Государство и принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Данная работа создана с целью попытки раскрытия понятий государства и принуждения, их взаимосвязи, выявления причин допустимости принуждения исключительно государством.
Поставленная цель достигается с помощью следующих задач:
1.Рассмотрение истории зарождения принуждения.
2.Изучить понятие и сущность принуждения.
3.Выявить виды принуждения, применяемые в Российской Федерации.
4.Охарактеризовать принуждение и ответственность.

Оглавление

1.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3-5
2.ОБЩИН ПОЛОЖЕНИЯ
2.1 Общество и государство,зарождение принуждения……………….6-9
2.2 Назначение и содержание государственного принуждения
………………………………………………………………………………...9-13
2.3 Виды государственного принуждения……………………………. ..13-14
3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРИНУЖДЕНИЕ
3.1 Юридическая ответственность как вид государствен-
ного принуждения………………………………………………………15-19
3.2 Принуждение как средство достижения цели юридической
ответственности…………….....................................................................19-28
3.3 Личность и принуждение.Принципы и функции юридической
Ответственности………………………………………………………...28-32
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33-34
5.ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………….35
6.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………36-37
7.ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………….38
8.ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

Государство и принуждение.docx

— 83.37 Кб (Скачать)

      Понятие "позитивной правовой ответственности", по мнению О.Э.Лейста, в определенной степени применительно лишь к сфере публичного права, где оно используется для обозначения компетентности государственных органов или должностных лиц либо для определения их соподчиненности. Следует отметить также, что в современном законодательстве Российской Федерации - в частности, в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. - понятие юридической ответственности трактуется именно как ретроспективная. Так, ст.54 Конституции провозглашает, что "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", а также что "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением" и т.п.

      Государство, государственные органы не могут  благодушно взирать на все случаи нарушения установленной ими  законности, попытки отдельных лиц  подменить общеобязательные нормы  права своим “правом” и удовлетворять  свои потребности за счет нарушения  прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность, осознание неизбежности, неотвратимости ее наступления.

      Как самостоятельный и необходимый  элемент механизма правового  регулирования юридическая ответственность  характеризуется тремя специфическими признаками:

      - представляет собой вид государственного  принуждения; 

      - единственным основанием применения  ответственности выступает правонарушение;

      - выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему  правонарушение.

      Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приводится в  действие санкция нарушенной нормы  права. Негативные последствия нарушения  нормы права не возникают само собой, автоматически. Перевод санкции  из сферы долженствования в сферу  практической деятельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Так, лицу, совершившему административное или гражданское правонарушение, дается возможность добровольно  исполнить меру государственного принуждения  – заплатить штраф, возместить ущерб  кредитору, исполнить надлежащим образом  обязательства по договору. Однако, если такие действия не будут совершены к определенному сроку, то принудительные меры будут проведены судебным исполнителем, или иным органом. Уголовное наказание чаще всего осуществляется мерами государственного принуждения с момента вступления в законную силу приговора суда.

      Юридическая ответственность является государственным  принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью. В  механизме правового регулирования  властно-организованная сила государства  проявляется по самому широкому кругу  отношений в целях подавления отрицательных волевых устремлений  отдельных лиц, обеспечения потребностей общества, государства или населения  в материальных благах при наличии  экстремальных ситуаций и по другим основаниям, предусмотренным действующим  законодательством.

      В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией юридической  ответственности, можно назвать  следующие:

      1. реквизицию имущества, изымаемого у собственников по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;
      2. меры, проводимые в профилактических, предупредительных целях (проверка документов у водителей транспортных средств, надзор за состоянием противопожарной безопасности на предприятиях, в организациях и учреждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий);
      3. принудительные меры применяемые в целях пресечения противоправных деяний и их вредных последствий (административное задержание правонарушителя, принудительные меры медицинского характера, назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии невменяемости; истребование собственником имущества у добросовестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).

      Основное  отличие юридической ответственности  от иных форм государственного принуждения  состоит в том, что она применяется  за совершенное правонарушение. Ответственность  носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию  государства на прошлое и только противоправное виновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профилактического  характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства  на правонарушителей и поэтому справедливо  не рассматриваются как вид юридической  ответственности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юридической  ответственности меры принудительного  медицинского характера, применяемые  к неделиктоспособным лицам, страдающим психическим расстройством. Ибо это противоречило бы основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к ответственности, уголовное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответственность в общем порядке.

      Применение  ответственности всегда характеризуется  отрицательными последствиями для  правонарушителя. Такие последствия  могут быть психологическими, имущественными или организационно-правовыми.

      Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя. Отрицательная  оценка выражается в признании его  виновным в совершении противоправного  деяния и определении ему конкретной меры ответственности, которая в  ряде случаев может ограничиваться мерами психологического порядка —  предупреждением, объявлением замечания  или выговора. Негативные последствия  выражаются в переживаниях правонарушителем данных мер и самого факта привлечения  к юридической ответственности. В то же время его имущественные  и иные права остаются неизменными, такими, как они сложились до принятия решения о применении ответственности.

      Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут  выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного  имущества. Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и  свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.

      Суть  юридической ответственности как  лишения, ограничения прав и интересов  правонарушителей состоит в их штрафном характере. Лицо не имело бы этих последствий, если бы его действия были правомерны. Благодаря применению юридической  ответственности правонарушитель  не только ничего не приобретает, а, наоборот, утрачивает большие ценности по сравнению с благом, приобретенным незаконным путем.  

