Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Оглавление

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Роль конкуренции в механизме

функционирования рынка
Конкуренция: сущность, эволюция, виды________________________6
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции_______________9
Монополия_________________________________________________13

Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России

2.1. Особенности российского монополизма_________________________15

2.2. Российское законодательство в сфере___________________________17

регулирования монополистической деятельности и конкуренции

Заключение_____________________________________________________23

Список использованных источников________________________________25

Файлы: 1 файл

Конкуренция и монополия.docx

— 46.77 Кб (Скачать)
 

     Содержание 

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Роль конкуренции в механизме

 функционирования  рынка

    1. Конкуренция: сущность, эволюция, виды________________________6
    2. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции_______________9
    3. Монополия_________________________________________________13

Глава 2. Особенности конкуренции и монополии в России

2.1.   Особенности российского монополизма_________________________15

2.2.   Российское законодательство в сфере___________________________17

 регулирования  монополистической деятельности  и конкуренции

Заключение_____________________________________________________23

Список  использованных источников________________________________25 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Нынешний  мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако рынки и, соответственно, конкуренция  не одинаковы.

     На  рынке совершенной конкуренции  имеется много продавцов и  покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает значительного влияния  на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки к рынкам совершенной  конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупатель не могут  существенным образом повлиять на цену пшеницы.

     Многие  другие рынки достаточно конкурентны, чтобы рассматривать их как рынки  совершенной конкуренции. Мировой  рынок меди, например, имеет несколько  десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков  выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно. Такая же картина  наблюдается на многих рынках минерального и природного сырья – таких, как  уголь, железо, олово или пиломатериалы. Ряд рынков с небольшим числом поставщиков рассматривается все-таки как конкурентные рынки в целях  анализа. Например, авиационные перевозки  в США обслуживаются несколькими  десятками компаний, но большая часть  авиационных перевозок приходится лишь на нескольких из них.

     Кроме рынков совершенной конкуренции  существуют рынки несовершенной  конкуренции, о них далее и  пойдет речь. Рынки, на которых либо покупатель, либо продавец принимает  в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальной фотографии, услуг телефонной связи являются несовершенно конкурентными.

     Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется  наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг  на рынке и невозможностью вхождения  в него других фирм.

     Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение  населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России и других странах  бывшего Советского Союза, местной  телефонной связи в крупных городах  западных стран, но цены, устанавливаемые  продавцами данных услуг, регулируется государственной властью.  В реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников. Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

     Актуальность  данной работы обусловливается тем, что происходящие в мире процессы глобализации требуют пересмотра некоторых экономических теорий, а происходящие в России перемены требуют утверждения норм цивилизованного бизнеса в экономике страны. В связи с этим есть смысл обратить пристальное внимание на проблемы, связанные с соотношением конкуренции и монополии. Достижение прозрачности работы монополий, формирование независимого и объективного мнения о проблемах реформирования этих монополий, открытая и честная конкуренция, создание условий для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в конкурентных видах деятельности - сегодня одни из самых насущных проблем мировой экономики и экономики России, в частности.

     Целью работы является рассмотрение государственных механизмов регулирования конкурентной и монопольной деятельности в РФ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть и охарактеризовать виды конкуренции и монополии;
  2. Исследовать особенности российского монополизма;
  3. Проанализировать российское законодательство в сфере регулирования монополистической деятельности и конкуренции и выявить основные направления повышения конкурентоспособности российской экономики;

     Объектом работы является мировой экономический рынок и Российский экономический рынок. Предметом работы является крупные организации, конкуренция между ними и монополия в организациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Роль конкуренции  в механизме функционирования рынка

    1. Конкуренция: сущность, эволюция, виды
 

     Рынок - это совокупность всех случаев, когда  сталкиваются спрос и предложение  на определенные товары. Действие двух основных факторов, спроса и предложения, зависит от рыночных ситуаций, которые  характеризуются различными условиями, например, вхождения на рынок или  выхода, движения товаров, обмена информацией  и другие. Различные условия существования  рынков, породили особенность и противоречивость действия механизма конкуренции  на субъектов экономических отношений.

