Избирательные комиссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Основным принципом проведения в Российской Федерации выборов и референдума, установленным статьей 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), является то, что выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность комиссий осуществляется открыто и гласно. При этом специально отмечено, что вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Этим самым подчеркивается особая роль избирательных комиссий в обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Оглавление

Введение
1. Система избирательных комиссий
2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
3. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации
4. Иные избирательные комиссии
4.1Избирательные комиссии муниципальных образований
4.2Окружные избирательные комиссии
4.3 Территориальные избирательные комиссии
4.4 Участковые избирательные комиссии
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Правовой статус избирательных комиссий в РФ.docx

— 45.21 Кб (Скачать)

                                  Правовой статус избирательных комиссий в РФ

                                  Курсовая работа

 

                                      по дисциплине

 

                              Конституционное право России

 

на тему:

Избирательные комиссии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Система избирательных  комиссий

2. Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации

3. Избирательные комиссии  субъектов Российской Федерации

4. Иные избирательные  комиссии

4.1Избирательные комиссии  муниципальных образований

4.2Окружные избирательные  комиссии

4.3 Территориальные избирательные  комиссии

4.4 Участковые избирательные  комиссии

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Избирательная система - важнейший  элемент политической системы государства. Проведение выборов является основной формой и способом демократической  борьбы за обладание государственной  властью или формой участия в  контроле за ее осуществлением.

Основным принципом проведения в Российской Федерации выборов  и референдума, установленным статьей 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (далее  – Федеральный закон), является то, что выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность комиссий осуществляется открыто и гласно. При этом специально отмечено, что вмешательство в  деятельность комиссий со стороны органов  государственной власти и местного самоуправления, организаций, должностных  лиц, иных граждан не допускается. Этим самым подчеркивается особая роль избирательных  комиссий в обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления.

 

1. СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  КОМИССИЙ

Избирательные комиссии играют решающую роль в организации и  проведении выборов всех уровней. Это  коллегиальные органы, независимые  в своих решениях и действиях  от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и подчиняющиеся  только закону.[1] В систему избирательных  комиссий, действующих в Российской Федерации, входят: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (далее - ИКС РФ), избирательные комиссии муниципальных образований (далее - ИКМО), окружные избирательные комиссии (далее - ОИК), территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии (далее - ТИК), участковые избирательные комиссии (далее - УИК). Данная система не образует жесткую, строго централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в Российской Федерации. Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти. Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента Российской Федерации. Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, при проведении выборов действует определенная система избирательных комиссий, структура и полномочия которой предопределяются уровнем и видом выборов и устанавливаются соответствующим федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Объединение избирательных комиссий в систему обеспечивает необходимую централизацию избирательных действий в ходе проведения избирательной кампании соответствующего уровня, в частности, посредством контроля со стороны вышестоящих комиссий за деятельностью нижестоящих комиссий.[2]

 

Система избирательных комиссий не входит ни в одну из ветвей государственной  власти, однако ЦИК России и ИКС  РФ являются государственными органами, осуществляющими подготовку и проведение выборов в Российской Федерации  в соответствии с компетенцией, установленной  федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации. Избирательные  комиссии в пределах своей компетенции  независимы от органов государственной  власти и местного самоуправления. Федеральный закон обеспечивает самостоятельность комиссий путем  установления их полномочий и порядка  их формирования. В частности, решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны не только для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, но и для кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Установленный Федеральным законом порядок финансирования деятельности ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, ТИК, действующих на постоянной основе, делает их независимыми в финансовом отношении от органов исполнительной власти и должностных лиц. Расходы комиссий по подготовке и проведению выборов, обеспечению их полномочий производятся за счет средств соответствующего бюджета – федерального, регионального или местного. В своей деятельности избирательные комиссии тесно взаимодействуют с государственными органами, органами местного самоуправления, государственными предприятиями, учреждениями и организациями с государственным участием при решении таких вопросов, как регистрация (учет) избирателей, выделение необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, бесплатного эфирного времени, решении других вопросов. Обязанность указанных органов и их должностных лиц оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий закреплена в федеральных законах. Также установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие телерадиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также их должностные лица обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. При этом оговорено, что указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.

