Информационная политика РФ – проблемы и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:20, реферат

Краткое описание

Целью реферата является исследование информационной политики Российской Федерации, изучение её тенденций и проблем развития.

Для осуществления цели работы, передо мной стояли следующие задачи:
определение основных целей, а также тенденций и перспектив развития ГИП;
выделение ключевых элементов в информационной политике;
выявление роли СМИ в информационной политике;
рассмотрение путей использования ГИП для налаживания эффективных взаимоотношений России с другими странами.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Определение и содержание информационной политики РФ……………...4

СМИ как объект и субъект информационной политики России………….7

Концепция государственной информационной политики. Основные проблемы развития ГИП ………..........................................................................11

Оценка предпринимаемых усилий ………………………………………...16

Заключение…………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Информационная политика РФ.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

   Средства  массовой информации - это инструмент реализации ГИП. Для того чтобы данный процесс проходил успешно, следует решить, во-первых, проблему воздействия органов государственной власти на СМИ, во-вторых, прекратить процесс дегуманизации информации, в-третьих, инициировать закон о свободе доступа граждан к информации органов государственной и местной власти с четко очерченными мерами ответственности чиновничьего аппарата, в-четвертых, необходима разработка и принятие закона о ГИП.

   Опираясь  на позитивный зарубежный опыт, на анализ исследований в сфере средств массовой коммуникации и социально-политических отношений в обществе можно говорить о перспективности реализации ГИП, изменив в нашей действительности некоторые моменты:

   - совершенствование законодательства в сфере СМИ и СМК (регулирование концентрации и монополизации СМИ, уточнение отношений "владелец - учредитель - редакция"; принятие законов о праве на информацию и о телерадиовещании, о прозрачности деятельности структур государственной власти, об ограничении государственного участия в учреждении СМИ и непосредственном их финансировании (на местном уровне) и др.) с широким обсуждение проектов законов в СМК;

   - создание федерального общественного телевещания;

   - формирование комиссий жалоб на СМИ (в сфере рекламы);

   - разработка системы экономической поддержки печатных СМИ с целью осуществления плюрализма мнений и высокого качества изданий, а также снижения стоимости печатных изданий с целью расширения круга читателей;

   - введение норм маркировки телевизионных программ в целях ограничения нанесения психологического вреда, в первую очередь, детям и подросткам;

   - создание системы экологии СМИ;

   - осуществление системы формирования централизованного ежедневного рейтинга новостей;

   - выработка системы противостояния манипулятивным функциям СМИ;

   - стимулирование формирования системы этического регулирования деятельности прессы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Концепция государственной  информационной политики

   Политика  информатизации, принципы и положения  которой в России начали формулироваться и развиваться с начала 90-х годов, сводилась "с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации была отделена от политики, проводимой государством в области СМИ, связи и телекоммуникаций".

   Такой вывод делается авторами Концепции  государственной информационной политики, одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи (15 октября 1998г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998г.).

   "На  протяжении многих лет государственная  информационная политика охватывала, главным образом, проблемы, связанные с деятельностью средств массовой информации", - говорится в упомянутой Концепции. Только "в последние 2-3 года содержание ГИП было несколько расширено, и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны".

   Концепция государственной информационной политики так определяет предмет своего исследования: "государственная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер, их реализующих".

   Долгосрочной  стратегической целью ГИП провозглашается  построение демократического информационного  общества и вхождение страны в  мировое информационное сообщество. Она будет эффективна, если ее основой станут: системность и открытость. Одна из главных целей ГИП - согласование интересов граждан, общества и государства, налаживание диалога между ними.

   В Концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:

  • модернизация телекоммуникационной инфраструктуры;
  • развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
  • эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
  • обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
  • подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
  • создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

   Концепция государственной информационной политики охватывает практически все наиболее значимые положения и принципы, составляющие основу ГИП:

   1. принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение;

   2.   принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех "правила игры");

   3. принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности;

   4.   принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг;

   5.  принцип социальной ориентации - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России;

   6.  принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством;

   7.  принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

   Так, рассматривая ГИП в отношении  СМИ, можно сделать вывод, что в силу большой значимости для общества информации и, как следствие, средств массовой информации, необходимо вмешательство государства в регулирование деятельности печати, радио и телевидения через реализацию ГИП. В связи с этим в Концепции выделяются основные направления ГИП в сфере СМИ:

   1. недопущение подчинения СМИ конъюнктурным интересам власти и бизнеса и усиления возможностей их влияния на СМИ (прямой нажим, снабжение СМИ неполной, неопределенной, искаженной или ложной информацией, откровенной дезинформацией, умышленные недоговоренности, сращивание структур власти, бизнеса, прессы и т.п.);

   2. регулирование уровня концентрации и монополизации СМИ (препятствие уменьшения независимых источников информации, сосредоточению СМИ в руках представителей экономической элиты, бесправию журналистов и т. п.);

   3. защита интересов региональных  рынков массовой информации и  содействие развитию местных  СМИ;

   4. совершенствование национального  законодательства в части гарантий  свободы слова и информации, свободного распространения массовой информации, в том числе на трансграничном уровне, недопущения распространения насилия и нетерпимости через СМИ, обеспечения плюрализма СМИ, доступа к официальной информации.

   На  мой взгляд, данные положения верны, и они отражают основные позиции ГИП. Но насколько они выполняются в реальности?

   Рассмотрим  основные проблемы развития информационной политики.

   Реализацию  первого направления ГИП тормозит:

  • государство не предпринимает решительных шагов для освобождения СМИ от экономической зависимости;
  • на уровне субъектов федерации большой процент изданий имеют в качестве учредителей или соучредителей органы исполнительной или законодательной власти;
  • государство принимает активное участие в централизованном формировании ежедневного рейтинга новостей;
  • со второй половины 90-х гг. наблюдается резкая активизация капитала в сфере концентрации медиасобственности.

   Претворение в жизнь остальных направлений  ГИП в сфере СМИ также оставляет  желать лучшего по нескольким причинам:

   - во-первых, "чиновники по-прежнему управляют большей частью информационных процессов на местном уровне";

   - во-вторых, "имеющееся законодательство не получило должного развития по целому ряду важнейших вопросов, как: отношения "владелец - учредитель - редакция"; статус издателя, вещателя и собственника; антимонопольное регулирование в сфере СМИ; участие иностранных инвесторов в деятельности СМИ, также не приняты основополагающие законы о теле- и радиовещании и о праве на информацию";

   - в-третьих, "государство не обеспечивает единого информационного пространства".

   Таким образом, положения, отраженные в Концепции, безусловно, должны составлять основу информационной политики, но, в тоже время, государство должно взять на себя ответственность за ее формирование и реализацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка  предпринимаемых  усилий

   Следует отметить, что, хотя новый облик России только формируется, тем не менее, на сегодняшний день происходит реализация некоторых элементов вышеописанной  стратегии. Так, в декабре 2005 года начал  свою работу англоязычный канал Russia Today (его уже окрестили как "пропагандистский телеканал для иностранцев"), созданный для освещения мировых событий с российской точки зрения. Трансляция будет вестись через несколько спутников: Intelsat Americas 5 - на Северную Америку, Канаду и Мексику, Hotbird-6 - на территорию Европы и Taicom-3 - на Азию, Африку, Австралию и Новую Зеландию. Большая часть эфирного времени отдана новостям, но, как отметила главный редактор телеканала Маргарита Симоньян: "Естественно, мы будем освещать международные события тоже, но мы будем освещать их, в том числе, под тем углом, как они отражаются на России и какие существуют точки зрения на эти события в России, какие мнения, какую реакцию это вызывает в нашей стране. Мы будем очень много показывать просто России, какие-то интересные места, интересных людей, явления, тенденции".

   По  информации журнала Foreign Policy , в конце 2003 года "Кремль решил сделать  государственное информационное агентство  РИА "Новости" инструментом улучшения  имиджа. РИА "Новости" пригласило зарубежных журналистов, известных дружественным отношением к Кремлю, на работу в его информационной службе. Агентство даже создало англоязычный еженедельник Russia Profile, в который пишут его штатные сотрудники".

   Продолжая процесс сближения с западной прессой, "в 2004 году Москва создала дискуссионный клуб "Валдай ", где ежегодно собираются иностранные эксперты и журналисты, приглашенные Кремлем. Они встречаются с высокопоставленными представителями российской политики. Их даже удостаивают встречи с самим президентом Путиным - в прошлом году такая встреча длилась почти три часа и почти столько же в нынешнем. Журналисты, работающие в Москве, в список приглашенных не попадают".

   Оргкомитет  по подготовке и проведению председательства РФ в "большой восьмерке" подписал контракт с базирующейся в США пиар-компанией Ketchum, которая будет давать российской стороне рекомендации по связям с западными СМИ во время председательства России в "группе восьми", равно как и в отношении июльского саммита в Санкт-Петербурге.

   Советник  президента РФ Шувалов подчеркнул, что Москва хочет добиться "стойкого понимания (на Западе), что Россия позитивный партнер, хотя такого (понимания) до сих  пор никогда не было". "Я открываю западную газету, три новости на первой полосе о России - и все негативные. Чтобы изменить ситуацию и нужно было привлечь западную компанию". Он сомневается, что привлечение западной пиар-компании Ketchum поможет создать благоприятный имидж России до саммита, но надеется, что позволит быть России услышанной. "Может ли помочь западная пиар-компания - большой вопрос". Шувалов считает, что "если бы такая работа была построена за 2-3 года, тогда можно было бы сформировать эффективный и позитивный имидж". Он полагает, что "не обязательно делать это с помощью западных компаний, можно и своими средствами".

Информация о работе Информационная политика РФ – проблемы и тенденции развития