Идеология белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 00:40, реферат

Краткое описание

Белорусское общество формировалось столетиями. Изменялись политические и социально-экономические условия, изменялись ценностные ориентации людей. Сегодня идет поиск идеологических ориентиров, соответствующих коренным интересам всех социальных групп общества. Взаимосвязь личных и групповых, коллективных и общественных интересов необходима для обеспечения устойчивого развития общества. Социально-экономический прогресс общества возможен на основе общечеловеческих отношений, идеалов и ценностей.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….........3
1. Идеология социальной гармонии белорусского общества………...4
2. Базисные целевые ценности общества: понятие, структура и основное содержание…………………………………………………………….8
3. Базисные ценности личности: понятие, структура и основное содержание……………………………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………………….13
Список литературы ……………………………………………………………..………..14

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

      Основными статьями распределения  бюджета  этого фонда являются пенсии (на их долю приходится 77 % в структуре расходов) и социальные пособия (15,6 %). Пенсионеры в стране составляют 25 % населения, и на их обеспечение государство расходует 9 % ВВП .

      В республике  пенсионерами являются более 2,6 млн. человек, что составляет около 26,3 % населения.

      Согласно  Вальтеру Керберу, социальная справедливость определяется четырьмя измерениями:

  • справедливости имущественного состояния (на чем настаивают консервативные силы в смысле традиционного социального порядка);
  • справедливости производительности в свободной конкурентной борьбе сил (на чем настаивают либералы);
  • справедливости шансов для до сих пор ущемленных (требование представителей рабочего движения, социал-демократов);
  • справедливости потребностей в том смысле, что все люди должны удовлетворять в целом свои основные потребности.
 

3. Базисные ценности  личности: понятие,  структура и основное  содержание 

      Базисные  целевые ценности общества и личности диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены. Перспективы развития белорусского общества и государства зависят от ценностных ориентаций всех социальных групп общества и их реализации в общественных отношениях. Важнейшими социальными институтами, формирующими ценностные ориентации граждан, являются семья, национальная система образования, молодежные организации, политические партии, референтные группы, средства массовой информации и др.

      Базисные  ценности личности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей, соотнесения их с окружающей средой обитания. В систему базисных ценностей личности могут входить:

    • мировоззренческие (гражданственность, гуманизм, патриотизм, коллективизм, социальная справедливость, веротерпимость);
    • смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
    • общественного признания (трудолюбие, профессионализация, социальный статус и т.д.);
    • универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация и т.д.);
    • межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, взаимопомощь, социальная опека, милосердие, правдивость, сострадание, щедрость, скромность);
    • демократические (свобода слова, совести, государственный суверенитет, уважение прав человека и законов государства и т.д.).

      Безусловно, данная классификация – условна. Говоря о системе ценностей, называя  их, мы не вкладываем в них конкретного, раз и навсегда определенного смысла. Более того, предполагается, что в рамках этих ценностей необходим диалог, поиск, отнюдь не завершаемый обязательным и полным согласием

      .В  структуре базисных ценностей  личности важное место занимает  мировоззрение. Мировоззрение – духовный остов личности, его регулятивный центр. Интегральным ядром мировоззрения являются такие ценности, как гуманизм, патриотизм, коллективизм.

      Гуманизм (лат. «humanus» – человечный) в основе содержит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию. Понятие «гуманизм» совпадает по своему значению с понятием «человечность», «человеколюбие».

      Патриотизм (греч. «patris» – родина, отечество) – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [32, c. 355]. Любовь к родине включает, прежде всего, заботу об интересах и исторических судьбах страны; гордость социальными и культурными достижениями; уважение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям; чувство ответственности перед обществом.

      Удивительно проницательно содержание этого  чувства передано С.Н. Булгаковым: «Родина есть священная тайна каждого человека, также как и его рождение. Нужно особое проникновение и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя в своей природной индивидуальности, уметь полюбить свое, род и родину, постигнуть в ней самого себя, узнать в ней свой образ божий». Если подходить к понятию «идеология», сердцевиной которой является понимание Родины, то идеологию можно рассматривать как своеобразный духовный генетический код: 1) ты сам – род – родина – образ божий и 2) земля – дом – край – страна – мир – град божий. В таком созвучии и духовный идеал ученого-гуманиста, нашего соотечественника Франциска Скорины: «Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знают ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведают гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобна боронять ульев своих, - тако ж и людям, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».

      Коллективизм (лат. «collectivus», от «colligere» – собирать вместе) – форма социальных взаимосвязей, выражающих отношения сотрудничества, солидарности, взаимопомощи людей.

      Универсальными  ценностями нравственного сознания, которые пронизывают всю историю развития человечества, все народы и типы культур, хотя и модифицировались в различные исторические эпохи, являются понятие добра и связанные с ним понятия смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Они – суть, основание в самой природе человека и общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Идеология в широком смысле слова представляет собой систему политических, экономических  и социальных ценностей и идей, которые служат основанием для разработки различных программ развития общества. Идеология белорусского общества должна быть конструктивной, прогнозируемой и предсказуемой, должна формироваться на основе плюрализма мнений, впитывать в себя все лучшее, что создается обществом, интеллектом и душой каждого гражданина, отражая те общие взгляды, идеалы и ценности, которые соответствуют интересам и потребностям абсолютного большинства населения страны. В то же время идеология нашего государства может быть сформирована при условии объективного и системного подходов к изучению различных процессов и явлений общественной жизни. Гражданские компетенции, информированность, образованность, интеллектуальный и нравственный потенциал каждого гражданина являются важнейшими предпосылками для становления правового государства и гражданского общества. Задача формирования идеологии белорусского государства довольно сложная, но реальная, ибо в формирующемся гражданском обществе нашей страны создаются необходимые условия для адекватного отражения в практической деятельности волеизъявления народа органами государственного и местного управления.

 

Список  литературы

  1. Концептуальные основы идеологии белорусского государства. Проект. / Авт.              В.А Гребень, М.А. Ермолицкий, Е.П. Сапелкин (рук. проекта). – Мн.: Технопринт, 2003.
  2. Майхрович А.С. Идеология. Сущность, назначение, возможности. - Мн., 2001.
  3. Мельник В.А. Белорусская идея и национальная государственность. - Мн.: БАПН, 2003.
  4. Мельник В.А. Государственная идеология. Концептуальные основы. 2-е изд., исправл. и доп. - Мн.: Тесей, 2003.
  5. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Мн., 1997.
  6. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. - Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2003.
  7. Программа учебного курса «Основы идеологии белорусского государства» для студентов вузов Республики Беларусь. Авт.: В.А. Гребень, М.А. Ермолицкий, Е.П. Сапелкин (руководитель проекта). – Мн.: Технопринт, 2003.
  8. Слука А. Г. Нацыянальная ідэя. Сістэмны аналіз праблемы. - Мн., 2001.
  9. Шинкарев В.В., Вартанова Л.В. Идеология государственности и общественного развития Республики Беларусь. – Мн., 2003.
  10. Яскевич Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты: Учебно­методическое пособие для преподавателей, студентов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации. - Мн.: РИВШ БГУ, 2003.

Информация о работе Идеология белорусского государства