Иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Одним из необходимых условий развития правового государства является наличие эффективного законодательства, обеспечивающего согласованность и непротиворечивость издаваемых в стране правовых актов. Основным способом достижения эффективного законодательства является наличие строгой иерархической соподчинённости действующих нормативных правовых актов.

Оглавление

Введение...………………………………………………………………............…3
§ 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов…….............5
§ 2. Иерархия федеральных законов и подзаконных
нормативных правовых актов………………………………......….……….10
§ 3. Иерархия законов и подзаконных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации……………....……….20
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников и литературы…..….................................32

Файлы: 1 файл

Образец курсовой работы.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов субъектов Россий­ской Федерации может быть представлена в следующем виде:

1-й уровень - разделы (главы) конституций (уставов) субъектов РФ; 2-й уровень — конституционные законы; 3-й уровень — кодифицированные законы; 4-й уровень - некодифицированные законы; 5-й уровень - нормативные постановления (законодательных) представи­тельных органов; 6-й уровень - нормативные указы высших должностных лиц; 7-й уровень - нормативные постановления правительств (администраций); 8-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти субъек­тов, принятые совместно или по согласованию; 9-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти, приня­тые в рамках надведомственных полномочий.

 

 

 

Заключение

 

Проведённое исследование позволило сформулировать ряд теоретических положений об иерархическом построении нормативных правовых актов Российской Федерации и предложений по совершенствованию его правового регулирования.

1.   Категория «иерархия нормативных правовых актов»  имеет  большое теоретиче­ское и практическое значение.

Целостная иерархия нормативных правовых актов способствует выявлению пробелов в законодательстве и определении того, какие нормативные акты необходимо принять. Строгое соблюдение требований иерархии, с одной стороны, способствует предотвращению возникновения иерархических колли­зий, с другой - является надежным средством их разрешения. Без учета требований иерархии немыслима и систематизация законода­тельства, выступающая как постоянная форма развития и упорядочения дейст­вующей правовой системы.

Среди факторов, определяющим образом влияющих на состояние законно­сти и правопорядка, особое место занимает обеспечение строгой иерархии законодательства. Иерархия является одним из необходимых условий повышения эффектив­ности правового регулирования.

2.   Категория «иерархия нормативных правовых актов» характеризуется следующими признаками: иерархия - это свойство системы законодательства; иерархия представляет собой подчинение нормативных правовых актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня; иерархия проявляется во взаимных связях, существующих между нормативными правовыми актами, расположенными на различных уровнях; иерархия обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак­там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим; иерархия представляет собой размещение (расположение) нормативных правовых актов на различных уровнях вертикальной структуры законодательства.

Под иерархией нормативных правовых актов следует понимать обусловленное сово­купностью факторов, выраженное в правовой форме и проявляющееся во вза­имных связях, расположение нормативных правовых актов на соответствующих уровнях вертикальной структуры законодательства.

3.   Господствующее в науке представление о том, что иерархия источников
права детерминируется прежде всего иерархией государственных органов и их
правотворческой компетенцией является неверным, так как существует и ряд других, не  менее значимых факторов, совокупное влияние которых в конечном счёте и определяет приоритет одних актов над другими.

Автор выделяет две группы факторов, определяющих иерархию нормативных правовых актов Российской Федерации: основные и дополнительные. Под основными понимаются факторы, оказывающие  первостепенное влияние на построение иерархической структуры законодательства. К их числу относятся: объём властных полномочий субъекта правотворчества (иерархия государственных органов), значимость регулируемых общественных отношений. Дополнительными факторами называются обстоятельства, обусловливающие, иерархию нормативных правовых актов одного вида (например, Федеральных законов), либо принятых одним государственным органом. К таковым следует отнести кодифицированность акта, степень общности норм права, содержащихся в нормативном правовом акте, время принятия акта.

Указанные факторы есть лишь основанное на научном анализе предложение законодателю нормативно закрепить соответствующую иерархию нормативных правовых актов путем принятия федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», в котором в максимально детальной форме отразить все аспекты иерархического соотношения различных источников права.

4.   При построении иерархической структуры федерального законодательства следует учитывать два вида иерархической зависимости между федеральными законами. С одной стороны, это зависимость между конституционными законами и всеми иными (за исключением Конституции РФ) законами. С другой стороны, между кодифицированными федеральными законами и некодифицированными. Иерархическая зависимость федеральных подзаконных нормативных правовых актов обусловлена главным образом иерархией федеральных органов исполнительной власти.

Иерархия федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов может быть представлена в следующем виде: 1-й уровень -  Конституция РФ; 2-й уровень - Федеральные конституционные законы; 3-й уровень - Федеральные законы. При этом приоритет имеют кодифицированные акты перед некодифицированными; 4-й уровень - нормативные указы Президента и нормативные постановления Государственной Думы; 5-й уровень - нормативные постановления Правительства; 6-й уровень – нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, приня­тые в рамках надведомственных полномочий.

В представленной иерархической структуре федерального законодательства до сих пор нерешённым остается вопрос о приоритете кодифицированных актов. В этой связи целесообразно в проект федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» включить нормы следующего содержания: «Кодифицированные акты должны иметь особые наименования (кодексы, основы законодательства, уставы, положения, регламенты) и обладать иерархическим приоритетом по отношению к актам текущего законодательства. В случае возникновения противоречия между кодексом и иным кодифицированным актом, приоритет имеет кодекс».

