Идея и практика разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Тема «Идея и практика разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 5
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 14
2.1 Законодательная власть. 14
2.2 Исполнительная власть. 16
2.3 Судебная власть. 17
3. ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 56.16 Кб (Скачать)

     В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов  Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом  Федерации на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент  также назначает судей других федеральных судов. Никто не в  праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

     При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей  можно выделить три момента: «а) применение к нему термина «парламент» означает официальное принятие категории  парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также  мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального  представительного органа; в) Федеральное  Собрание - законодательный орган  Российской Федерации». Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом  РФ.

     Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

     Особенно  ярко действие принципа разделения властей  в отношении судебной власти можно  обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции  Российской Федерации, п.2 «Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ». Конституция РФ. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

     Свласть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципа разделения властей, чётко определяет степень компетенции Правительства РФ, на основании Конституции РФ, не допустив её превышения.

     Из  всего сказанного можно сделать  следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Итак, разделение властей выражается в  разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям. С одной стороны, правовое государство невозможно без разделения властей, поскольку это способ его организации и функционирования; с другой - правовое государство само есть условие и основа для эффективного разделения властей. Разделение властей - это и результат, и сущностная характеристика степени развитости права, условие и предпосылка для организации и функционирования государства, законности.

      Без разделения властей и соответствующей  эффективной системы сдержек и противовесов не может быть правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами, состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме.

      Народ - единственный и первичный источник власти для государства, и в этом смысле народ суверенен и полновластен. Он передает часть принадлежащей ему власти государственным органам и должностным лицам - своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Государство и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа.

  Принцип разделения властей отнесен к  числу основных конституционных  принципов всех современных демократических  государств. Это вовсе не означает, что он обязательно упоминается  в тексте основного закона. Этот принцип находит свое отражение  в построении механизма осуществления  власти. А реальность существования  разделения властей подтверждается или опровергается практикой  формирования и функционирования последнего. Поэтому полноту реализации разделения властей можно рассматривать  как критерий демократичности политического  режима.

     В ходе этой работы я попыталась раскрыть сущность и содержание принципа разделения властей, показать истоки данной теории, привела примеры практики разделения властей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                               
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ. - М., Юридическая литература, 2005.
  2. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., Инфра, 2002.
  3. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 2001
  4. Мухаев Р. Т. Теория государства и права
  5. Р. А. Ромашов « Теория государства и права»
  6. Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М., Юрист, 2004.
  7. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М., Юрист, 2002.

Информация о работе Идея и практика разделения властей