История развития конституции Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 00:55, реферат

Краткое описание

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит оглобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране

Оглавление

1.Введение
2.История развития конституции Российской Федерации
3.Понятие и юридические свойства конституции
4.Структура конституции Российской Федерации
5.Заключение
6.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат .doc

— 148.00 Кб (Скачать)

         Принцип федерализма означает, что целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством (ст. 4 Конституции РФ). Согласно этому принципу все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 5 Конституции РФ). Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей, независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания (ст. 6 Конституции РФ).

       Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства означает, что основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

        Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах государственных границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности при их равной юридической защите (ст. 8 Конституции РФ). Одним из отражений этого принципа является признание права частной собственности, в том числе и на землю (ст. 9 Конституции РФ).

        Принцип разделения государственной власти означает, что в Российской Федерации существует три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами (ст. 10 и ст. 11 Конституции РФ). При этом закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность местного самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

         Принцип политического и идеологического многообразия означает, что в Российской Федерации разрешено создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст. 13 Конституции РФ).

        Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии (ст. 14 Конституции РФ). Согласно этому принципу государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.»(3)

2. Права и свободы человека и гражданина:

- Право на жизнь. Это право  закреплено всеми международными  актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты. Статья 20 Конституции РФ, закрепляя право на жизнь, устанавливает нормы, характеризующие отношение к смертной казни. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

- Достоинство личности. В статье 21 Конституции РФ установлено, что  достоинство личности охраняется  государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. За нарушение этих положений, закрепленных в Конституции РФ виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.

- Право на свободу и личную  неприкосновенность. Согласно п. 2. ст. 22 Конституции РФ "арест, заключение  под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".

- Неприкосновенность жилища. Данное  право закреплено в статье 25 Конституции  РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

- Неприкосновенность частной жизни. Согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ  каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Данное право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Важной гарантией реализации этого права является закрепление в п. 1 ст. 24 Конституции РФ положения о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

- Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных  сообщений - право каждого человека, закрепленное в п. 2 ст. 23 Конституции  РФ. Ограничение этого права допускается  только на основании судебного  решения.

- Право определения национальности. Согласно ст. 26 Конституции РФ "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности".

- Право на пользование родным  языком. Регламентируя вопросы национально-государственного устройства РФ, Конституция РФ в ст. 68 устанавливает русский язык в качестве государственного на всей территории РФ. Вместе с тем РФ, подчеркивается в п. 3 ст. 68 Конституции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

- Свобода передвижения и места  жительства. В соответствии с  общепринятыми принципами и нормами  международного права Конституция  РФ 1993 г. устанавливает, что "каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства" (п. 1 ст. 27 Конституции РФ).

-Свобода совести. Данное право  является важнейшим личным правом  человека. Статья 28 Конституции РФ  устанавливает, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними"

3. Федеративное устройство.

«- Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Данный принцип построения Российского государства формировался исторически, начиная с IX века, когда под эгидой Древнерусского государства добровольно объединились Киевское, Новгородское, Смоленское, Полоцкое, Черниговское и другие княжества. Создание России знает случаи насильственного присоединения завоеванных народов, однако большинство наций и народностей вошли в Российское государство добровольно на договорной основе.

- Суверенность и равноправие  наций. Сущность этого принципа  состоит в признании суверенного  права всех наций и народностей  на свободное самоопределение  политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции  РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ принимает свою Конституцию, “исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов”. В статье 5 Конституции РФ среди принципов, лежащих в основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие наций вытекает из закрепленного в Конституции РФ равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.

- Федерализм в сочетании с  унитаризмом и автономией. РФ - исторически  сложившееся федеративное государство. Россия обладает всеми признаками  федерации: наличие федеративной  территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т. д. Вместе с тем, РФ имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. Унитаризм в национально-государственном устройстве РФ проявляется в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности. Многонациональный характер населения России обусловил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

- Национально-территориальный принцип  образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному признаку (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся и экономически целостной территории. По этому принципу созданы все республики в составе РФ, автономная область и автономные округа. С 1918 по 1992 г. РФ строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись только нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства — автономные республики и национально-государственные образования — автономные области и автономные округа.

- Государственная целостность  РФ. Важнейшей правовой гарантией  сохранения государственной целостности  России является отсутствие права  выхода субъектов из состава РФ. На обеспечение государственной целостности РФ направлены положения Конституции о том, что на ее территории не допускаются установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ); установление единой денежной единицы — рубля, единой системы налогов и сборов на всей территории федерации (ст. 75 Конституции РФ); закрепление верховенства федерального законодательства; установление единой системы исполнительных органов государственной власти (ст. 77 Конституции РФ).

- Разграничение предметов ведения  и полномочий федерации и ее  субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного  устройства РФ, предусматривает  и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения РФ. Конституция устанавливает порядок правового регулирования по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федерации.

- Равноправие субъектов федерации. Данный принцип вытекает из  более общего принципа национально-государственного  устройства РФ — суверенности  и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: “Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны”.»(8)

4. Президент.

      В главе 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации»определяется его статус и полномочия, из которых совершенно очевидно следует, что РФ — президентская республика с очень сильной президентской властью. Это вытекает из того, что Президент РФ — глава государства, избираемый народом путем прямых выборов, стоящий над другими государственными органами и определяющий основные направления внутренней и внешней политики страны. Он назначает (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства и практически самостоятельно других членов Правительства. Даже среди других президентских республик мира, в том числе США и Франции, Президент РФ наделяется значительно большими прерогативами, что иногда приводит к наименованию РФ в печати как «сверхпрезидентской республики»

5. Федеральное собрание.

      «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.

       Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами  — Государственной Думой (нижняя палата)и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Информация о работе История развития конституции Российской Федерации