Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

После переворота в октябре 1917 года государственный строй в России претерпел радикальные изменения: на смену монархическому авторитарному строю и недолгому правлению Временного правительства к власти пришла РСДРП(б)1; прежние господствующие классы (помещики, буржуазия, кулачество) перестали быть таковыми, а политическое руководство обществом перешло в руки пролетариата, идущего в союзе с беднейшим крестьянством2.

Оглавление

Введение.
Возникновение советского избирательного права.
Избирательные права граждан по Конституции РСФСР 1918 года.
Система выборов в органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года.
Заключение.

Файлы: 1 файл

ИОГП вар 11.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

Кафедра Истории государства и права

 

Тиханчиков Виктор Петрович

 

Вариант 11

 

(Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 года)

 

Контрольная работа

Студента 2 группы,1курса

Юридического  заочного института

заочной формы обучения

Научный руководитель

доц. Салтыкова С.А.

 

 

Дата  сдачи:_____________________

Дата  рецензирования:________

Дата  защиты:___________________

Оценка:__________________________

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

Москва

2012

 

 

 

 

 

 

План  работы.

  1. Введение.
  2. Возникновение советского избирательного права.
  3. Избирательные права  граждан по Конституции  РСФСР 1918 года.
  4. Система выборов в органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года.
  5. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  После переворота в октябре 1917 года государственный строй в России претерпел радикальные изменения: на смену монархическому авторитарному строю и недолгому правлению Временного правительства к власти пришла РСДРП(б)1; прежние господствующие классы (помещики, буржуазия, кулачество) перестали быть таковыми, а политическое руководство обществом перешло в руки пролетариата, идущего в союзе с беднейшим крестьянством2. Была провозглашена диктатура пролетариата. Соответственно для успешного управления страной потребовалось создание государственного аппарата зародившегося Советского государства, что и стало происходить в первые же месяцы после октябрьского вооруженного восстания.  К началу 1918 г. в основном были созданы высшие органы власти и управления, пришедшие на смену сломанному революцией механизму буржуазно-помещичьего государства3. Успехи советской власти  требовалось закрепить  в обобщающем конституционном законе, который отразил бы основные изменения в общественном устройстве,  в форме государственного единства, строительство государственного механизма. С другой стороны в связи с тем, что «ломка старого общественного строя» еще только началась, создавать развернутую полную конституцию было еще рано. Поэтому большевики решили издать краткий конституционный закон, закрепляющий основные достижения Октябрьской революции. Таким законом явилась Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанная В.И.Лениным и принятая окончательно 18 января 1918 года. Тогда же на III  Всероссийском съезде Советов впервые в связи с национальным вопросом  заговорили о Конституции Российской Федеративной Республики и началась подготовительная работа по сбору и обобщению материала4. Весной 1918 года стало понятно, что система Советов, складывающаяся снизу, в результате непосредственного народного творчества, требует определенного упорядочения и ЦК поручил Я.М. Свердлову организовать комиссию для разработки основного закона. 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов Конституция была принята.  В заседании 18 июля Президиум ВЦИК отредактировал Основной Закон и на другой день опубликовал его в "Известиях ВЦИК". С этого момента первая Советская Конституция вступила в силу.

В Конституции  отражался первый этап развития советского общества – диктатура пролетариата, обеспечивались правовые условия для  строительства социализма в стране. В Конституции  РСФСР 1918 года вопросам избирательного права полностью посвящен Раздел 4 «Активное и пассивное избирательное право» и отдельные статьи в других разделах.

 

 

§1. Возникновение советского избирательного права

Царскому самодержавию чужд был сам принцип выборности государственных органов, и выборы допускались с большой неохотой под давлением революционного движения. И даже в выборные органы власти избирательное право дореволюционной России допускало очень ограниченное число граждан, создавалось резкое неравноправие в пользу господствующих, более обеспеченных классов, фильтрации подвергались и те, кто был допущен к выборам5.

Коммунистическая  партия выдвинула лозунг демократической  республики, в конституции которой  естественно должна была быть предусмотрена  и демократическая избирательная система. В программе РСДРП были выдвинуты принципы всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, причем проводилась идея единого избирательного права, то есть эти принципы должны были соблюдаться как при выборах в местные органы самоуправления, так и в законодательное собрание. Так же предполагался низкий возрастной ценз (20 лет), равные избирательные права мужчин и женщин, полное соответствие активного и пассивного избирательного права, а также сравнительно краткий срок полномочий избранных – 2 года6. Уже Временное правительство в своей декларации от 3 марта 1917 года обещало созвать Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

В Положении  о выборах в Учредительное  собрание снимались национальные, вероисповедные, половые ограничения, устанавливался низкий для России возрастной ценз (20 лет), давались некоторые льготы для имущих классов (в городской думе могли голосовать лица, имеющие в городе домашнее обзаведение, или состоят там на службе или же имеют иные, связанные с городом, определенные занятия)7. Вводился принцип пропорционального представительства, количество избранных по каждому списку гласных определялось пропорционально поданным за список голосам. Прямые выборы устанавливались только для уездных гласных.