 

Полномочия избирательных  комиссий, установленные избирательным  законодательством, органично вытекают из конституционной нормы о том, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится  защита прав и свобод человека и  гражданина (ст. 72), к которым относятся  и права граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32). Для защиты избирательных прав граждан комиссиями используются, в частности, такие механизмы, как рассмотрение обращений, поступивших к ним в ходе избирательной кампании, о нарушении закона, проведение проверок по этим обращениям, мониторинг агитационной деятельности, контроль за финансированием избирательных кампаний, отмена неправомерных решений нижестоящих комиссий, привлечение правоохранительных органов к пресечению противоправной деятельности участников избирательного процесса, участие в приведении региональных законов в соответствие с федеральным законом.

Работа по обращениям о  нарушении закона представляет собой  одну из важнейших сторон деятельности комиссий по обеспечению и защите избирательных прав граждан Российской Федерации. Каждая комиссия правомочна рассматривать обращения о нарушении законов на тех территориях, на которые распространяется ее юрисдикция.

Предусмотрена обязательность решений вышестоящей избирательной  комиссии для нижестоящих комиссий. Федеральный законодатель наделил  вышестоящую избирательную комиссию правом отменять решение нижестоящей  комиссии, если оно противоречит соответствующему закону либо принято с превышением  установленных полномочий. При этом вышестоящая комиссия вправе принять  собственное решение по существу вопроса. Вышестоящая комиссия также  вправе направить соответствующие  материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено.

На избирательные комиссии возложена обязанность по информированию избирателей о сроках и порядке  осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а  также о кандидатах, об избирательных  объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.[3]

Общие условия формирования всех избирательных комиссий, за исключением  ЦИК России, следующие:

1) они формируются на  основе предложений политических  партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских  мандатов в Государственной Думе  Российской Федерации, законодательном  органе государственной власти  соответствующего субъекта Российской  Федерации, а (за исключением  ИКС РФ) также в представительном  органе местного самоуправления (при этом в качестве избирательного  объединения может быть и общественное  объединение);

2) вышеперечисленным политическим  партиям, избирательным объединениям  отдается приоритет и квота  не менее чем в одну вторую  от общего числа членов соответствующих  комиссий;

3) в избирательную комиссию  может быть назначено не более  одного представителя по предложениям  от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения,  иного общественного объединения; 

4) государственные и муниципальные  служащие не могут составлять  более одной второй от общего  числа членов избирательной комиссии. Указанное положение может не  применяться при формировании  УИК на избирательных участках, образованных на территориях  воинских частей, расположенных  в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации;

5) орган, назначающий в  состав комиссии гражданина РФ, выдвинутого в соответствии с  требованиями, установленными Федеральным  законом, обязан получить письменное  согласие указанного гражданина  на вхождение в состав этой  комиссии;

6) если уполномоченные  на то законом органы государственной  власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав  или часть состава комиссии  в срок, установленный законом,  либо если на соответствующей  территории отсутствует указанный  орган государственной власти, орган  местного самоуправления, либо если  соответствующая комиссия не  сформирована, состав или часть  состава ИКС РФ назначается  ЦИК России, ИКМО – ИКС РФ, иной  комиссии – вышестоящей комиссией  с соблюдением установленных законом требований.

Организация деятельности избирательных  комиссий основана на принципе коллегиальности. Его соблюдение предполагает свободное, всестороннее и коллективное обсуждение вопросов, выносимых на заседание  комиссий, принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий, путем голосования. Комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем  на две трети от установленного числа  членов комиссии с правом решающего  голоса. От этого зависит легитимность всех последующих действий и решений  комиссий.

 

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ  КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Особое место в системе  избирательных комиссий занимает ЦИК  России. Она является комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной  власти, т. е. комиссией, на которую Федеральным  законом возложено руководство  деятельностью всех комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов. Реализуя положения федерального законодательства о выборах, ЦИК России осуществляет правоприменительную и нормотворческую  деятельность. Федеральное избирательное  законодательство наделяет ЦИК России широкими полномочиями:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой  и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы  в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств  автоматизации, правовым обучением  избирателей, профессиональной подготовкой  членов комиссий и других организаторов  выборов, референдумов, изданием необходимой  печатной продукции;

г) осуществляет меры по организации  единого порядка распределения  эфирного времени и печатной площади  между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для  проведения предвыборной агитации, между  инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов  выборов, референдумов, а также порядка  опубликования (обнародования) итогов голосования и результатов выборов, референдумов, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет";

д) осуществляет меры по организации  финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование  указанных средств;

е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

ж) осуществляет международное  сотрудничество в области избирательных  систем;

з) заслушивает сообщения  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются  списки избирателей, участников референдума  и другие избирательные документы, а также документы, связанные  с подготовкой и проведением  референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

Информация о работе Избирательные комиссии