Инновационная стратегия организации: понятие, виды, роль руководителя в её разработке и реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Оглавление

Введение…………………………………….……………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………….……………………....4
1.1. Инновационная стратегия организации…….…………………….....4
1.2. Организация и ее деловая среда………………….…………………10
1.3. Особенности инновационных стратегий………….………………..10
1.4. Инновационный аспект базовых стратегий роста…...………….....12
1.5.Виды стратегий………………………………….…………………….14
1.6.Роль руководителя………………………….………………………...19
Глава 2. Практическая часть…………………………….………………………21
2.1 Инновационная стратегия развития сельскохозяйственной организации.................................................................................................21
Заключение……………………...…………….…………………………..31
Список литературы………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая К.docx

— 1.31 Мб (Скачать)

В сфере  производства и переработки мяса свиней задел в освоении инноваций  был сделан еще до разработки инновационной  стратегии развития отрасли. В 1998 г. была освоена технология автоматизированной системы раздачи жидких кормов при  откорме 600 гол.свиней. В рамках реализации данной стратегии освоение инноваций осуществлялось в последовательности, которая показана в таблице 5.

Освоение  инноваций в свиноводстве улучшило показатели экономической эффективности:

  1. увеличилось число оборотов стада на откорме с 2,8 в 2002 г. до 3,4 в 2007 г.;
  2. объемы производства товарной продукции свиноводства в расчете на одного работника отрасли увеличились в 9,1 раза;
  3. затраты труда в свиноводстве в расчете на единицу продукции снизились более чем в 6,4 раза;
  4. прибыль в отрасли возросла в 6,7 раза в 2008 году по сравнению с 2005 г.;
  5. рентабельность реализации продукции за этот период повысилась на 25,6 процентных пункта.

Экономические показатели развития свиноводства в  хозяйстве в 2008 году за счет освоения новых технологий достигли мирового уровня:

- среднесуточные  привесы свиней на откорме  поднялись до 812 г;

- расход  корма на производство 1 кг привеса снизился до 3,2 корм, ед.;

- затраты  труда в расчете на 1 ц произведенной  продукции составили 0,63 чел. -ч.

Реализация  технологических и продуктовых  инноваций в производственных отраслях в ЗАО «Племзавод «Ручьи» сопровождалась освоением инноваций в сфере экономики, организации производства, труда и управления.

Важнейшим звеном в эффективной деятельности нашей агрофирмы стало внедрение  во всех структурных подразделениях бизнес-планирования и бюджетирования на год, месяц, неделю и день. Данная модель представляет собой механизм трансформации хозяйственного расчета в коммерческий, где главным критерием оценки деятельности является прибыль.

Ныне  хозяйство имеет 29 взаимосвязанных  подразделений, которые объединены в 8 производств. Руководство производством  осуществляет исполнительный директор. Изменение должности вызвано  тем, что ныне главный агроном  и главный зоотехник – это  технологи, отвечающие за технологию производства; директор является не только технологом, но и менеджером производства, ответственным  за экономические, финансовые и производственные показатели деятельности подразделения. К тому же он обязан быть хорошим психологом, умеющим работать с людьми.

Специализированные  производства функционируют при  сочетании планового руководства  со стороны ЗАО и широкой инициативы, самостоятельности коллективов  в производственной и финансово-хозяйственной  деятельности. На производствах и  их участках создаются необходимые  экономические условия и возможности  для выполнения заданий, установленных  в бизнес-плане.

Ныне  бизнес-план - это основной документ для формирования внутрихозяйственного механизма управления. Он позволяет  спланировать текущие затраты и  определить финансовый результат. Сопоставление фактических издержек с плановыми помогает, во-первых, вскрыть причины неэффективного ведения производства и всех его составляющих (естественно, оно используется в управленческих целях для осуществления контроля на уровне сравнения «план-факт») и оперативно внести необходимые коррективы, устранив недостатки; во-вторых, изыскать резервы роста эффективности использования капитала за счет повышения его оборачиваемости, роста объема и продаж, оптимизации структуры, увеличения прибыли; и в третьих, оперативно принимать решения и контролировать производственный процесс за счет движения финансовых потоков.

Данная  система внутрихозяйственных отношений, над совершенствованием которой  мы работаем уже более 12 лет, привела  к тому, что каждый руководитель любого уровня сам планирует и  считает деньги. Компьютерная программа  составления бизнес-планов, которая  разработана нашими специалистами, позволяет, например, любому менеджеру  делать месячный бизнес-план с определением финансового результата за 1,5-2 часа, в то время как раньше на это уходило минимум 2-3 дня. Кстати, такие программы по бизнес-планированию у нас приобрели более 40 хозяйств из 15 регионов России.

Конечно, предел желания каждого руководителя - чтобы утром, придя на работу, видеть не только сводки по надою молока, убранным площадям зерновых, объему заготовленного силоса, но и финансовый результат  работы предприятия за вчерашний  день. Три года тому назад совместно  с одной из информационных компаний мы поставили себе такую задачу и  перевели на автоматизированное программное  обеспечение все внутрихозяйственные  подразделения, увязав их внутрихозяйственные  экономические отношения между  собой и агрофирмой. Тем самым, мы интегрировали службы управления, связи и обработки данных в  единый сетевой комплекс.

