Институт права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Краткое описание

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрытие понятия «Институт права»
2) Рассмотреть классификацию правовых институтов
3) Рассмотреть примеры правовых институтов в разных областях права

Оглавление

Введение
Институт права и его понятие …………………………………….. 3
Классификация правовых институтов ……………………………. 4
Примеры правовых институтов …………………………………… 7
Заключение ………………………………………………………… 21
Список литературы …………………………………………………

Файлы: 1 файл

Введени1й.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

3.3 Институты, входящие  в уголовное право:

1) Институт необходимой  обороны:

Институт необходимой  обороны известен достаточно давно  и существует в уголовном праве многих государств, однако он продолжает вызывать научные споры: ему посвящены сотни научных исследований, а соответствующие законодательные нормы подвержены изменениям. Необходимая оборона — это правомерная защита личности и прав обороняющегося и других лиц, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу. Основным отличительным признаком необходимой обороны, отграничивающим её от других обстоятельств, исключающих преступность деяния, является причинение вреда именно посягающему, а не другим лицам.

2) Институт преступления  против свободы, чести и достоинства  личности:

Институт преступления против свободы, чести и достоинства  личности -институт Особенной части российского уголовного законодательства, закрепленный в гл. 17 УК РФ. Видовым объектом преступлений, закрепленных в данной главе, является личная свобода, честь и достоинство личности. В зависимости от непосредственного (конкретного) объекта выделяют две группы преступлений внутри главы 17: 1) против личной свободы (ст. 126-128 УК РФ); 2) против чести и достоинства личности (ст. 129, 130 УК РФ). Личная (физическая) свобода человека есть важнейшее благо и нормальное условие развития личности и общества в целом. В ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (см.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 305, 414-415). Исходя из упомянутых положений никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии, подвергаться произвольному аресту, задержанию и содержанию под стражей, а также изгнанию. Право каждого на личную свободу и неприкосновенность личности закреплено Конституцией Российской Федерации (ст. 22). Посягательство на личную свободу граждан по общему правилу влечет ответственность по статьям 126 (похищение человека), 127 (лишение свободы незаконное) и 128 (незаконное помещение в психиатрический стационар). Самостоятельное преступление против общественной безопасности образует захвата заложника - деяние, также связанное с посягательством на личную свободу человека (ст. 206 УК РФ). С посягательством на свободу человека часто связаны и иные преступления, имеющие другой непосредственный объект, например, совершаемые должностными лицами - представителями власти (например, работниками органов уголовной юстиции) и поэтому предусмотренные в других главах Особенной части Уголовного кодекса (ст. 286, 301,305). В соответствии со ст. 21 и 23 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, каждый имеет право на защиту чести и доброго имени. Данные положения Конституции РФ также основаны на нормах международного права, в частности, содержащихся в Международном пакте о гражданских и политических правах и во Всеобщей декларации прав человека. См.: "Клевета", "Оскорбление". И. п. с., ч. и д. л. - это деяния, непосредственно посягающие на свободу человека, а также на честь и достоинство личности как блага, принадлежащие каждому человеку от рождения.

3.4 Институты, входящие  в семейное право:

1) Институт брака:

В современной отечественной энциклопедической литературе под браком, как правило, понимается семейный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Однако в Семейном кодексе отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семейного права.

Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более что духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом.

В новом Семейном кодексе значительно усилилось влияние договорных начал, усовершенствован правовой институт брачного договора, первоначально введенного в ст. 256 Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 г. 
 

3.5 Институты права, входящие в государственное право:

1) Институт гражданства:

Согласно определению, данному в действующем законе "О гражданстве Российской Федерации", гражданством является "устойчивая правовая связь человека с государством, принадлежность человека к государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служит предпосылкой и основой правового статуса гражданина. Предоставляя человеку гражданство, государство берет на себя обязательство обеспечить реализацию в полном объеме его прав и свобод, защиту и покровительство за пределами страны". Первый закон "О гражданстве РФ" был Принят 28 ноября 1991г., вступил в силу 6 февраля 1992г. Его сменил закон "О гражданстве Российской Федерации", проект которого был внесен в Госдуму президентом России и принят нижней палатой парламента 19 апреля 2002 года. 15 мая его одобрил Совет Федерации, а 31 мая он был подписан президентом России и вступил в силу. Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и метод защиты прав индивидума, с другой – как институт защиты прав и интересов страны. 
Равновесие меж этими двумя качествами функциональной свойства гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и страны. Современное русское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых заморочек, появившихся в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и других форм организации государственной  и публичной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами. Таковым образом, трудности гражданства России, носившие в русский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сейчас стали неотъемлемым атрибутом русской государственности, свидетельством приобретения Россией настоящего суверенитета.