      3.3 Личность и принуждение. Принципы и функции юридической ответственности

      Лишения штрафного, карательного порядка, которые  вынужден претерпевать правонарушитель, применяются к нему в целях  его перевоспитания, развития в его  сознании установок на правомерное  поведение неукоснительное следование действующим нормам права. И, как  показывает практика борьбы с правонарушениями и преступлениями, юридическая ответственность  по-прежнему остается наиболее эффективным  средством воздействия на правонарушителей. Наряду с этим, наказание в виде лишения свободы, являясь самым  жестким видом наказаний применяемых  в настоящее время, должно назначаться  с глубоким изучением личности правонарушителя  и исключительно в ситуации, когда  вина в совершении преступления доказана. Недопустимо применение «штампов».

      Ответственность, наказание должно применяться исключительно  на законных основаниях. В этом заключается  принцип его неотвратимости, неизбежности его наступления. В противном  случае, если произошла ошибка, вместо исправления, перевоспитания «осужденного преступника», мы получим деформацию правового сознания в виде протестной модели поведения, озлобленности, обиды. Поставленная цель принесет обратный эффект – из законопуслушного гражданина мы, скорее всего, получим асоциально настроенного типа. Соотношение оправдательных решений суда в странах Европейского сообщества составляет 30%. Для сравнения приведу данные по России – чуть менее 0,34%. Именно необычайная вредность судебных ошибок требует неукоснительного соблюдения законности, воплощения в реальность ее принципа, как гаранта силы государства. Пусть лучше десять преступников останутся на свободе, чем один невиновный окажется в тюрьме. 6

      Я сам являюсь жертвой судебной ошибки и поэтому могу так смело  говорить об этом. Это мой опыт правоотношений с государством в лице определенного ряда его служащих. Исполнение наказания неизбежно до тех пор, пока по данному делу не будут отменены существующие судебные решения, и оно исполняется, но вся моя сущность жаждет одного – справедливого возмездия за совершенное против меня преступление. Научный подход к данной ситуации с моей стороны – это одна точка моего зрения, а личностное отношение – координально противоположная. 18 лет лишения свободы, 7 из которых реально отбыто, активное сопротивление властей раскрытию и расследованию их преступления (фальсификация, модификация документов и т.д.) – это слишком грубая ошибка, которую нельзя простить. Гарантий тому, что когда-нибудь наконец на состав доказательств посмотрят честно, с позиции буквы закона, а не сквозь пальцы – нет никаких. Моему представителю назначают суммы, которые «заинтересуют» чиновников, однако я не в состоянии найти такие деньги для того, чтобы оплатить процесс материализации справедливости. Мое правовое сознание, естественно, всвязи с этим, деформировано.

      Юридическая ответственность применяется в  рамках специального правоохранительного  отношения которое возникает между компетентным органом государства и правонарушителем. Это отношение носит властно-распорядительный характер. Органы государства правомочны принимать обязательные для правонарушителя предварительные решения:

      -являться  по их вызову, участвовать в  мероприятиях, проводимых в процессе  сбора доказательств совершенного  правонарушения, надлежащим образом  исполнить примененную санкцию. 

      Таким образом, юридическая ответственность  — это психологические, имущественные  и иные лишения, которые по решению  компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

      Среди принципов юридической ответственности  следует выделить: принцип законности (ответственность применяется только за совершенное деликтоспособным лицом виновное противоправное деяние), принцип ответственности (ответственность наступает лишь за противоправное деяние), принцип справедливости, принцип презумпции невиновности, принцип неотвратимости (ни одно преступление не должно остаться безнаказанным), принципы целесообразности, соразмерности и гуманизма, принцип состязательности процесса и права на защиту лица, привлеченного к ответственности. Без соблюдения этих принципов юридическая ответственность не наступает.

      Юридическая ответственность в механизме  правового регулирования реализует 3 функции: правовосстановительную, частнопревентивную и общепревентивную.

      Правовосстановительная функция юридической ответственности сконцентрирована на восстановлении нарушенного ранее права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. Законодательство допускает также замену реального исполнения обязательства денежной и иной компенсацией. Исполнив взыскание или наказание, правонарушитель должен к тому же привести в исполнение и возложенные на него обязанности.7

      Компенсировать  вред, нанесенный неправомерными действиями, также обязано и государство, и его органы. Чаще всего государство  возмещает вред, который оно причинило  гражданам незаконным содержанием  под стражей, незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной  ответственности и др. Хотя в принципе, система (государство), заявляющая претензии  на непогрешимость и абсолютную правильность такого права не имеет.

      Когда определяют способы исполнения обязательств правонарушителем, то прежде всего учитывают возможность наиболее полного удовлетворения интересов управомоченных лиц в максимально короткие сроки и надлежащим образом и права этих управомоченных лиц. Так или иначе, но положение правонарушителя не должно улучшаться вследствие несоответствующего или несвоевременного исполнения каких-либо своих обязательств. Однако только некоторый вред, причиненный правонарушениями, можно покрыть или компенсировать. И, несмотря на это, правовосстановительная функция дополняет действие других функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.

Информация о работе Государство и принуждение