Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.
Задачами исследования выступают:
- характеристика теоретических аспектов конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);
- рассмотрение состояния экономики Республики Беларусь и ее конституционного регулирования на современном этапе;
- анализ конституционного закрепления регулирующей роли государства в экономической системе Республики Беларусь;
- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…............7
1.1 Характеристика конституционных форм собственности……………....7
1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..…………….…25
2.1 Сущность рыночной экономики в современных условиях……….…..25
2.2 Регулирующая роль государства в экономической политике
Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

Файлы: 1 файл

образец для оформления диплома.doc

— 380.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  Республики Беларусь

Частное учреждение образования

«Институт парламентаризма и предпринимательства»

 

 

                                                                           ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

                                                                           И.о. заведующего кафедрой права

                                                                           Института парламентаризма и

                                                                           предпринимательства

                                                                           ______________ А.А. Квятович

                                                                          «____» ____________ 2012 г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Конституционные основы экономической системы

Республики Беларусь

 

 

СТУДЕНТ

6 курса, группы № 22625

факультета заочного обучения

 специальности «Правоведение»

 «_____»__________2012 г.                                   ____________ В.П. Петров

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ       

канд. юрид. наук, доцент

«_____»___________2012г.                                   _____________ М.И. Иванова

 

                                         Минск 2012

ЗАДАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 76 с., 1 табл., 64 источника.

Основные термины, используемые в работе: конституционные основы, экономическая система, собственность, государственное регулирование, приватизация, банковская система, налогообложение.

Объектом исследования являются основные черты конституционных  основ экономической системы в Республике Беларусь, в том числе и в сравнении их с конституционными нормами других государств.

Цель работы - теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.

Теоретическую и правовую основу исследования составляют нормативные правовые акты Республики Беларусь и иностранных государств.

В процессе работы выполнены  следующие исследования и разработки:

- рассмотрены теоретические  аспекты конституционных основ  экономической системы в Республике Беларусь;

- проведен сравнительный  анализ экономических систем  на примере Германии и Республики Беларусь.

Элементом научной новизны  полученных результатов является комплексная оценка современного конституционного законодательства Республики Беларусь об экономической системе государства.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

                                                                                           _______________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………..……..…………..…….……………7

1.1 Характеристика конституционных  форм собственности……………....7

1.2 Понятие конституционных основ экономической системы..……….. 14

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ………………………………..………………………………………….…25

2.1 Сущность рыночной  экономики в современных условиях……….…..25

2.2 Регулирующая роль  государства в экономической  политике 

Республики Беларусь…………..……………………..……………………..39

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………..………........54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......……………..………………………………………………….68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….………………………..70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы дипломной работы. После распада СССР во вновь образовавшихся государствах одной из важнейших задач стало коренное изменение национального законодательства, трансформация правовой системы для ее соответствия процессам, происходящим в экономике и общественной жизни. При этом для самостоятельного государства, прежде всего, необходимо принятие нового конституционного законодательства, определение основ конституционного строя. В 1994 году была принята Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция).

Главными изменениями  в Республике Беларусь в постсоветский период были изменения в экономике. Именно они определяли изменения в других областях: политической, социальной, правовой. За последние десятилетия была, в том числе, и проведена большая работа по изменению законодательства, созданию правовой базы происходящих изменений. Практически коренным образом изменилось законодательство, регулирующее экономическую деятельность. Исходные же начала этого законодательства определены в Конституции. В связи с этим рассмотрение конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь позволяет понять сущность направлений правового регулирования этой области, а исследование этой проблемы представляет большую актуальность и важность.

Объектом исследования в дипломной работе являются основные черты конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь, в том числе и в сравнении их с конституционными нормами других государств.

Предмет исследования – нормы Конституции, акты законодательства Республики Беларусь, научные исследования, литературные источники и публицистика, статьи в периодических правовых изданиях, характеризующие конституционные основы экономической системы в Республике Беларусь

Целью работы является теоретико-правовой анализ конституционных основ экономической системы Республики Беларусь.

