Институт президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:21, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение и изучение порядка избрания Президента РФ и полномочий Президента РФ. Для достижения указанной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
Рассмотреть становление института Президента в Российской Федерации.
Изучить порядок выборов Президента Российской Федерации.
Рассмотреть полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
Изучить роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе.
Рассмотреть правовые акты Президента Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3
1. Становление института Президента в Российской Федерации 4
2. Порядок выборов Президента Российской Федерации 6
3. Президент РФ и исполнительная власть 12
4. Президент в законодательном процессе 15
5. Правовые акты Президента 17
Заключение 20
Список нормативных актов и литературы 21

Файлы: 1 файл

Гос и админ право СГУПС т 15.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Местопребыванием Президента, его  резиденцией является столица России – Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

Символами президентской власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации.

Описание и порядок использования  штандарта установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 г. «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации»6. Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России – Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах. Знаком Президента является орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Официальные символы  президентской власти передаются вновь  избранному Президенту во время процедуры  вступления в должность после  принесения им присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции РФ.

Президент Российской Федерации  приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги  и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности  с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).

Вступление в должность  нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий.

3. Президент РФ и исполнительная власть

 

Статус Президента Российской Федерации в исполнительной власти РФ определяется в первую очередь Конституцией Российской Федерации. Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека; он принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Необходимо подчеркнуть, что в России официально нет отдельной  «президентской ветви» власти и поэтому  возникает справедливый вопрос, к  какой власти, собственно, относится Президент Российской Федерации.

Л.А. Окуньков, произведя  анализ конституционных полномочий Президента РФ, делает вывод, что многие из них либо непосредственно имеют  исполнительный характер (например, руководство  внешней политикой), либо «приближены» к исполнительной власти7.

Ряд специалистов имеют противоположную точку  зрения. К примеру, В.Н. Суворов приходит к выводу, что «Президент РФ фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства РФ, осуществляющий общее стратегическое руководство им»8.

Президент Российской Федерации как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

– определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ;

– принимает непосредственное участие в формировании Правительства РФ;

– может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение;

– вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ;

– имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ. В Законе не уточняется объем полномочий, которыми обладает Президент РФ, председательствуя на заседаниях Правительства. Следовательно, объем этих полномочий определяется теми правами, которыми наделен председательствующий. Также законодательно не определен статус Председателя Правительства, присутствующего на заседании Правительства РФ под председательством Президента. Необходимо регламентировать эти аспекты;

– вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

– назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;

– назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;

– по представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения и дополнения;

– имеет право вносить изменения в состав Правительства РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной власти.

Можно назвать  и иные полномочия Президента Российской Федерации как субъекта исполнительной власти.

Пожалуй, наиболее значимым аргументом в пользу признания  Президента Российской Федерации фактическим  главой исполнительной власти являются нормы ст. 32 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»9. В соответствии с ними Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Президент Российской Федерации руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, распределяет функции между указанными федеральными органами исполнительной власти, а Правительство РФ координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти.

Президент РФ непосредственно  и через федеральных министров  руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти. Исходя из сказанного, отчетливо просматривается тенденция усиления влияния Президента РФ на отдельные федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время Президент РФ руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти, что составляет практически 25% от общего числа федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации10.

Суммируя сказанное, можно  утверждать, что в отношениях с  федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, но и кардинально воздействует на Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти России. Юридически не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

4. Президент в законодательном процессе

 

Президент Российской Федерации является высшим контрольным звеном в законодательном процессе.

Законы РФ подписываются  и обнародуются Президентом РФ в  течение 14 дней. До истечения двухнедельного срока Президент вправе вернуть  федеральный закон для повторного рассмотрения. При возвращении принятого закона Президентом, закон вновь должен пройти процедуру принятия в Государственной Думе и в Совете Федерации. На заседании Государственной Думы на голосование первым ставится вопрос об одобрении закона в редакции Президента. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов палаты. Если данное предложение не принято, на голосование ставится вопрос о преодолении президентского вето. Если за закон в ранее принятой редакции проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов, закон считается вновь принятым и в тот же день отправляется в Совет Федерации.

Помимо текста закона в Совет Федерации также направляется письмо Президента РФ. Если Совет Федерации  обнаружит, что при повторном рассмотрении Государственной Думой закона, отклоненного Президентом, он был принят в новой редакции, то такой закон будет рассматриваться как вновь принятый. На заседании Совета Федерации на голосование ставится вопрос об одобрении закона в ранее принятой редакции. Решение считается принятым, если за него проголосовало более двух третей от общего числа членов палаты. Таким образом Совет Федерации преодолевает вето Президента. Если же закон не набрал двух третей голосов, он считается отклоненным. Одобренный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для обязательного подписания и обнародования. Если вето Президента было преодолено, то глава государства обязан подписать закон в семидневный срок11.

Особый порядок предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Конституция предусматривает прохождение такого закона в обеих палатах парламента, для их принятия законопроекту необходимо получить не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Такое усложнение прохождения федерального конституционного закона по сравнению с федеральными законами объясняется особой важностью этих нормативных актов12.

Президент обязан подписать  федеральный закон, если в течение четырнадцати дней с момента поступления не отклонит его. Он также не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат о принятии закона в первоначальной редакции.

Федеральные конституционные  законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение  семи дней со дня их подписания Президентом  РФ. Путем опубликования закон  становится общедоступным, возникшие правовые нормы доводятся до сведения общественных масс. Только так новый нормативно-правовой акт может стать общеобязательным велением государства13.

Федеральные законы и федеральные конституционные  законы публикуются и вступают в  силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»14. Собрание законодательства Российской Федерации издается один раз в неделю.

Все законы России подлежат обязательному опубликованию в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», в «Парламентской газете» и в «Российской газете», затем передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Законы направляются для официального опубликования Президентом РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы могут быть опубликованы и в других печатных источниках, а также доведены до всеобщего сведения посредством радио и телевидения. Издания законов могут быть разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, либо в иной срок, прямо установленный в самом законе.

На стадии опубликования и вступления в силу завершается процесс создания закона.

 

5. Правовые акты Президента

 

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

1) сама формула «не должны противоречить Конституции и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 Конституции постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации»;

2) в отношении указов  Президента в Конституции не предусмотрена их отмена. Соответствие нормативных указов Конституции может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства. В случае признания Судом указа (или его отдельных положений) не соответствующим Конституции РФ Указ (или его отдельное положение) утрачивает юридическую силу. Ненормативные акты Президента могут быть оспорены в Верховном Суде РФ, рассматривавшем гражданские дела по первой инстанции;

3) указы Президента  могут восполнять пробелы в  правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения,  при условии, что: 

– отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования;

– такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам;

– их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»15 и подтвержден в одном из последующих постановлений Конституционного Суда.

Издание указов и распоряжений – основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции16 указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции новых наименований субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Институт президента РФ