Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение................................................................................................................6
1.1 Понятие органов исполнительной власти.......................................................6
1.2 Принципы органов исполнительной власти...................................................9
1.3 Классификация органов исполнительной власти.........................................12
Глава 2 Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение.........................................................................................14
2.1 Система федеральных органов исполнительной власти.............................14
2.2 Президент Российской Федерации................................................................17
2.3 Правительство Российской Федерации.........................................................19
2.3.1 Полномочия Правительства Российской Федерации...............................20
2.4 Другие федеральные органы исполнительной власти.................................21
Глава 3 Проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с другими ветвями.....................................................................................25
Заключение.............................................................................................................28
Список использованной литературы...................................................................30

Файлы: 1 файл

Курсовая Работа.docx

— 59.38 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

Курсовая работа

по дисциплине «Конституционное право России»

 

на тему: «Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург – 2014

Оглавление.

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1 Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение................................................................................................................6

1.1 Понятие органов исполнительной власти.......................................................6

1.2 Принципы органов исполнительной власти...................................................9

1.3 Классификация органов исполнительной власти.........................................12

Глава 2 Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение.........................................................................................14

2.1 Система федеральных органов  исполнительной власти.............................14

2.2 Президент Российской Федерации................................................................17

2.3 Правительство Российской Федерации.........................................................19

2.3.1 Полномочия Правительства Российской  Федерации...............................20

2.4 Другие федеральные органы  исполнительной власти.................................21

Глава 3 Проблемы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с другими ветвями.....................................................................................25

Заключение.............................................................................................................28

Список использованной литературы...................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На данный момент Российская Федерация проходит этап перемен, реформ и потрясений. После крушения советской власти в начале 90-ых годов началось реформирование всех сфер общественной жизни, которое длиться по сей день. Современная власть ищет наилучшие пути построения демократического российского общества.

Однако большинство попыток реформирования оканчиваются не совсем удачно. Одной из причин этого является состояние органов исполнительной власти, на которые, зачастую, и возложено проведение той или иной реформы.

В современной России существует слишком громоздкий государственный аппарат. Одни органы повторяют компетенцию, функцию и задачи друг друга. Другие созданы для непонятной цели, их функции и компетенция чётко не определены. Третьи - будучи созданными для определённой задачи, не справляются с ней. При этом все органы вторгаются в компетенцию друг друга. Всё это порождает определённую путаницу в системе органов исполнительной власти, что препятствует их нормальному функционированию, что и является одной из причин провала реформ.

Для решения данной проблемы требуется упорядочивание всей системы государственного управления. Ведь, чтобы провести преобразования, нужно иметь нормально функционирующую систему органов управления, на плечи которых и ложиться большинство реформ.

Поэтому знание системы органов исполнительной власти имеет огромное значение, чтобы дать объективную оценку, как конкретному органу исполнительной власти, так и всей системе, в целом.

Значимость конституционно-правового регулирования формирования и функционирования системы органов исполнительной власти объясняется еще и тем, что это не только вопрос сферы государственного управления, "правоприменимости" нормативных актов, но и один из важнейших институтов публичной власти в жизни любого современного государства.

Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий, методами и средствами публичного, преимущественно административного права1.

Противоправное расширение компетенции субъектов Российской Федерации, полное или частичное присвоение ими федеральных полномочий и полномочий совместного ведения фактически закрепляют неконституционную деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации и препятствуют созданию федеральными министерствами и ведомствами территориальных органов, а зачастую полностью исключают эту возможность2.

На основании актуальности выделим цели моего исследования. В данном случае – это определиться с понятием «органы исполнительной власти», разобраться, какие институты включены в него, понять систему и структуру органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Объектом данного исследования являются органы исполнительной власти РФ.

Предметом исследования в моем случае является взаимодействие органов государственного управления в системе исполнительной власти в России.

При анализе источников данного исследования было проработано множество источников – от нормативно-правовых актов до монографий. В ходе исследования было проработано множество источников литературы – как в печатном, так и электронном виде. Открытый доступ к большинству источников позволил мне глубоко проработать выбранную тему.

В ходе написания работы были использованы следующие методы исследования: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия), а также специальные методы (логический, сравнительный анализ, правовой метод)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение.

    1. Понятие органов исполнительной власти.

 

Закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей привёл к замене старого понятия "органы государственного управления" на новое понятие "исполнительные органы государства", "органы исполнительной власти". Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.

В действующем законодательстве термины "органы исполнительной власти" и "органы государственного управления" используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений.

По-разному определяют авторы сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - "это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера"3. Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - "это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность"4.

"Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от  имени государства осуществлять функции исполнительной власти, и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления"5.

"Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь  частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный  масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном  законом или другим нормативным  правовым актом, использует определенные  методы в работе, наделена правом  выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной  и распорядительной деятельности  осуществлять повседневное руководство  экономической, социально-культурной  и административно-политической  сферами жизни общества"6.

Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 















 

 

 

Схема 1. Признаки, характеризующие органы исполнительной власти.

 

 

 

 

 

1.2 Принципы органов исполнительной власти.

 

Действующие в России органы исполнительной власти составляют определённую систему органов исполнительной власти.

Чтобы каждое структурное подразделение этой системы нормально функционировало, она должна строиться на совокупности определённых принципов. В юридической литературе нет единой системы таких принципов. Одни авторы в качестве основных принципов организации и деятельности исполнительной власти выделяют:

1. Принцип федерализма  в системе органов исполнительной  власти. Он обусловлен государственным  устройством России. В юридическом  смысле принцип федерализма проявляется  в следующем:

а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;

б) Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;

в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).

2. Принцип законности  проявляется в том, что все  его органы государственной власти  и должностные лица обязаны  соблюдать Конституцию и законы  Российской Федерации.

3. Принцип сочетания централизации  и децентрализации оказывает  большое влияние на функционирование  всей системы исполнительной  власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части  государственных функций в ведении  центральных органов федеральной  исполнительной власти, но в то  же время закрепление предметов  ведения и полномочий за конкретным  органом, которые он должен осуществлять  самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов (децентрализация)7.

Ряд авторов8 этот список значительно расширяют. Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как:

1. Самостоятельность органов  исполнительной власти. Данный принцип  вытекает из статьи 10 Конституции  РФ, по которой "органы законодательной, исполнительной и судебной власти  самостоятельны". Он выражается  в том, что органы исполнительной  власти не находятся в организационном  подчинении у органов двух других ветвей власти.

2. Единство системы органов  исполнительной власти. Данный принцип  означает то, что все органы  исполнительной власти образуют  единую систему исполнительной  власти.

3. Принцип экономичности  подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.

Существует также ещё ряд действующих принципов: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность. Но значение этих принципов очевидно.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

1) органы исполнительной  власти и организационно-правовые  отношения между ними (отношения  субординации, координации, контроля  и т.д.);

2) корпус государственных  служащих;

3) юридическую структуру, которая представлена системой  норм, определяющих различную по  объему компетенцию органов и  должностных лиц.

Д.Н. Барах в зависимости от правовой основы образования предлагает различать органы, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов9.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры10.

Информация о работе Конституционно-правовые основы системы федеральных органов исполнительной власти