Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 01:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является попытка осветить состояние и тенденции развития современного российского федерализма. Также в работе будут указаны проблемы становления и совершенствования конституционно-правовых основ российского федерализма.
В соответствии с данной целью можно выделить ряд задач, которые необходимо решить в рамках курсовой работы:
- рассмотрение становления российского федерализма, а именно Этапы становления конституционно-правовой модели современного российского федерализма и федеративную природу России;
- рассмотреть перспективы развития конституционно-правовой модели российского федерализма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА РФ 5
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА РФ 5
1.2 ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 7
1.3. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНСТИТУТА ОБЯЗАННОСТЕЙ 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РФ 16
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 16
2.2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Авдеев .docx

— 51.02 Кб (Скачать)

Автономное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования Ленинградской области

«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: конституционное (государственное) право Российской Федерации

 

 

Курсовая работа

 

на тему:  «Перспективы развития российского федерализма»

 

 

 

 

Выполнил:

 студент 2- го курса,303  группы 

 Юридического факультета

……………………

 

Проверила:

К.ю.н. Голубева Л.А.

                                               

 

 

 

Гатчина

                                                             2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..……….3

Глава 1.  Становление российского  федерализма

           1.1 Этапы становления конституционно-правовой модели

           современного российского федерализма………………………..……….5

           1.2 Федеративная природа России…………………….……………...…..9

Глава 2. Конституционно-правовая модель российского

               федерализма,  перспективы ее  развития

           2.1 Основные подходы к определению конституционно-правовой

                 модели современного российского федерализма……………..……12

           2.2 Российский федерализм: основные направления и

                 закономерности развития……………………………………………15

Заключение……………………………………………………………….………22

Список используемой литературы………………………………………...……24

 

 

 

Введение

 

Грамотное разграничение  предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной  власти является одной из наиболее насущных практических задач современного этапа развития российской государственности, структура которой в силу целого ряда объективных факторов всегда характеризовалась  значительным компетенционным дисбалансом. Так было и во времена Киевской Руси, и в период Империи, и при  советской власти.

«В политической истории России явно прослеживались две линии развития – федеративная и унитарная. Идею устройства России на федеративных началах высказывали ученые и политики в разные периоды российской истории. Уже в XVI в. Ю. Крижанич проповедовал идею славянской федерации. Среди сторонников федерализма были С. Корф, А. Щапов, А. Сперанский, Н. Новосильцев и многие другие»1

Исследование федерализма, его смысла и ценностей, перспектив развития является на сегодняшний день одним из важнейших направлений  изучения феномена власти в обществе, что подчеркивает актуальность выбранной темы. Научный поиск в этом направлении тесно связан с поиском ответов на глобальные вопросы. Как разделить власть, чтобы она позволяла народам и государству эффективно реализовывать управление в интересах конкретного человека либо общества в целом? Каким должны быть принципы и основополагающие идеи государственного и межгосударственного устройства, обуславливающие создание, функционирование гармоничного общества, его достойное существование в рамках определённого государства, межгосударственных объединений и в целом мирового сообщества?

Успех федерализма кроется  в его способности служить  средством разрешения самых сложных  задач государственного строительства, межгосударственного мироустройства; «организации местной власти на началах  разграничения предметов ведения  и полномочий, субсидиарности, широкого самоуправления»2.

Целью данной курсовой работы является попытка осветить состояние  и тенденции развития современного российского федерализма. Также  в работе будут указаны проблемы становления и совершенствования  конституционно-правовых основ российского  федерализма.

В соответствии с данной целью можно выделить ряд задач, которые необходимо решить в рамках курсовой работы:

- рассмотрение становления  российского федерализма, а именно  Этапы становления конституционно-правовой модели современного российского федерализма и федеративную природу России;

- рассмотреть перспективы  развития конституционно-правовой  модели российского федерализма.

Методологической основой  исследования в данной курсовой работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. В  ходе исследования использовались такие  общенаучные методы и приемы как  научная абстракция, методы анализа, синтеза, методы группировки и прочие.