Для этого  создали комплексную автоматизированную систему управления и связи (КАСУС). Она позволила решать в автоматизированном режиме функциональные задачи управления, связанные с ведением бухгалтерского учета, планирования и контроля за деятельностью хозяйства и его подразделений, проводить финансовый анализ, учет товарно-материальных ценностей, осуществлять финансово-расчетные операции, учет труда и начисление заработной платы. Особенно следует отметить возможность интегрированного электронного документооборота, имеющего скрытый фискальный характер и связанного с ведением документов материального учета и финансового-расчетных операций.

Сегодня мы завершили первый этап реализации этой программы, где весь животноводческий комплекс просчитывается как единая система с определением ежедневного  финансового результата.

Следует отметить, что данная программа вызвала большой интерес у руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий. Мы подготовили пакет программного обеспечения для тиражирования его в племенных заводах Союза животноводов России.

В ее востребованности мы убедились, встречаясь с главными экономистами, бухгалтерами, руководителями сельхозпредприятий различных регионов России на семинарах в Учебном  аграрном центре, созданном у нас  по инициативе Союза животноводов России два года тому назад.

В своем  учебном центре мы постарались приблизить разработку и освоение новых технологий в АПК к конкретным требованиям  производства, сочетая теорию с практикой.

К преподаванию в нашем Учебном аграрном центре привлечены ученые из Северо-Западного  научного центра и г. Санкт-Петербурга. И это не просто ученые, а те люди, кто непосредственно участвует  в инновационных проектах, востребованных сегодняшней практикой. Вначале  на занятиях даются 3-4 часа теории, а  затем проводятся 5 часов практики по освоению новейших технологий и  инноваций непосредственно на производственных участках.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что реализация инновационной стратегии развития ЗАО «Племзавод «Ручьи» затронула все звенья хозяйственного комплекса предприятия и позволила предприятию в течение 2004-2008 гг.:

  • обеспечить рост выручки от реализации продукции в 5,5 раза, а прибыли  - в 9,6 раза;
  • повысить рентабельность производства с 16% до 42%;
  • обеспечить рост объемов производства продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га сельхозугодий в 5,5 раза;

- повысить  производство продукции на 1 работника  в 6,3 раза при росте заработной  платы в 2,5 раза; преодолеть диспропорцию  в темпах роста производительности  и оплаты труда, которая существовала  до 2006 года.

За этот период освоено инвестиций в основной капитал в объеме около 1 млрд.  руб., что позволило довести капитализацию фирмы до 87 млн. руб., создать реальные предпосылки для получения дополнительного экономического эффекта в виде инновационной ренты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Стратегия развития предприятия в инновационной  модели предпринимательства основана на постоянном поиске, стремлении к  расширению рынка товаров. Такую  стратегию принято называть агрессивной  рыночной стратегией. Она предусматривает  создание и постоянное поддержание  выгодного технологического опережения.

Подобную  конкурентоспособную модель предпринимательской  деятельности характеризуют небольшие  подразделения, укомплектованные высококвалифицированными специалистами: небольшое число  уровней управления; структура, основанная на инновационных предпочтениях  специалистов; технологические процессы, ориентированные на запросы потребителей и т. д. Вместе с тем в этой модели упор должен делаться на подбор высококвалифицированного персонала, создание передовой научной  базы производства и опережающее  конкурентов использование результатов  науки в обновлении технологии производства товаров. От этого зависят и выбор стратегии предпринимательства, и экономическая безопасность предприятия в целом. Данный подход крайне необходим и жизненно важен для российских предприятий.

Важным  аспектом инновационной стратегии  предприятия должно являться обоснование  необходимости принятия новых технологических  решений. В современных условиях на первый план выдвигаются три задачи.

Во-первых, резко усложнился процесс выбора производственной технологии в условиях ее динамичного развития.

Во-вторых, каждое предприятие все чаще становится перед дилеммой — закупать ли технологию на рынке или осуществлять собственные  технологические разработки.

В-третьих, поскольку сами технологии становятся источником дохода, постольку предприятие  должно решать вопрос, продвигать ли свои разработки на рынок или использовать их самим.

Триединство решений требует соответствующей  адаптации сложившихся организационных  структур предприятия, которые традиционно  ориентированы на рассмотрение данных задач изолированно, вне связи  друг с другом.

В этой связи  необходимо отметить, что инновационная  стратегия предприятия тесным образом  связана с производственной стратегией, или стратегией производства предприятия, обеспечивающей выпуск продукции на основе использования новых технологических  и технических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусстворазработки и реализациистратегии. – М.: Банки и биржи, ДНИТИ, 2007. – 578 с.
  2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учеб.пособие – М.: Гардарики, 2007. – 224 с.
  3. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 231 с.
  4. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Магистр, 2008. – 526 с.
  5. Инновационный менеджмент: Учебник. / Под ред. Проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горкинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. – 382 с.
  6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2007. – 295 с.
  7. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2008. – 368 с.
  8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
  9. Журнал «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», № 4, 2009

 

 

 

 


Информация о работе Инновационная стратегия организации: понятие, виды, роль руководителя в её разработке и реализации