Задачами исследования выступают:

- характеристика теоретических  аспектов конституционных основ  экономической системы в Республике Беларусь (конституционных форм собственности, понятия экономической системы и ее конституционных основ);

- рассмотрение состояния  экономики Республики Беларусь  и ее конституционного регулирования на современном этапе;

- анализ конституционного  закрепления регулирующей роли  государства в экономической  системе Республики Беларусь;

- выявление особенностей экономической системы Республики Беларусь в сравнении ее с экономической системой Германии.

Вопросам выбранной темы дипломной работы в связи с их актуальностью уделяется большое внимание в научной и учебной литературе, в периодических правовых изданиях Республики Беларусь и Российской Федерации. Подробно анализируют данные вопросы российские правоведы Б.А. Страшун, Л.А. Окуньков и другие. Из белорусских ученых следует особо выделить видного ученого Г.А. Василевича, который ряд своих работ посвятил рассмотрению основ конституционного строя Республики Беларусь. Кроме этого, следует выделить работы и статьи В.А. Ковдавбовича, В.А. Круглова, П.П. Миклашевича. Следует также отметить, что не все проблемные вопросы конституционных основ экономической системы в Республике Беларусь нашли должное отражение в научной литературе, по многим из них у разных авторов существуют различные точки зрения, нередко прямо противоположные. Во многом это связано и с их новизной, и с частыми изменениями в законодательстве белорусского государства, поэтому ученые в области конституционного права просто не успевают их осмыслить и исследовать.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

1.1 Характеристика конституционных форм собственности

 

Отношениям собственности  в конституции любого государства  уделяется первостепенное внимание, так как от их обеспечения во многом зависит стабильность общества.

Первоначально в конституциях собственность обычно гарантировалась  общим образом, без конкретизации ее видов и субъектов права на нее. В первую очередь эта гарантия распространялась на собственность частную, так как доля имущества, находившегося в государственной собственности, была невелика. Примером здесь может служить ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения» [31, c. 112]. Из приведенной формулы вытекает целый ряд юридических последствий, а именно:

а) право собственности  в принципе неотъемлемо;

б) лишение этого права  возможно только как исключение;

в) порядок лишения должен быть установлен только законом;

г) такой закон должен определить случаи общественной необходимости, при которых возможно лишить субъекта права собственности;

д) эта необходимость  должна быть очевидной (данное требование относится не только к правоприменителю, но и к законодателю);

е) лишение права собственности  возможно только с возмещением;

ж) возмещение должно быть справедливым (критерии справедливости должны   определяться   законом;  таким   критерием   может  быть,  например, рыночная  цена  отчуждаемого  имущества, а  может  учитываться  при этом  и

упущенная выгода от его  использования и т.д.);

з) возмещение должно быть предварительным, то есть выплачиваться до отчуждения имущества» [31, c. 114].

Из конституционного провозглашения права собственности в указанной формуле следует блок юридических гарантий, составляющих предмет гражданско-правового и административно-правового законодательства.

Конституционное регулирование собственности  происходит по следующим направлениям: прежде всего, устанавливаются формы и виды собственности; регулируются объекты собственности; закрепляются принципы осуществления и обязанности органов власти в отношении собственности; субъективное право.

Для экономической  системы Республики Беларусь характерно многообразие форм собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования различных форм собственности можно создать эффективную экономику.

 Регулирование отношений  собственности осуществляется посредством  различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности [5, c. 37].

Основными актами, регулирующими  отношения по поводу собственности, являются Конституция и Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 218-З с изменениями и дополнениями (далее – ГК РБ). Кроме этого важное значение в регулировании этих отношений имеют Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года № 2103-XІІ «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (в редакции Закона Республики Беларусь от 16 июля 2010 года № 172-З) [43], Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 года № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» [44]. Новые подходы в отношении различных форм собственности в государстве определены Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее – Директива № 4) [46].

Статья 13 Конституции  Республики Беларусь и пункт 1 ст. 213 ГК РБ предусматривают, что «собственность может быть государственной и частной». При этом государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности [24, ч. 2 ст. 13].

Гарантированное ст. 13 Конституции  юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права социалистической, в особенности государственной, собственности, согласно ч. 2 ст. 13 Конституции, права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.

В соответствии со ст. 44 Конституции  государство гарантирует каждому  право собственности и содействует  ее приобретению. Собственник имеет  право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

Информация о работе Конституционные основы экономической системы Республики Беларусь