Конституционный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

В октябре 1991 года в нашей стране был впервые избран Конституционный суд Российской Федерации, который вынес своё первое решение в январе 1992 года. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Оглавление

1. Конституционный контроль, его понятие и значение……………3 стр.
2. Министерство юстиции РФ и система его органов………………6 стр.
3. Приложение 1…………....................................................................10 стр.
4. Приложение 2……………………………………………………...11 стр.
5. Список использованной литературы……………………………..12 стр.

Файлы: 1 файл

готоваяПО (Автосохраненный).docx

— 246.75 Кб (Скачать)

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

 

КАФЕДРА Уголовного права

 

наименование кафедры

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правоохранительные  органы».

наименование дисциплины

 

 

Вариант № 7

 

                                     

                                    

                                                                      Выполнил: студент 1 курса

                                                                  заочной  формы обучения

                                     

 

 

Проверил:

 

Дата представления  работы

«    »  марта 2013г.

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 г.

 

Содержание:

 

  1. Конституционный контроль, его понятие и значение……………3 стр.
  2. Министерство юстиции РФ и система его органов………………6 стр.
  3. Приложение 1…………....................................................................10 стр.
  4. Приложение 2……………………………………………………...11 стр.
  5. Список использованной литературы……………………………..12 стр.                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционный контроль, его понятие и значение.

В октябре 1991 года в нашей  стране был впервые избран Конституционный  суд Российской Федерации, который вынес своё первое решение в январе 1992 года. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.

Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом  о Конституционном суде РФ, Суд  является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.1

Конституционный контроль является необходимым атрибутом демократически организованного государства. Он - важнейший  элемент построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым воплощением эволюции правовой системы. Целью органов  конституционного контроля Российской Федерации является защита основ  конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого  действия Конституции государства  на всей его территории.

Конституционный контроль относится  к одному из средств обеспечения  верховенства конституционных предписаний, которое принято расценивать  в качестве признака демократичности  государства. Основным назначением  конституционного контроля в широком  смысле этих слов признается прежде всего выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. На первых порах предполагалось, что эту функцию в состоянии успешно выполнять органы законодательной власти, поскольку они принимают конституции и играют решающую роль в законотворчестве. Предполагалось также, что в данной сфере могут быть эффективными и усилия исполнительных органов. К примеру, в некоторых государствах их главам было предоставлено право (и это право сохраняется во многих случаях и в наши дни) отказываться от подписи принимаемых парламентами законов (налагать вето), если, по их мнению, представленный на подпись закон не соответствует конституционным предписаниям.

Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля: парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный суд.

Роль и компетенции  органов конституционного контроля в разных государствах различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности - проверка конституционности нормативных  актов. В этом заключается основная функция и российского Конституционного суда как важнейшего - специализированного - органа конституционного контроля.

В Российской Федерации главнейшим органом конституционного контроля является Конституционный суд Российской Федерации. В Федеральном законе о Конституционном суде РФ 1994 г. было снято определение Конституционного суда РФ как высшего и, таким образом, устанавливалось формальное равенство  всех органов конституционного надзора. Однако объем и содержание деятельности Конституционного суда, обязательность решений суда, рассматривающего дела о конституционности законов и других нормативных актов, решающего споры между органами государственной власти объективно предопределяют его положение как высшего органа конституционного контроля.

Одной из самых важных задач  Конституционного контроля в современных  условиях, как подчеркивают отечественные  юристы, является нейтрализация влияния  во многом двойственного и несовершенного характера российской Конституции, отразившего переходное состояние  нашего общества, на общественную и  государственную жизнь России.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Министерство юстиции РФ и система его органов.

Cвое начало министерство юстиции России берет с Манифеста «Об учреждении министерств», который был издан Александром I 8 сентября 1802 года.

 На Министерство юстиции возлагались функции подготовки актов законодательного характера, кодификации и систематизации действующего законодательства. Минюст принимал участие в разработке и обсуждении законопроектов, составлял отзывы на проекты законов, подготовленные в других ведомствах. Но основной задачей Министерства юстиции было осуществление надзора за судебной деятельностью.

Сегодня же Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовое положение Минюста  России определяется Федеральным конституционным  законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 954, и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций  в последние годы Минюсту России, наряду с другими несудебными  государственными учреждениями (институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Комиссия по правам человека при  Президенте РФ и др.), призванными  защищать права человека, уделяется  повышенное внимание как на международном, так и национальном уровне.

Руководство деятельностью  Минюста России осуществляет Президент  РФ. Правительство РФ координирует деятельность Минюста России.

Структурно Минюст РФ включает управления, отделы, другие структурные  подразделения3, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные - заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Легко обнаруживается, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе.

Возглавляет его Министр  юстиции РФ, назначаемый на должность  и освобождаемый от должности  Президентом РФ по представлению  Председателя Правительства РФ. Наделенный значительными полномочиями, он на основе единоначалия осуществляет общее  руководство деятельностью Минюста  России и несет персональную ответственность  за выполнение задач и функций, возложенных  на Минюст России. Министр юстиции вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции, подписывает в установленном порядке международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, принимает решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач, стоящих перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и Положением о Минюсте России.

Министр имеет заместителей, в качестве совещательного органа при  нем действует коллегия, куда помимо Министра входят и его заместители, руководящие работники системы  Минюста России, а также иные специалисты  в сфере юстиции. Ее персональный состав, кроме лиц, входящих в нее  по должности, утверждается Правительством РФ по представлению Министра. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы  деятельности Минюста России, которые  реализуются приказами и распоряжениями Министра.

Минюст России, его территориальные  органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему  министерства4. В субъектах РФ действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений. По вопросам, относящимся к ведению РФ, органы юстиции подчиняются Минюсту России, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов — Минюсту России и органам исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Органы юстиции субъектов РФ обеспечивают нормотворческую деятельность законодательных органов субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти (частью которых они являются) соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ.

В систему Министерства юстиции  входят учреждения и организации, в  отношении которых органы юстиции  осуществляют некоторые управленческие функции — нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз.

При Минюсте России функционирует  Российская правовая академия, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации (НЦПИ), в которых работают более 150 докторов и кандидатов наук, редакции некоторых юридических журналов, газет.

В настоящее время в  органах юстиции сосредоточена  такая правоохранительная функция, как обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также  исполнения уголовных наказаний, актов  судебных и других органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 рис.1 Приложение 1

 

рис.2 Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.
  2. Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России (Международный научный семинар) Государство и право.  1994 г.

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.
  3. Федеральный конституционный закон “О Конституционном суде Российской Федерации “ от 21 июля  1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.

2 Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы (Международный научный семинар)//Государство и право. 1994. N 1.

3 См. рис.1 Приложение 1

4 См. рис.2 Приложение 2

 


Информация о работе Конституционный контроль