История политических правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

По мнению Соловьёва, главная цель государства – это развитие и совершенствование человека и человечества. Его задача – довести человека до его дверей, создать условия его свободного развития.
Наибольшую известность получили концепции свободного судейского усмотрения (Е. Эрлиха ), социальной инженерии в праве (социологическая юриспруденция Р. Паунда ).
В современное время понятие «полицейское государство»используется образно, для характеристики общественного строя, при котором власть всеми возможными методами (в основном, с помощью грубой полицейской силы) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан, инакомыслие, диссидентство и оппозицию .

Оглавление

1Учение В.С. Соловьева о нравственном государстве и праве……………..4
2. Социологические теории права (Е. Эрлих, Р. Паунд)……………………..8
3. Полицейское государство», «нормативная юриспруденция», «дхарма», «соборность» (А.С. Хомяков)…………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

контрольная по ППУ.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что политическая философия Владимира Соловьёва является, во-первых, нравственной философией (точнее её частью), а во-вторых  – философией конца.

2. Социологические теории права

Формирование социологического направления в современной теории права и государства началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили широкое распространение в общественных дисциплинах.

Социологическая теория права  - базируется на понимании права как фактического уклада жизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности.

Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использовании права в качестве инструмента регулирования и социального контроля.(1, с.63)

Наибольшую известность получили концепции свободного судейского усмотрения  (Е. Эрлиха ), социальной инженерии в праве (социологическая юриспруденция  Р. Паунда  ).

Конкретно-социологические исследования права одним из первых начал проводить австрийский юрист Е. Эрлих (1862-1922). В 1913 г , в предисловии к своей книги “Основы социологии права” он написал,  что право коренится не в текстах законов, а в жизни: “Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе” (5, с. 12).

Эта книга считается первым учебником по юридической социологии на немецком языке. Концепция Эрлиха положила начало формированию школы "свободного права" в немецкой юриспруденции

Концепция Эрлиха получила название концепции “свободного  права”, так как  для нее стал характерным “свободный подход к праву”, который, согласно Эрлиху, можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения. Исходная точка права, согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе. Поэтому источник познания права  - прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретного осуществления права (договоры, завещания, сделки и т.п.). “ Чтобы понять истоки, развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных  союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток  объяснить право состояла в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка”[2].

Государство, по теории Эрлиха, один из общественных союзов (необходимый фактор организации социального порядка; возникает как институт, строящийся на силе, предназначенный для ведения войны и не имеющий отношения к праву). Исходя из этого он выделял 3 вида права:

1) Право союзов - основополагающее правовое ядро. Оно формируется внутри общественных союзов (семья, род, церковь, политические партии, объединения), возникает из народной жизни по инициативе самого населения и  состоит из организационных норм, устанавливающих права и обязанности индивидов.

2) Право юристов (адвокатов, судей, ученых).  Состоит из норм решений, регулирующих рассмотрение споров и призваны защищать более фундаментальные организационные нормы, направленные на их реализацию. Данное право возникает как практика по защите социального порядка, по созданию и обобщению норм решений; Важнейшая  задача  - быть связующим звеном между общественным правом и правом государства.

3) Право государства, к которому относятся законы - самый верхний слой социального порядка, но зачастую не отражающие реальной жизни.

В системе взаимодействия всех 3 видов права основной регулятор общественных отношений – «живое право».  "Живое право есть внутренний порядок человеческих союзов"[3].

Исходящее от государства насилие, первоначально неизбежное и оправданное, приводит в дальнейшем к конфликту права союзов и законов, вносит дестабилизацию в общество Всеобщая социальная гармония, по его мнению, будет достигнута только когда интересы общественных союзов будут сбалансированными, а государство станет общественным, утратит монополию на власть - право союзов вытеснит право государства (6,с.12).

Нормам права не свойственна принудительность. Важнейший фактор соблюдения правовых норм - зависимость личности от мнения общественного союза, к которому она принадлежит.

Непосредственный источник живого права - правовой факт, а именно факт жизни, с которым сознание человека связывает возникновение юридических отношений.

Эрлих различает следующие виды правовых фактов:

- обычай, который ведет к установлению внутреннего порядка общественных союзов;

-  господство, формирущее отношения между работодателем и работником;

-  владение, которое устанавливает порядок в области имущества, выражается в праве собственности;

-  волеизъявление, результатом которого являются правовые сделки.

Эрлих отводит основную роль судье, так как только он принимает решение по конкретному юридическому. Судья должен найти норму живого права и применить ее, то есть он фактически  легализует нормы живого права.(6, с.13-14).

     Другой  подход в социологии права был охарактеризован Паундом – одним  из крупнейших юристов Америки. Он был преподавателем в американских университетах, большее время - в Гарвардском университете. Был деканом гарвардской школы права.

Главный труд - пятитомная "Юриспруденция " (1959 г.) Как и Е. Эрлих, он видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, действие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Суть нового подхода в том, что упор делается на исследование права в действии, функций права с позиции философии прагматизма.(7, с.126)

Главная идея прагматизма - научная истина сводится к индивидуальному опыту и проверяется только практической полезностью.

Согласно его теории, право во всех его проявлениях - всего лишь наш субъективный опыт, из которого невозможно вывести общие законы[4].