После Февральской буржуазно-демократической революции в России установилась демократичная избирательная система. Но избирательное право было буржуазным, оно приспосабливалось к «избранию органов буржуазного государства, к тому же полуфеодальных»8. Акты временного правительства не отменяли, а лишь изменяли царские законы. Однако в это время Коммунистическая партия уже выдвинула лозунг по переходу к социалистической революции, что требовало создания власти Советов с принципиально новым избирательным правом. Основные принципы советского избирательного права стали складываться еще до октябрьской революции. В.И. Ленин подчеркивал, что они сложились «естественно, в практике правотворчества трудящихся масс, притом даже еще в то время, когда в Советах господствовали меньшевики эсеры»9.

Уже при создании первых Советов рабочих депутатов  начал складываться новый принцип  избрания. Советы выступали как классовый  орган и формировались по классовому принципу; администрация предприятий игнорировала рабочие собрания, естественно они не могли быть и избраны, следовательно, лишились как активного, так и пассивного избирательного права. В остальном же в советском избирательном праве того времени ограничений почти не было: в выборах могли участвовать представители разных полов, не было национальных, вероисповедных, тем более, имущественных цензов. Если вводились возрастные ограничения, то они были низкими - 17-18 лет. Нередко в советы избирались служащие  и офицеры. При выборах в крестьянские советы не выдерживался и классовый принцип: в выборах могли участвовать и кулаки, и сельская буржуазия.

К концу 1917 года, в ходе большевизации Советов в них стало укрепляться пролетарское ядро. После октябрьского переворота центральные органы государственной власти обратили пристальное внимание на лишение эксплуататоров пассивного избирательного права. В обращении «Ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов»  в декабре 1917 года указывалось, что в Советах крестьянских депутатов не место «кулакам, торговцам и прочим сторонникам насадителей кабальных отношений»10. Эта идея была закреплена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в статье 7 главы 4: «…в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти»11. Во многих местах эксплуататоров решили и активного избирательного права.

В это время  сложился специфический субъект  избирательного права. Разного рода общественные организации,  организации трудящихся, наряду с гражданами стали присылать в Совет определенное число своих представителей.

После февральской революции в советах стал складываться принцип всеобщего для трудящихся избирательного права, который окончательно сложился перед принятием Конституции РСФСР. Однако, между избирательными правами в областях и субъектах имеются определенные  отличия.

В это же время  складываются и различные нормы  представительства от разных социальных групп трудящихся. Так как  до января 1918 года существовали две системы советов – крестьянская и рабоче-солдатская, и у каждой была своя норма представительства, то сложилось неравенство представительства городского и сельского населения (удельный вес голоса крестьянина оказался в несколько раз ниже голоса рабочего). Это неравенство усиливалось тем, что сельские делегаты попадали в вышестоящие съезды посредственно, через уездные, губернские, областные съезды, городские же – непосредственно. Также в городах в выборах наряду с гражданами участвовали и организации, причем один человек мог иметь несколько голосов (как член какой-либо партии, профсоюза, кооператива, рабочего коллектива).

Также в процессе деятельности советов выработался  и порядок выборов. Первые Советы естественно избирались только прямым голосованием. Этот порядок сохранился и в дальнейшем для городов и селений. Но усложнение системы советов, создание съездов Советов привело к многостепенности выборов. По мере формирования вышестоящих советских органов увеличивалось и количество ступеней на избирательной лестнице. Но количество ступеней не было унифицировано, зачастую  на всероссийских и губернских съездах Советов присутствовали одновременно советские органы разного порядка. Столь же неупорядоченно складывался  и порядок голосования – применялось и тайное и открытое голосование.

Все это многообразие местных практик нужно было обработать и учесть в Конституции 1918 года. Требовалось  выявить основные тенденции, выбрать  из них лучшее, «способствующее укреплению государства диктатуры пролетариата»12.

 

§2. Избирательные права граждан по конституции РСФСР 1918 года

Конституция РСФСР 1918 года состояла из шести разделов:

    1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
    2. Общие положения Конституции РСФСР;
    3. .Конструкция советской власти;
    4. Активное и пассивное избирательное право;
    5. Бюджетное право;
    6. О гербе и флаге РСФСР13.