5.   В целом система законодательства субъектов РФ и их иерархическая структура строятся по образу и подобию вертикальной структуры федерального законодательства. Вместе с тем, иерархия законодательства каждого конкретного субъекта имеет определенную специфику, которая находит свое проявление в наименованиях актов, их перечне, порядке принятия и внесения изменений и других моментах.

Синтезированная иерархия законодательства субъектов РФ может быть
представлена в следующем виде: 1-й уровень - разделы (главы) конституций (уставов) субъектов РФ; 2-й уровень — конституционные законы; 3-й уровень — кодифицированные законы; 4-й уровень - некодифицированные законы; 5-й уровень - нормативные постановления (законодательных) представи­тельных органов; 6-й уровень - нормативные указы высших должностных лиц; 7-й уровень - нормативные постановления правительств (администраций); 8-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти субъек­тов, принятые совместно или по согласованию; 9-й уровень - нормативные акты органов исполнительной власти, приня­тые в рамках надведомственных полномочий.

6.   Иерархическое соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ должно базироваться на следующих принципах.

А)              Нормативные акты федеральных органов государственной власти (в том числе акты федеральных органов исполнительной власти), принятые по во­просам, отнесенным Конституцией РФ к совмест­ному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должны иметь иерархический приоритет перед законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, принятыми по соответствующим вопросам.

Б) Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам, отнесённым Конституцией Российской Федерации к исключительной компетенции субъекта РФ, должны иметь приоритет перед нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.

 



7

 

 

Список использованных источников и литературы

1.      Нормативные правовые акты и акты

официального толкования права

 

1.1.     Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. -25 декабря; СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 152; 2005. - № 42. – Ст. 4212.

1.2.     Федеральный конституционный закон «О Правительстве Россий­ской Федерации» от 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.

1.3.     Федеральный конституционный закон «О референдуме в Россий­ской Федерации» от 28 июня 2004 г. // СЗ РФ. - 1995. - № 42. - Ст. 3921.

1.4.     Федеральный закон «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. // СЗ РФ. - 1999. -№42. -Ст. 5005.

1.5.     Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения пред­метов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Фе­дерации» от 24 июня 1999 г. // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3176.

1.6.     Устав Тюменской области от 30 июня 1995 г. № 6 // Тюменские известия. - 1995. - 15 июля; 2006. - 09 июня.

1.7.     Устав Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 апреля 1995 г. № 4-оз // Новости Югры. – 1995. - № 51; 2005. - № 132.

1.8.     Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» от 27 января 1999 г. № 2-П // СЗ РФ. - 1999. - № 6. - Ст. 866.

1.9.     Постановление Конституционного Суда Российской Федерации  от 29 июня 2004 года № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7,15,107,234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Российская газета. 2004. 7 июля. № 3520.

2.          Научная и учебная литература

 

2.1.         Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юридическая ли­тература, 1975. 262 с.

2.2.         Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. 305 с.

2.3.         Баранов В.М. Истинность норм советского права: Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. 400 с.

2.4.         Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000. 576 с.

2.5.         Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: "СТАТУТ", 1998. 370 с.

2.6.         Богатова О.В. Значение классификации нормативных правовых актов в системе права РФ // Вестник Владимирского юридического института. 2008. №1 (6). С. 95-99.

2.7.         Варламова Н.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государ­ственности / Варламова Н.В., Скурко Е.В. // Государство и право. 2001. №7. С. 100-105.

2.8.         Визер Б. Некоторые размышления по поводу иерархии норм в системе конституцион­ного права Российской Федерации // Конституционное право: Восточноевропейское обозре­ние. 1999. № 2 (27). С. 22-29.

2.9.         Зивс С.Л. Источники права. М.: Издательство "Наука", 1981. 239 с.

2.10.     Законодательная техника: Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000. 184 с.

2.11.     Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного  нормативного правового акта // Государство и право. 2004. №8. С. 23-29.

2.12.     Иванников И.А. Общая теория государства и права: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 368 с.

2.13.     Колесников Е.В. Конституция и конституционные законы как ос­нова российской правовой системы // Правоведение. 1995. № 4-5. С. 3-13.

2.14.     Конституции  республик в составе Российской Федерации (сборник документов). - М.: Фирма «Манускрипт», 1995.

2.15.     Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1991-1996. М., 1997.

2.16.     Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997. 717 с.

2.17.     Лафитский В.И. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции // Право и экономика. 1995. № 21-22. С. 53-57.

2.18.     Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая си­ла. М.: Юридическая литература, 1980. 159 с.

2.19.     Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства: юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967. 176 с.

2.20.     Невинский В. Остаточная (исключительная) компетенция субъек­тов Российской Федерации: понятие, содержание и проблемы реализации // Российский федерализм: конституционные предпосылки и политическая реаль­ность: Сб. докладов / Под ред. Н.В. Варламовой, Т.А. Васильевой. М., 2000. С. 67-72.

2.21.     Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Н.Ю. Шведовой. Изд. 18-е. М., 1988. 650 с.

2.22.     Поленина С.В. Взаимосвязи нормативных актов в системе совет­ского гражданского законодательства // Советское государство и право. 1972. № 8. С. 63-71.

2.23.     Правотворчество в Республике Мордовия / Авт. коллектив: И.Г. Дудко (отв. ред.), СВ. Буянкина, А.Р. Еремин и др. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000. 192 с.

2.24.     Рузанова В.Д. Построение иерархической структуры гражданского законодательства на основе критерия юридической силы нормативных правовых актов // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2006. №1. С. 170-173.

2.25.     Сенякин И.Н. Соотношение федеральных и региональных начал в российском законодательстве: поиски оптимальных путей // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. №2. С. 6-14.

Информация о работе Иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации