Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- дать понятие формы государственного правления;
- рассмотреть монархическую форму государственного правления;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие формы государственного правления……………………………6
2.Монархия, как форма государственного правления и её виды…………8
3.Республика, как форма государственного правления и её виды……….13
Заключение…………………………………………………………………….19
Библиографический список………………………………………………….21
В настоящее время «классических»
Таким образом, мы рассмотрели
монархические формы
Республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Общими признаками республиканской формы правления являются:
- существование единоличного
и коллегиального главы
- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
По характеру взаимоотношений
между законодательной и
1. Президентская республика. Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Перечислим наиболее характерные черты президентской республики:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
В большинстве республик
мира принята форма президентской
республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины,
Зимбабве, Грузия, Туркменистан и др.).
Подавляющее большинство стран
Латинской Америки —
В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско-монократаческой республике для таких связей используется единственная огосударствленная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента – идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, деятельность которого более открыта для населения (иногда – вплоть до интимных сторон, как это имело место в США в связи с обсуждением в 1993 г. правоохранительными органами некоторых вопросов о сексуальных отношениях Президента Клинтона), с другой — парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.
2. Парламентская республика. Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
3. Смешанная республика.
Смешанная (полупрезидентская) республика.
Впервые полупрезидентская республика
(таково утвердившееся в литературе не
совсем точное, условное название) была
введена во Франции в 1958 г. по инициативе
де Голля, который стремился к сильной
президентской власти, но должен был учитывать
длительные традиции парламентаризма
в стране. Название «полупрезидентская»
не означает слабой власти президента,
напротив, она является реальной в отличие
от парламентарной республики, но эта
власть действительно слабее, чем это
имеет место в президентской республике.
В этом смысл названия «полупрезидентская»,
хотя точнее ее было бы называть полупрезидентской-
Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную — перед парламентом. Двойная ответственность правительства — специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.6
Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Заключение
Завершая рассмотрение форм государственного правления, еще раз подчеркнем те принципиальные моменты, которые были выявлены в результате анализа учебной литературы.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы. Сопоставление различных моделей, институтов, форм, процедур свидетельствует об исключительном богатстве и разнообразии форм государственности в современном мире. Государства существуют и функционируют в различных условиях. Есть неодинаковые по содержанию и форме капиталистические государства, свои особенности имеют государства в различных развивающихся странах, сохранилось несколько государств тоталитарного социализма, хотя и в них происходят существенные изменения, правда, связанные, прежде всего с регулированием экономических отношений. Особый, переходный характер имеет многочисленная группа постсоциалистических государств. Все это отражает богатство форм управления обществом в современном мире.
На основании изученных материалов можно сформулировать следующие выводы:
- форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
- монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.
- республика - это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Библиографический список
Нормативно - правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2005г.
Специальная литература:
1. Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000г. С. 65-70
2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Методическое пособие. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999г. - 448 с.
3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций - 2-е изд., испр., доп. - М., 1995г. - 312 с.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юрист, 1997г. - 672 с.
5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2002г. - 552 с.
6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. - М.: Инфра-М, 1999г. - 570 с.
7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. - 2-е изд., изм., доп. - М.: Инфра-М, 2003г. - 596 с.
8. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. - М.: Право и закон, 1996г. - 424 с.
9. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. - М.: Юрист, 1996г. - 472 с.
10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. - М.: Зерцало, 1996г. - 476 с.
11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - 2-е изд., перераб., доп.- М.: Юрист,2002г. - 776 с.
1 Венгеров А.Б. Кашанина Т.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000г. С. 65-70
2 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций - 2-е изд., испр., доп. - М., 1995г. - 312 с.
3 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юрист, 1997г. - 672 с.
4 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. - М.: Зерцало, 1996г. - 476 с.
5 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций - 2-е изд., испр., доп. - М., 1995г. - 312 с.
6 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - 2-е изд., перераб., доп.- М.: Юрист,2002г. - 776 с.
Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления