История феодальных общественных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

В чем же существенное отличие капиталиста от феодала, если известно, что как тот, так и другой являются собственниками средств производства и эксплуататорами? Нам представляется, что нижеследующие рассуждения К. Маркса и Ф. Энгельса заслуживают признания и в наши дни.
Ф. Энгельс писал: "...рабовладелец, производящий товары для рынка в Новом Орлеане', не является капиталистом, так же как не является таковым румынский боярин, эксплуатирующий барщинных крестьян. Капиталистом является только такой собственник средств труда, который эксплуатирует свободного рабочего! "

Файлы: 1 файл

История феодальных общественных отношений бонапарт английская революция.docx

— 55.96 Кб (Скачать)

Бонапартистський переворот. Друга  імперія у Франції 

 У травні 1849 р. відбулися вибори  до Законодавчих зборів. 2/3 місць  у них здобули монархісти. Вони  прагнули ліквідувати республіку, але серед них точилася боротьба  за кандидата на престол.

2 грудня 1851 р. Луї-Наполеон здійснив  державний переворот. За допомогою  армії він захопив столицю  та розпустив парламент. Після  проведення плебісциту 21 грудня 1851 р. Луї-Наполеон отримав усю  повноту влади, а також право  на підготовку нової конституції. 14 січня 1852 р. за кілька годин  була написана та набрала чинності  конституція, згідно з якою  вся повнота влади переходила  до президента, що його обирали  на 10 років.

2 грудня 1852 р. у Франції було  відновлено монархію. Луї-Наполеона  оголосили імператором під ім'ям  Наполеона III. Другу республіку  замінила Друга імперія, що  проіснувала 18 років.

Центральный комитет Национальной гвардии начал  с выборов в Совет Коммуны. Члены ЦК-и это делает им честь - полагали, что, выбранные в качестве руководителей Национальной гвардии, они не имеют права на постоянную правительственную власть, тем более для всей Франции. Выборы в Совет Коммуны производились по городским округам, на основе всеобщего избирательного права и при совершенной свободе мнений. Поэтому в первоначальный состав Совета попало некоторое число буржуазных представителей - врагов Коммуны, но они тотчас устранились. Не менее половины депутатов (более 40 из 80) составляли рабочие. Остальные принадлежали к разного рода интеллигентным профессиям. Ни сколько-нибудь единой партии, ни твердого большинства в Совете Коммуны не создалось1. Руководящую роль играли в нем главным образом бланкисты (последователи О. Бланки), бывшие настоящими революционерами, но очень неясно представлявшими проблемы социалистического переустройства общества.

В поисках  наилучшей формы управления Коммуна  не избегала реорганизации своего аппарата. В конце концов, утверждается принцип: обсуждать коллегиально - отвечать одному. В соответствии с этим во главе комиссий был поставлен делегат (член) Коммуны, наделенный широкими полномочиями. Состоявшие при нем комиссий приобрели значение совещательных коллегий. Комиссии, в свою очередь, опирались на широкий актив, особенно на профсоюзы и другие рабочие организации. В особенной степени это относится к комиссии труда и обмена; все основные меры, ею осуществленные (а среди них - организация биржи труда, регулирование труда женщин и подростков), принимались с учетом мнений, высказанных представителями профсоюзов. Для поступления на некоторые должности требовалось пройти через конкурс или держать экзамен (перед тем предоставлялась возможность стажирования в будущей должности). Коммуна разработала и опубликовала план государственного переустройства Франции. Он был назван «Декларацией к французскому народу» (19 апреля)2.

Это очень  короткий план, но его принципы вполне определенны. Франция должна была стать  республикой, объединяющей свободные  коммуны, организованные по типу Парижской. И города, и самые малые деревни должны были обладать полнотой самоуправления, ограниченной одним - полнотой прав соседних коммун и интересами страны в целом. К компетенции каждой такой коммуны Декларация относила утверждение местного бюджета и разверстку налогов, управление всеми местными службами, организацию суда и полиции, народного просвещения, управление местными имуществами.

Коммуны при всей их автономии объединялись в главном городе округа. Окружные собрания посылали депутатов в Национальную делегацию, заседающую в Париже. Центральное правительство наделялось немногими, но очень важными функциями. Конечно, это был план для того будущего времени, когда сломленный враг перестанет оказывать сопротивление. Пока шла борьба, Коммуна отдавала предпочтение строгой централизации власти. Управление 20 округами Парижа было сохранено, например, в руках особо назначенных делегатов Совета Коммуны. Избрание соответствующих муниципальных органов в этих округах было отложено.

В последние  дни борьбы с версальцами наученный  опытом Совет принял решение о  создании Комитета общественного спасения, наделенного самыми широкими полномочиями. Коммуна не рассчитывала на то, чтобы  несколькими декретами достичь  всеобщего благоденствия. Предстояла целая эпоха преобразований. Декретом от 16 апреля Коммуна постановила, что Комиссия труда и обмена в сотрудничестве с делегатами от различных отраслей промышленности должна определить способ передачи покинутых капиталистами предприятий в руки кооперативных рабочих обществ. При этом не исключалась уплата компенсации.

Особую  группу мер составляют те, которые  относятся к деятельности суда, к  охране общественной безопасности. Коммуна  предполагала обновить судебный аппарат на основе выборов, но в качестве временной меры было принято назначение судей исполнительной комиссией Коммуны. Низшей судебной инстанцией остались мировые судьи. Многие из них были простыми рабочими. Они разбирали незначительные уголовные и гражданские дела. Для более серьезных уголовных дел был создан особый суд, заседавший вместе с присяжными заседателями. Он назывался «обвинительным жюри». Для заседателей не требовалось никакого имущественного ценза. Ими становились на тех условиях, что и солдатами Национальной гвардии, - все граждане начиная с 17 лет3.

Вопросы, касавшиеся процессуальных гарантий для  обвиняемых и арестованных, в том числе активных сторонников версальского правительства, были предметом острой дискуссии в Совете Коммуны. Некоторая часть членов Совета, и далеко не худшая, настаивала на строгом соблюдении процессуальных гарантий независимо от переживаемой ситуации. Известны резкие прения по вопросу о секретном заключении для некоторой категории арестованных4.

Трагический финал Коммуны общеизвестен. Обладая  перевесом сил, версальское правительство  сумело овладеть Парижем. Но перед тем  оно столкнулось с героическим сопротивлением защитников Коммуны, с таким образцом воинской храбрости и непреклонности, какие еще не были известны в истории гражданских войн.

Коммунары умирали, как подобает героям. Их сотнями  расстреливали без суда - по выбору офицеров - и тут же зарывали во дворах, на бульварах. Зарывали нередко и еще живыми. Потом, когда не менее 30 тысяч человек было расстреляно, вспомнили о суде. Еще 50 тысяч человек поплатились каторгой, тюрьмой, ссылкой.

Коммуна потерпела поражение… Находясь между  двумя армиями - французской и  немецкой, - Коммуна была бы неминуемо  раздавлена, что и случилось. Франция, на что надеялись коммунары, не пришла им на помощь. Недоставало оружия, медикаментов, продовольствия. По мере приближения конца таяли ряды самой Национальной гвардии. Под конец осталась горстка бойцов. Но что осталось от Коммуны - это ее опыт. И он был широко использован большевиками в борьбе за власть, раньше всего был отброшен либерализм Коммуны: «диктатура пролетариата» предполагала твердую и неделимую власть правящей партии и, конечно, безграничный «революционный террор»5. Это одно, не говоря о прочем, исключает вопрос о преемственности, будто бы существующей между Парижской Коммуной и так называемой советской властью.

1 Лиссагарэ Э. История Парижской Коммуны 1871 г. - С-Пб - 1906. С.98.

2 Крженцев П.М. История Парижской Коммуны 1871 г. - М. - 1956. С.113.

3 Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2003. С.89

4 Степанов И. Парижская коммуна 1871. М. 1937.

5 Попова А.В. История государства и права зарубежных стран - учебник. – М., 2003. С. 79


Информация о работе История феодальных общественных отношений