     Одним из элементов рыночного механизма  саморегулирования является конкуренция. Конкуренция - соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.  Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она обусловливается суверенным правом каждого из субъектов рынка на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению их интересов, к достижению поставленных ими целей за счет ущемления интересов других участников рыночных отношений. Существует множество критериев и подходов к классификации конкуренции. Но сегодня конкуренцию принято делить на следующие виды: 

Структура рынка Количество  продавцов и покупателей Характер Условия входа/выхода на рынок Информация  и мобильность
1.Совершенная конкуренция Множество мелких продавцов и покупателей Однородная Просто. Никаких  затруднений Равный доступ ко всем видам информации
2.Монополия Одна фирма-продавец и множество покупателей Однородная Барьеры на входе Полная информация и мобильность
3.Монополистическая конкуренция Множество покупателей; большое, но ограниченное число продавцов Разнородная Отдельные препятствия  на входе Полная информация и мобильность
4.Олигополия Ограниченное  число продавцов и множество  покупателей Разнородная и  однородная Возможны отдельные  препятствия на входе Некоторые ограничения  по поводу информации и мобильности
 

     Конкуренция играет важную роль в обществе. Она  является стимулятором деятельности самостоятельных  хозяйственных единиц1. Через нее производители в определенной степени контролируют друг друга. Конкуренция - это борьба, которая в конечном итоге вызывает спад цен, снижении производственных затрат, росту качества товаров и применении результатов научного прогресса.

     Однако  конкуренция имеет и обратную сторону. Она вызывает противоречия интересов экономических субъектов, вызывает расслоения и дифференциацию в общественных слоях, вызывает желание  создать в экономике монополии, является источником появления непроизводительных затрат. В таком случае, без вмешательства  со стороны государства, конкуренция  является разрушающей силой.

    1. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции
 

Рынок совершенной конкуренции

     Конкурентность  рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы  способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия  реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные  фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается  рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда  отдельная фирма не оказывает  никакого подобного влияния. В этом случае на рынке действует так  много фирм, что каждая из них  в отдельности никак не воздействует на цену товара, а воспринимает ее как  величину, определяемую рыночным спросом  и предложением. Такой рынок называется совершенно конкурентным. 

     Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между  собой конкурентной борьбы. Считается, что рыночная структура характеризуется  совершенной конкуренцией, если выполняются  следующие условия: первое: имеется  множество покупателей и продавцов  данного товара, причем каждый из них  производит (покупает) малую долю общего рыночного объема. Второе: товар  должен быть совершенно однородным с  точки зрения покупателей, и все  покупатели должны быть одинаковы с  точки зрения продавцов. Третье: отсутствуют  входные барьеры (условия, затрудняющие фирме-новичку возможность равноценно конкурировать с фирмами, закрепившимися ранее на этом рынке) для вступления в отрасль нового производителя. Четвертое: на чисто конкурентном рынке  отдельные фирмы не оказывают  влияния на рыночные цены. Пятое: полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах  всех продавцов и любом изменении  цен любым продавцом. Шестое: рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы.

     Очевидно, что совершенная конкуренция  весьма редка на практике. С чем  связано поистине уникальное значение этого понятия в теории? Дело в  том, что совершенная конкуренция  позволяет построить некую идеальную  модель функционирования экономики, в  сравнении с которой можно  изучать реальные рыночные структуры, причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков, например, сельское хозяйство, биржи. Если какое-либо из условий рынка совершенной  конкуренции не выполняется, то имеет  место несовершенная конкуренция. 

Рынок несовершенной конкуренции

     Выделяют  три модели рынка несовершенной  конкуренции: чистая монополия, монополистическая  конкуренция, олигополия.

  • Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерными чертами данной модели являются следующие:

     1. Единственный продавец. Чистый монополист  есть отрасль, состоящая из  одной фирмы.

     2. Тип продукта - уникальный, нет близких  заменителей. С точки зрения  покупателя, это означает, что нет  приемлемых альтернатив. Он должен  купить этот продукт у монополиста  или не покупать вообще.

     3. Чистый монополист диктует цену: фирма осуществляет полный контроль  над ценой. Причина этого в  том, что монополист контролирует  общий объем предложения. При  нисходящей кривой спроса фирма  может повысить цену сокращая  количество предложенного продукта.

     4. Вступление в отрасль блокировано,  существуют барьеры для вступления  в отрасль в виде эффекта  масштаба, естественных монополий,  легальных барьеров (патента, лицензии), собственности на важнейшие виды  сырья, нечестной конкуренции.

     Примерами чистых монополий могут быть предприятия  коммунального хозяйства, осуществляющие тепло-, газо-, водоснабжение электрические, телефонные компании и др. 

     
  • Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную структуру, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками:

Информация о работе Конкуренция и монополия. Особенности монополии в России