Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

1 Основные элементы конституционно – правового статуса Российской Федерации.
2 Субъекты Федерации.
3 Предметы ведения Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

конституционно правовой статус РФ.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

        Введение

 

Конституционное (государственное) право является основополагающей отраслью права Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основным нормативным  источником этой отрасли права является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе  Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления1.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют  верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства  и права России проявляется в  том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности  граждан должны определяться правом и фиксироваться, прежде всего, на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

 

1 Основные элементы конституционно – правового статуса Российской Федерации

 

Российская Федерация  – федеративное государство, созданное  по воле её многонационального народа. Её правовой статус определяется Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно –  правовой статус Российской Федерации  характеризуется, прежде всего, тем, что  она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти её субъектов2.

Российская Федерация  имеет свою Конституцию, которая  устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с её субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами.

Неотъемлемым элементом конституционно - правового статуса Российской Федерации является её территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории её субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета.

Российская Федерация  имеет территорию, на которую распространяется её суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

- территории  её субъектов (сухопутная территория);

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Российская  Федерация также обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. Когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная  экономическая зона - это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном  шельфе и в исключительной экономической  зоне государство не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах.

Важным элементом  конституционно – правового статуса  Российской Федерации является её единое гражданство. Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются её Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации".  Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности3.

Конституционно - правовой статус Российской Федерации  означает наличие общих для всей Федерации органов государственной  власти. Российская Федерация имеет  Президента – главу государства; Федеральное собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ. Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

Конституционно –  правовой статус РФ характеризуются  наличием единой федеральной системы  права, основу системы права составляет Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и прямым действием  на всей территории страны. Конституция  РФ устанавливает верховенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральным законам, в случае же такого противоречия действуют согласно Конституции федеральные законы.

Конституционно –  правовой статус РФ характеризуется  наличием федеральной собственности. В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. " О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность". К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты4.

Конституционно –  правовой статус РФ характеризуется  наличием единой денежной и кредитной  системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок  эмиссии наличных денег, организацию  и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей РФ является рубль.

К числу наиболее важных элементов конституционно – правового  статуса РФ относится наличие  единых Вооруженных Сил, которые  осуществляют защиту суверенитета и  территориальной ценности РФ. Не имеют  право создавать свои Вооруженные Силы субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

К числу основных элементов  конституционно – правового статуса  РФ относится ее право внешних  сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы Федерации в целом, так и интересы каждого её субъекта.

Существенным элементом  конституционно – правового статуса  РФ является государственный язык. В Конституции (ч.1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков5.

Важным компонентом  конституционно – правового статуса  РФ являются ее государственные символы – Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также её столица – город Москва. Согласно ч. 1 ст. 70 конституции РФ государственный флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О Государственном гимне Российской Федерации».

 

2 Субъекты Федерации

 

Субъектом федерации  называют политико- территориальное образование, признанное участником федеративных правоотношений, имеющее внешние признаки государства, но не обладающее государственным суверенитетом. Перечень субъектов Российской Федерации содержится в ч.1 ст. 65 Конституции РФ.6

Российская Федерация обладает уникальным федеративным устройством и состоит из 83 субъектов: 21 республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округов. Она относится к федерациям смешанного типа: одна часть её субъектов образована по национально – территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая – по территориальному (края, области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е. территория целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталась ассиметричной федерацией: составляющие её субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно – правовой статус.7

По Конституции  в состав Российской Федерации входит 21 республика: Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Чувашская Республика – Чувашия. Две республики появились в составе РФ в результате раздела Чечено-Ингушской АССР – Республика Ингушетия и Чеченская Республика. Четыре республики получили свой статус во время распада СССР и так называемого "парада суверенитета" в начале 1990-х гг.: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Хакасия.

Из всех субъектов  Российской Федерации республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Республика в составе РФ – это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов Российской Федерации, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется наряду с русским, устанавливать свое гражданство. Территория республики не может быть изменена без её согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику – герб, флаг, гимн, а также столицу. Отношения с Российской Федерацией республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двухсторонних договоров о разграничении полномочий.8

Края и области появились  РСФСР в конце 1920-х гг. вместо упраздненных губерний. Края формировались на территориях  со смешанным в этническом отношении  населением; области, наоборот, - с однородным. Их статус субъектов федерации был признан 31 марта 1992 г. Федеративным договором. Отметим, что с 2005 года число субъектов в этой группе изменилось в результате объединения некоторых краев и областей с входящими в их состав автономными округами и создание на их основе новых субъектов федерации, преимущественно краев. Так, в составе Федерации на 1 марта 2008 года было:

- 9 краев – Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

- 46 областей – Амурская  область, Архангельская область,  Астраханская область, Белгородская  область, Брянская область, Владимирская  область, Волгоградская область,  Вологодская область, Воронежская  область, Ивановская область,  Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Информация о работе Конституционно-правовой статус Российской Федерации