 

 

 

 

           Глава 1.  Становление российского федерализма

          

   1.1 Этапы становления конституционно-правовой модели современного российского федерализма

 

Современная конституционно-правовая модель российского федерализма  принципиально отличается от государственного устройства СССР и РСФСР в составе  Союза.

Конституционно-правовая формула  современного российского федерализма  является следствием реформ, проводимых в России в последние десятилетия, и сформировалась под влиянием развития, как отечественной государственности, так и государственности зарубежных стран. Она отразила особенности истории развития федеративных отношений в России, а также попытку соединить общемировые подходы к федерализму с российскими ценностями и традициями.

«Выделяют три этапа формирования конституционно-правовых основ современного российского федерализма. Первый этап – период распада СССР и принятия Россией Декларации о государственном суверенитете; второй – подписание Федеративного договора и внесение соответствующих изменений в Конституцию 1978 г.; третий – принятие Конституции Российской Федерации 1993 г»3

Суть конституционной  реформы в России в сфере государственного строительства на первом этапе явилась  следствием реформ, проводимых с 1980-х  годов, в политической и экономической  сферах. Официально объявленный курс на децентрализацию политической и  экономической жизни потребовал новых подходов к разделению государственной  власти между центром и составными частями.

Характерная особенность  реформирования государственного устройства этого периода проявилась в том, что политические, социальные и экономические  реформы стали проводиться сверху, нередко без учета региональных особенностей, всей сложности проблем  на местах.

Другой особенностью развития отношений между центром и  составными частями российского  государства этого времени стало  проведение федерализации России на основе признания различий в статусе  территорий. «Изначально осуществлялась политика выделения особого статуса  республик в составе России»4. Отношения между Россией и её автономными республиками развивались в сторону конфедерализации. Такая тенденция была обусловлена конституционно-правовой политикой бывшего СССР.

«Уже в период участия в разработке Союзного договора между республиками СССР, российские власти одновременно занимались разработкой Федеративного договора (далее – Договор)»5, который был подписан 31 марта 1992 г. С подписанием Договора начался новый этап в развитии государственности России. Центр предпринял попытку восстановить былую стабильность на основе договоренности с территориями. Главные черты новой модели государственного устройства России, определяемые Договором, выразились в отказе от централистского принципа «закрепления открытого перечня вопросов ведения Федерации», закреплении гарантий самостоятельности субъектов Федерации в вопросах, не относящихся к ведению Федерации, установлении предметов совместного ведения, закреплении партнерских начал при реализации власти по предметам совместного ведения.

«В юридической литературе достаточно распространена точка зрения о том, что подписание Договора ознаменовало переход России из унитарного государства в федеративное»6 Другая точка зрения заключается в том, что и до Договора Россия являлась федеративным государством, с его же принятием изменилась природа федерации, произошло преобразование федерации, основанной на принципах национальной автономии, в конституционно-договорную федерацию с различными по своей природе субъектами Федерации.

По мнению И.А. Конюховой, Договор лишь заложил тенденцию федерализации России. Один из основных аргументов, приводимых И.А. Конюховой, заключается в том, что не все составные части России, подписавшие Договор, получили статус субъектов Российской Федерации.

Принятие Конституции  РФ 12 декабря 1993 г. ознаменовало начало завершающего этапа в развитии конституционно-правовых основ современного российского федерализма. Конституция РФ отразила то реальное соотношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и её субъектами на момент её принятия. Конституция РФ предложила, с одной стороны, меры по укреплению единства и целостности Российской Федерации, а с другой стороны – меры, обеспечивающие дальнейшую децентрализацию и выравнивание в правах всех субъектов РФ.

Конституционные новшества, направленные на децентрализацию и  выравнивание статуса субъектов  Федерации, выразились в провозглашении принципа равноправия субъектов  Российской Федерации, расширении возможностей регионов в решении общегосударственных  вопросов.

