Государство и правовой статус личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Интерес к проблемам, возникающим между государством и личностью, обществом и государством, с одной стороны, правом и личностью – с другой, свидетельствует об их актуальности. Сама природа данных институтов обусловливает взаимосвязи, взаимодополнение и взаимопроникновение права со всем комплексом его регулятивных свойств в формирующуюся модель отношений, складывающихся между государством и личностью, основанную на соединении в этом процессе принципов индивидуализма и общности (коллективизма), свобода и необходимости, активности и ответственности за свои действия.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………2

Глава I. Государство и правовой статус личности…………………………….4

Глава II. Система прав и свобод личности……………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Государство и личность.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

      При этом грань, проводимая  между этими группами прав  и свобод, достаточно условна,  поскольку все они характеризуют  единую, целостную систему общественных отношений. А многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.

      Политические права и свободы  личности – это возможности  человека в государственной и  общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободы, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям; право на участие во всенародных обсуждениях, голосованиях (референдумах) и другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение (свобода ассоциаций), означает возможность свободного создания политических и иных организаций, добровольность вступления и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном процессе судебными органами.

      Личные права и свободы –  это возможности человека, ограждающие  от незаконного и нежелательного  вмешательства в его личную  жизнь и внутренний мир, призванные  обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

      Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются  личными. Тем не менее в узком  смысле слова под личными правами   понимается  лишь часть прав, непосредственно  защищающих личную жизнь и  свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение; защита чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства, и другие. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении человека, в реализации презумпции невиновности. Презумпция невиновности означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы.

      Социально-экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределение материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие. Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируется: ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе.  

      Культурные права и свободы  – это возможности человека  пользоваться духовными, культурными  благами и достижениями, принимать  участие  в их создании в  соответствии со своими склонностями  и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

      Аналогично различению общего  и специального правового статуса  различают также общие и специальные права личности. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права – избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и другие. В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права – это особенные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, права пенсионеров, права депутатов, права молодежи и т.д. В свою очередь специальные права могут быть в зависимости от степени их конкретизации. Например, можно выделить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т.д.

      Простейшей классификацией является  подразделение всех прав и  свобод на конституционные или  основные, т.е. установленные и  гарантируемые Основным законом страны, и на права и свободы, предусмотренные текущим законодательством.

      Практический опыт показывает, что  существуют единство и взаимосвязь  всех видов прав и свобод. В  этом смысле иерархическое построение  прав и свобод, подчеркивание  приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических  и личных прав  и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые докуцменты по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.

Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав человека.

      Значительным прогрессом в развитии  мирового сообщества в ХХ в.  Явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу.

      В 1945 г. был принят Устав ООН, провозгласивший в качестве одной из целей этой организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной сфере, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам всех людей без исключения. Этот документ явился политическим и юридическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человека. Другим важным документом явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Декларация определила минимальный объем прав и свобод, которым должен обладать любой человек в политической, экономической, социальной и культурной сферах общественной жизни, дав перечень конкретных прав. Создатели Декларации провозгласили некий общечеловеческий минимум прав и свобод исходя из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее, ее практическое значение очень велико. Именно на ее основе и в развитии ее положений в последующем были приняты юридически обязательные международные документы по правам человека. Самыми значительными из них являются Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба Пакта приняты в 1966 г. и вступили в силу, в том числе для СССР и России, в 1976 г. В настоящее время действуют и многие другие международные соглашения по правам человека.

      Для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм , содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и, прежде всего, требуется проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной, а соответствующее государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод, должно оцениваться государствами-участниками соглашения как уклоняющееся от взятых на себя обязательств.

      Международное сотрудничество в  области прав человека не сводится  только к выработке и принятию соответствующих документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашения. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих целях созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования международно-правовых принципов и норм по правам человека продолжается и сейчас. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Все сказанное выше не означает  того, что права личности (или  некоторые из этих прав) непосредственно  производны исключительно от  международного сотрудничества  и международного права. Действительные права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в свете решения проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системы в целом, поскольку всегда опосредованно, с одной стороны – суверенной волей государства, а с другой – его социально – экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.

      В то же время в современном  мире резко возросли взаимосвязь и взаимозависимость суверенных государств друг от друга, отдельного государства от всего мирового сообщества в целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во все большей степени под действием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под действием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества.

Список  литературы:

1. Теория государства и права. Учебник. Издание 3-е, расширенное и дополненное. Под ред. М.Н. Марченко. М.:ИК Д «Зерцало-М», 2002. – 624 с.

2. Затонский  В.А. Государство и личность  в системе государственности:  К вопросу о содержании базовых  категорий теории государства  и права // Государство и право.  – 2007. - №10. – С. 5-12

3. Затонский  В.А. Гражданское общество и  государство: Противостояние или  партнерство? // Конституционное и  муниципальное право. – 2007. - №16. – С. 10-13

4. Кузьмина  Е.А. Взаимная ответственность  личности и государства как  предпосылка и условие эффективности закона // Правовая политика и правовая жизнь. – 2007. - №4. – С. 223-224

5. Луковская  Д.И. Личность и право в истории  правовой мысли // История государства  и права. – 2007. - №11. – С. 36-38

6. Орлова  О.В. Право и личность в гражданском обществе // Право и государство. – 2007. - №3. – С. 31-38

7. Попова  А.В. Проблема соотношения личности  и государства // Право и государство.  – 2008. - №2. – С. 103-110

8. Рыбаков  О.Ю. Личность и власть: Проблема  юридического и социального значения  Конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2004. - №5.- С. 18-22

9. Сереброва  С.О. Основы правового статуса  личности в европейской правовой  системе // Право и государство.  – 2008.- №2. – С. 84-86

10. Симаков  К.А. Личность, гражданское общество, правовое государство // Гражданин и право. – 2007. - №4. – С. 93-96

11. Татаринов  А.А. О некоторых проблемах  соблюдения прав человека в  наемном труде // Право и государство.  – 2008. - №2. – С. 38-40

12. Чиркин  В.Е. Государство и индивид  // Гражданин и право. – 2006. - №12. – С. 3-11

  
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Государство и правовой статус личности