Таким образом, избирательному праву в Конституции  посвящен целый раздел, который состоит  из трех глав (13-15). В 13 главе указывается, кто из граждан имеет право избирать и быть избранными. Статья 64 оговаривает, что право избирать и быть избранным не зависит от национальности, вероисповедания и пр. Закрепляется и право женщин избирать и быть избранными. Возрастной ценз устанавливался в 18 лет, но в примечании 1 к статье 64 говорится, что «Местные Советы могут с утверждения центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму»14.

Избирательные права предоставлялись лишь трудящимся, причем это понятие конкретизируется: дается точный перечень граждан, обладающих избирательными правами: добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом; лица, занятые домашних хозяйством и обеспечивающие трудящимся возможность производительного труда; солдаты советской армии и флота, а также вышеперечисленные гражданам, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность. Эти ограничения были вызваны конкретной исторической обстановкой того времени, которая требовала окончательного подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Так не имели права избирать и быть избранными нетрудовые элементы: лица, живущие на нетрудовые доходы; лица, использующие наемный труд для собственного обогащения; представители духовенства; частные торговцы и посредники. Избирательных прав лишались также те граждане, которые до революции занимались «неблаговидной» деятельностью:  служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены царствующего в России дома15.  Если граждане, входящие во вторую категорию не могли получить избирательных прав, то количество лишенцев из первой категории со временем уменьшалось: в связи с национализацией банков, промышленности, земли бывшие помещики и капиталисты часто были вынуждены заниматься общественно полезным трудом, становясь, таким образом, трудящимися.  На момент принятия Конституции около 5 миллионов человек были  лишены гражданских прав – это меньше, нежели в России до революции и меньше, чем в западных странах16. Позже число лиц, лишенных избирательных прав, колебалось в зависимости от политической конъюнктуры, особенно резко увеличилось оно в связи с упразднением новой экономической политики17. Были и стандартные ограничения в избирательном праве для умалишенных и преступников.

 Особенностью  Конституции РСФСР было то, что,  выходя за рамки основного закона РСФСР, в ней ставились такие цели, как: «..вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма…» (ст. 4 главы 3). Это отразилось и на избирательном праве – право избирать и быть избранным предоставлялось и лицам, не вступившим в число российских граждан, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий (примечание 2 к статье 64 и статья 20 Конституции РСФСР 1918г.)18.

 

§3. Система  выборов в органы государственной  власти по конституции РСФСР 1918 года.

В городские и сельские советы депутатов выбирали прямым голосованием (в городах 1 депутат на каждые 1000 человек, а в селениях – 1 депутат на каждые 100  человек), причем срок полномочий устанавливался в три месяца. Совет депутатов созывался не реже одного раза в неделю в городах и двух раз в неделю – в селениях. Для текущей же работы совет депутатов избирал исполнительный комитет (до 5 человек в селениях и до 15 в городах), который всецело ответственен перед Советом. ( Глава 11, статьи  57-60)19.

В съезды советов, даже волостные, непосредственное представительство граждан уже исключается20. В волостные съезды депутаты избираются из каждого сельского Совета по расчету 1 депутат на 10 членов совета; в уездные – также из сельских советов по расчету один депутат на 1000 человек, но не больше 300 человек на весь район; в губернские  - из представителей городских и волостных съездов по расчету 1 депутат на 10 тысяч жителей, а от городов – 1 депутат на 2000 избирателей, но не больше 300 депутатов на всю губернию; в областные – из представителей городских и уездных съездов по расчету 1 депутат на 25 тысяч жителей, а от городов -1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область (глава10, статья 53).  Таким образом, в Конституции четко закреплен принцип неравенства избирательных прав для городских и сельских жителей. Это видно в статье 25, в которой отражается  состав Всероссийского съезда Советов: из представителей городских советов – 1 депутат на 25000 избирателей, а для представителей губернских съездов – 1 депутат на 125000 жителей. В законе деются разные единицы измерения – так в городах счет идет по избирателям, а в селах – по жителям, более широкой категории граждан. На практике соотношение получалось примерно 1:321 в пользу рабочих. Иных социальных различий (для рабочих и служащих, интеллигенции, военнослужащих) в Конституции не проводится . Такое неравенство избирательных прав городского и сельского населения в России того времени было необходимо для установления диктатуры пролетариата, так как сельское население количественно во много раз превосходило городское.

Информация о работе Избирательное право по Конституции РСФСР 1918 года