Несмотря на то, что по новой Конституции Россия продекларирована федеративным государством, фактически об утверждении реального федерализма  в нашем государстве приходится говорить лишь как о процессе. В  борьбе между унитаристскими, федеративными  и конфедеративными тенденциями ни один из принципов федерализма пока не реализуется в полной мере.

Стоит отметить, что в  «к числу принципов российского федерализма, закрепляемых конституционным правом относятся: государственная целостность, единство государственной власти и её системы, равноправие народов и равноправие субъектов РФ, право народов на самоопределение в рамках Федерации, разграничение предметов ведения между ней и её субъектами и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, равное гражданство и равный для всех субъектов стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина, верховенство федерального права»7

Российская формула федерализма  отнюдь не в полной мере стала соблюдаться  в федеральном законодательстве, конституционном и уставном законотворчестве субъектов РФ, развивающемся после  принятия новой Конституции. Эта  тенденция ещё более усилилась  в связи с развернувшейся в  России практикой заключения договоров  между федеральными органами власти и органами государственной власти отдельных субъектов РФ. Положения  этих договоров в значительной мере составили альтернативу нормам федеральной  Конституции. Нерешённость проблемы «разорванности»  конституционного пространства обнаружилась настолько очевидно, что поиск  дальнейших путей выхода из конституционного кризиса становился неизбежным. Первые же результаты адаптации и реализации конституционных положений стали  говорить о необходимости совершенствования  конституционно-правовых основ российского  федерализма, создании дополнительных гарантий реализации конституционных  норм, регулирующих отношения разделения государственной власти по вертикали  в Российской Федерации.

   

    1.2 Федеративная природа России

 

Теория признания федерации  как договорного самоуправляемого государства, развиваемая в настоящее  время наукой и подтверждаемая практикой, позволяет понять причины проблем  федерализации современной России.

Стала ли Россия договорной самоуправляемой по природе, и были ли соблюдены все необходимые  условия для достижения согласия во внутрифедеративных отношениях –  вопросы, которые российская юридическая  наука не обходит.

В частности, по мнению И.А. Конюховой, один из важнейших аспектов связан с изучением вопроса о том, в какой мере современная конституционная модель российского федерализма основана на согласии – на договоре центра и составных частей России.

Во время обсуждения проекта  нового Основного закона России на Конституционном совещании в  качестве условия вступления его  в юридическую силу первоначально  обсуждалась идея одобрения Конституции  большинством субъектов РФ в дальнейшем была избрана иная форма принятия – всероссийским референдумом. В  таком случае факт одобрения Конституции  России субъектами Федерации – изъявление воли граждан, проживающих на территории конкретных субъектов.

«Результаты голосования за новую Конституцию РФ обнаружили не совсем благополучную картину. В семи республиках (Башкортостан, Мордовия, Чувашия, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Тыва) и десяти областях граждане России проголосовали против принятия новой федеральной Конституции. В двух республиках (Татарстан и Чечня) референдум вообще не состоялся»8

Дальнейшее развитие событий, выразившихся в правовом нигилизме  и других формах неприятия частью субъектов РФ новой конституционной  модели российского федерализма, свидетельствует  о том, что в нашем государстве  недостаточно высока степень согласия регионов с конституционным устройством  Федерации. Причем ни формально, ни фактически до сих пор не достигнут тот  требуемый уровень согласия центра и субъектов РФ, который бы обеспечил  стабильность и эффективность функционирования российской государственности.

Следовательно, сегодня можно  с большей долей условности говорить об утверждении сущностных сторон Российской Федерации как договорного государства  и необходимо искать дальнейшие пути достижения этого согласия. Известные  результаты российского референдума  по принятию Конституции РФ, возникшие  трудности адаптации нового основного  закона в субъектах РФ – свидетельство  о достаточно высокой степени  негативного восприятия Конституции  субъектами Федерации и населением. «Конституция несет в себе некоторую  ущербность с точки зрения её потенциала стать инструментом достижения согласия на основе новой модели российского  федерализма и решения насущных задач стабилизации России, укрепления её целостности»9.

Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