Единственный объективный критерий оценки права - его полезность, практическая значимость.  Он считает, что  необходимо приблизить право к общественной практике, преодолеть его формализм и приблизить к интересам индивидов - подлинной основе юридических отношений. Важнейшая  задача теории права по концепции Паунда - это  создание социальной инженерии как системы средств, с помощью которых устанавливаются социальный контроль и баланс интересов.

В людях существуют два взаимоисключающих инстинкта (агрессивный и социальный), борьба которых составляет содержание общественной жизни и, чтобы она не уничтожила цивилизацию, необходим социальный контроль над инстинктами. Право является  высшей форма социального контроля, особенностью которой является принудительность, систематическое применение силы.

Паунд выделяет три значения права:

1) право - совокупность правовых предписаний, применяемых судебными и административными органами в данном политически организованном обществе;

2) право - правопорядок, режим упорядоченной человеческой деятельности, поддерживаемый систематическим применением силы политически организованного общества;

3) право - судебный и административный процесс

В своих работах Паунд говорит о том, что существует необходимость разграничения права в книгах (законодательства) и права в действии (правопорядка, судебного и административного процесса), так как  между текстом закона и его применением всегда существует различие, так же как между нормой права и фактическим поведением людей.

Нормы закона не учитывают особенности конкретного дела, отстают от меняющихся общественных потребностей и правоотношений, часто противоречат интересам и морали больших социальных групп или нейтральны по отношению к ним (7, с. 130).

Поскольку право не в состоянии отразить всю полноту общественной жизни, необходимо расширить полномочия правоприменительных органов.

Положительным моментом в этой теории является ориентация на учет реальных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов.

Паунд создал наиболее последовательный вариант прагматистской теории права. Несмотря на то, что прагматизм за последние годы потеснен другими доктринами, концепция Паунда продолжает оказывать весьма существенное влияние на развитие политико-правовой мысли в США.

Таким образом, для социологической теории в целом характерны: функциональный подход к праву; выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права; "несводимость" права к закону. Положительным моментом такого подхода является стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологии и психологии права. При этом исследования правовых явлений и институтов преследуют цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп.

Недостатком, слабой стороной социологического направления является то, что возникает опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие - появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола судебных и административных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. «Полицейское государство», «нормативная юриспруденция», «дхарма», «соборность» (А.С. Хомяков)

«Полицейское государство»:

В современное время понятие «полицейское государство»используется образно, для характеристики общественного строя, при котором власть всеми возможными методами (в основном, с помощью грубой полицейской силы) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан, инакомыслие, диссидентство и оппозицию[5].

В центре внимания общественной мысли России середины Х1Х в. стоит решение крестьянского вопроса. Хомяков выводит начало крепостнических отношений из «полюбовной», «взаимовыгодной» сделки между крестьянином и помещиком. Юридическое же оформление крепостного права является результатом случайного стечения обстоятельств и невежества. По его словам, «крепостное право есть не что иное, как грубая полицейская мера, выдуманная нуждою государственною, но не уничтожившая братства человеческого»  [8].

Государство под западным влиянием восприняло все черты «Polizei-Stat» (полицейского государства) и стало требовать главенства над самой Церковью. Церковь была совершенно свободна только внутри своих собственных рядов [9, с. 34].

           В России область влияния Церкви была ограничена властью государства. Я считаю, что под полицейским государством (по Хомяков А.С) следует понимать власть, которая подчинила себе церковь, а значит и свободу народа, который был ее частью и верил только во Христа.

Нормативная юриспруденция:

По мнению славянофилов, «дух личной особенности», культ свободы воли отдельной личности определял не только характер позитивного права римлян (как публичного, так и частного), но и существо римского правосознания в целом. Значение римского наследия для развития западной цивилизации славянофилы видели в том, что Рим предложил исторически оправданную идею права, ставшую впоследствии символом всего западного правосознания – идею осуществления свободы личности в условиях правового, договорного государства. «В Риме, – отмечал А.С.Хомяков, – идея государства заключалась в безусловной святости условного договора; но в тоже время она признавала свободную и сильную личность гражданина». Объективность права как совокупности общеобязательных норм поведения предполагала равенство всех граждан перед законом. Это означало воплощение в римском праве принципа справедливости. Справедливость, понятая римлянами как общеобязательность и беспристрастность, вела к равенству в свободе, а не в однообразном рабстве. Провозглашением единства прав и обязанностей граждан, римское право установило оптимальное соотношение правопорядка и свободы личности. А.С.Хомяков писал: «Рим развил идею личной свободы, но свободы, подчиненной строгим требованиям правды, т.е. идею свободы правомерной. В этом отношении, Рим не идет в сравнение ни с каким древним государством». [9, с.12]

 

Дхарма:

Дхарма – религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает, или поддерживает» и обычно переводится как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия»[6].

А.С. Хомяков утверждал, что у России особый путь развития. Более того – Православие, носителем и распространителем которого является русский народ – играет решающую роль в мировой цивилизации, поскольку это единственная правильная вера. Задача России – распространить Православие по земле и сделать землю «Царством божьим».

Идеалом общественного устройства он считал крестьянскую сельскую общину и предлагал распространить ее принципы на государство в целом. Взяв за основу учение Православной церкви о мистическом познании, Хомяков попытался противопоставить западному рассудочному знанию идею цельного знания, основанного на жизненной полноте; Хомяков называл его словом «живознание». Он считал, что познание истины недоступно логическому мышлению. Истина познается единством ума, чувства и воли, то есть «духом в его живой цельности» [10, с.32].

Информация о работе История политических правовых учений