3.6. Институты права,  входящие в административное  право:

1) Институт высшего  должностного лица в субъекте РФ:

.Среди органов государственного управления на региональном уровне важное место занимает институт высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российского Федерации, так как именно он является центральным звеном политико-административных отношений в регионе, формирующим и принимающим основные жизненно важные решения, как на уровне региона, так и во взаимоотношениях с федеральными властями. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается на срок не более пяти лет (и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд) гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с ФЗ активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Гос Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственные службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет важные полномочия: а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешних-экономических связей, при этом оно вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания спец актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и многие другие полномочия. 
 

2) Институт государственной службы:

Государственная служба (синонимами которой выступают: «аппарат государственного управления», «аппарат исполнительной власти», «государственная бюрократия», «кадры чиновничества») является одним из главных институтов современного государства.  Государственная служба является комплексным институтом (публичным, социальным, правовым организационным) по обеспечению выполнения государственными служащими функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, отдельных государственных учреждений и организаций или полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, учреждаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, и конституционные (уставные) должности субъектов РФ, учреждаемые конституциями (уставами) субъектов РФ. Государственная служба – комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права и включающий в себя множество подинститутов:

- организационном – государственная служба связывается со структурно-функциональными элементами государственного аппарата; она представляется как система, состоящая из следующих элементов: формирование организационных и процессуальных основ деятельности государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимулирование и ответственность соответствующих работников; государственная служба – правовая основа, позволяющая укрепить государство, усилить государственную власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;

-нравственном – рассмотрение этических основ государственной службы.

3.7 Институты,  входящие в конституционное право:

1) Институт президентства:

. Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. 24 апреля 1991 г. законом "О президенте РСФСР" в России был веден институт президентства. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности. Между тем, из 183 стран, входивших в начале 1993 г. в ООН, более 130 имеют в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой – важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объем полномочий. Президент как государственный институт занимает особенное, специфическое положение, охватывая собственной деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особенное положение отражено и в структуре Конституции, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте. 

Президент является главой страны. В конституционном праве понятие главы страны точно и однозначно не определено. Президент является гарантом Конституции РФ. Он контролирует соблюдение конституционных норм всеми органами страны. Он наделен правом отменять распоряжения и постановления Правительства. На Президента возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Президент призван воспринимать нужные меры по охране суверенитета русской Федерации, её независимости и государственной  целостности. Президенту напрямую подчиняются министр обороны и Генеральный штаб. Важнейшая задачка Президента – обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной  власти. 
 

4. Межотраслевые (смешанные) институты

4.1 Институт собственности:

Институт собственности находиться на стыке отраслей : гражданского право, административного право, уголовного право, конституционного право, экологического право.

Собственность является важнейшим цивилистическим институтом, значение которого, несмотря на частноправовой характер, переросло рамки гражданского или предпринимательского права.  Право собственности - центральный и важнейший институт в системе вещных прав, нормы которого отражают и одновременно закрепляют существующий в государстве социально-экономический строй и господствующие в нем общественные отношения. Проблематика собственности всегда находится в центре политических программ и задач государственных органов и общественных движений и неизменно привлекает внимание крупнейших мыслителей и философов и, конечно, экономистов и юристов. Право собственности, связанное с основами государственного устройства, является комплексным институтом, и нормы по этому вопросу содержатся во многих актах государственного права (Бюджетном кодексе, Законе об общих принципах организации местного самоуправления), законах природоохранительного права (Земельном кодексе, Лесном кодексе, Водном кодексе, Законе о недрах). Однако основным регулятором отношений собственности всегда были и остаются нормы гражданского права: понятия, решения и терминология, закрепленные в ГК, используются в актах других правовых отраслей, когда они затрагивают вопросы права собственности. Важность и значимость отношений собственности закреплены в Конституции РФ, которая устанавливает ряд принципиальных положений о собственности. Статья 8 Конституции РФ гласит: в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Это базовое положение развивается и конкретизируется в последующих статьях Конституции РФ (ст. 35, 36), закрепляющих правомочия собственника. Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, право наследования гарантируется. 
Опираясь на эти конституционные положения, ГК формулирует систему норм о праве собственности (раздел II, ст. 209-306), которые дополняются другими федеральными законами и иными правовыми актами. В ГК отчетливо выражены два важных начала права собственности: во-первых, самостоятельность собственника в осуществлении его права и, во-вторых, обязанность собственника не противоречить в своих действиях требованиям законодательства и не нарушать права и охраняемые интересы третьих лиц (ст. 209 ГК).

Информация о работе Институт права