места, сроков, возможности досрочного исполнения, исполнения обязательства третьим  лицом взамен должника и др. Отдельно рассматриваются обязательства  нескольких должников.

Ответственность нескольких лиц за исполнение обязательств бывает  солидарной, долевой и субсидиарной. При долевой ответственности каждый из должников должен  только оговоренную долю обязательства, исполнив которую, он освобождается от ответственности. При солидарной ответственности кредитор вправе требовать от  любого из должников полного исполнения обязательства. В сфере предпринимательства ответственность, как правило, является солидарной. Только договор или в отдельных случаях закон может предусмотреть противное.

Участник, выполнивший за других солидарное обязательство, вправе требовать от остальных должников  возмещения. Это право называется правом регресса, а соответствующее  обязательство остальных должников - регрессным.

Отдельный вопрос - возможность перемены лиц  в обязательстве. Кредитор вправе передать свое право требования другому лицу, не спрашивая  на  то разрешения должника, он должен только уведомить последнего. Форма уступки требования, основанного на сделке, должна соответствовать форме сделки.

Обязательства прекращаются разными способами:

- исполнением  его обязанной  стороной,  подтверждением  его  является расписка кредитора:

- отступное,  о котором могут договориться  стороны;

- зачетом  аналогичного встречного требования. Согласно ГК  для  этого достаточно заявления одной стороны.

Основной  способ возникновения обязательств - конкретные договоры между субъектами права. Они не могут противоречить  правовым актам, но в остальном предоставляют  договаривающимся сторонам свободу. В  соответствии со ст. 420 ГК, договором признается соглашение двух или  нескольких  лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и  многосторонних  сделках, предусмотренные в ГК. При этом граждане и юридические лица свободны в заключении  договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы  различных договоров, предусмотренных законом  или  иными  правовыми  актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых  содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения  сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению  сторон,  кроме  случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом  или  иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора  предусмотрено  нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не  установлено иное (диспозитивная норма), стороны  могут  своим  соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от  предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено  сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам,  установленным законом и  иными  правовыми  актами  (императивным  нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон  правила,  иные,  чем те, которые действовали при заключении  договора,  условия  заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено,  что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Во второй части ГК содержатся нормы, касающиеся  основных типов договоров: купли-продажи, поставки  товаров,  мены, дарения, аренды и проката, подряда, займа и кредита, в  том  числе  банковских вкладов и счетов: хранения,  страхования,  поручения,  комиссии, агентирования и других. Тем не менее перечисленными выше типами  не  исчерпываются возможные типы договоров.

Информация о работе Конституционный статус Президента Российской Федерации