Государство и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Право играет едва ли не главную роль в жизни общества, связавшего свою жизнь с государством. Несомненно, что появление права как регулятора общественных отношений было вызвано потребностью времени. Для наилучшего понимания такого феномена общественных отношений необходимо исследовать его источники, именно эту тему я выбрала для написания своей курсовой работы. Она мне показалась интересной, актуальной и неоднозначной.
Вопрос исследования понятия «источник права» является достаточно проблемным для всей юридической науки, что выражается в многочисленных спорах и дискуссиях о сущности понятия «источник права», его взаимосвязи с другими категориями государства и права и его роли в осмыслении самого понятия «право».
При написании курсовой работы была поставлена цель рассмотреть и упорядочить накопленный правовой мыслью опыт в данной сфере, систематизировать научный массив.
Для удобства изучения темы в определённых местах курсовой работы внимание акцентировалось на российской правовой действительности, её правовой базе, имеющей многовековую историю и неопределённые перспективы развития в период становления новых общественных отношений, и экстраординарной активности протекания метаморфозных преобразований в праве. Но и мировая обстановка в проекции исторической прямой не была забыта. Вопросу изучения источников права посвящена обширная научная литература, как в России, СССР, так и за рубежом. Следует отметить существенный интерес ученых к этой теме в своих исследованиях, что свидетельствует о научной актуальности данной проблемы. Однако отсутствие современной общетеоретической проработки не способствовало уяснению вопроса. В своей работе я основывалась на научных статьях периодических изданий, что обусловливается наилучшим динамизмом отражения стремительно меняющихся общественных отношений, актуальностью вопросов, рассматриваемых авторами публикаций, и адекватностью их трудов окружающей действительности.

Файлы: 1 файл

курсовая государство и право правленная.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

      Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом (в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия.

      Подзаконный акт – это официальный нормативно-правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы и регулирует свой круг общественных отношений.

      Подзаконные акты по отношению к законам имеют  вспомогательный характер и призваны создавать благоприятные правовые условия для всесторонней и полной реализации предписаний и требований соответствующих законов. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

      По  объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на акты общего действия, распространяющиеся только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся только на данной территории, и акты исключительного (чрезвычайного) действия, регулятивные возможности которых реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (военных действий, стихийных бедствий).

      По  основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

      По  содержанию нормативно-правовые акты классифицируются в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Наряду с отраслевыми нормативными актами (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Примером таких комплексных нормативно-правовых актов является хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство.

      Законы  в Российской Федерации принимаются  высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые считаются подзаконными и не могут противоречить закону.

      В Российской Федерации действуют  следующие виды законов:

      1. Конституция РФ – основополагающий, фундаментальный правовой акт  высшей юридической силы, который  закрепляет конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления страны и т.д.

      2. Федеральные конституционные законы  – законы, предусмотренные Конституцией  и органически с ней связанные  (например, законы о судебной системе). В Конституции РФ 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128).

      3.Федеральные  законы – текущие, регулирующие  различные стороны государственной и общественной жизни. Такие законы носят временный характер. Обыкновенные законы делятся, в свою очередь, на кодификационные и текущие.

      Кодифицированные  федеральные законы - это акты кодификации  законодательства на федеральном уровне. Как известно, кодификация как одна из форм систематизации законодательства направлена на то, чтобы в процессе правотворчества в системной взаимосвязи упорядочить действующий правовой массив и установить принципиально новые правовые нормы, отражающие назревшие либо прогнозируемые потребности общественной жизни или иным образом повышающие правовое качество юридического регулирования. Отличительной чертой кодифицированных законов является согласованное и взаимообусловленное сочетание норм общеправового регулирования (нормы-цели, нормы-дефиниции, нормы-принципы и т.д.) и норм конкретного правового регулирования, позволяющее определять такие законы в качестве нормативной основы отрасли (подотрасли, отраслевого института) законодательства либо комплексного массива законодательства. Чаще всего в федеральной законотворческой практике используется такая форма кодификации, как кодексы .6

      Кодекс  – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс).

      Законы  субъектов Федерации – нормативно-правовые акты, издаваемые представительными органами конкретных субъектов РФ и действующие на территории данного субъекта.

      В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные, действующие на территории всей Федерации и законы субъектов Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

      Еще одним видом нормативно-правовых актов Российской Федерации 

являются  указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу Президент  РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы. Это определено Конституцией. Распоряжения Президента обычно издаются по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут носить нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ 1993 года.

      Нормативно-правовые акты, такие как постановления  и распоряжения, издает и Правительство  Российской Федерации. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера, имеют общий характер и содержат нормы права. Примером может служить постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года " Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа ".

6. Международный договор  в системе источников  права.

      6.1. Понятие Международного договора.

      В соответствии с п. 1.5. Венской  конвенции  1969 года и п.1.6. Венской конвенции 1986 года под международным договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования, которое может носить разные названия.

      В международно-правовом смысле договорами выступают только  соглашения между субъектами международного права, поэтому к ним не относятся соглашения, заключаемые международными транснациональными компаниями с какими-либо государствами.

      В свою очередь большинство юристов определяют международный договор как соглашение. «Термин «договор», - писал американец Д. Филд в своем  проекте Кодекса международного права, - означает письменное соглашение  между двумя или более нациями для установления или отмены акта, создающего, прекращающего или другим образом затрагивающего международное право или отношение»7.

      Данным  определениям соответствует предусматриваемое в ст. 2 Федерального закона от 15 июля  1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской  Федерации»  определение международного договора.

      В данном определении указывается  юридическая  сущность  международного договора, которую cоставляет соглашение, являющееся результатом согласования государственных воль договаривающихся сторон.

      Объектом  международного договора является все то, по поводу чего государства заключают договор, то есть вступают в договорные отношения.

В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные блага, действия и воздержание от действий. Международное право не содержит каких-либо ограничений относительно выбора объекта  для  международных  договоров.

      Любой объект международного права может  быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

      Государства сами определяют, что должно быть  объектом  международного договора.   Как  следует  из  международной  практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние  дела государства, может стать объектом международного  договора.  В то же время государства воздерживаются от того, чтобы объектом международного договора становились вопросы, составляющие исключительно внутреннюю компетенцию государства.

      Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся осуществить или достигнуть путем заключения договора. Объект определяется в названии либо в контексте договора, а цель - в преамбуле либо в первых статьях договора.

      В соответствии со ст. 6 Венской конвенции  о праве международных договоров  от 23 мая 1969 года каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры.

      6.2. Классификация международных договоров.

      Международные договоры могут классифицироваться по кругу участников. По этому основанию они подразделяются на двусторонние и многосторонние. В свою очередь, многосторонние договоры подразделяются на договоры универсальные (общие) и договоры с ограниченным числом участников. К универсальным договорам относятся договоры, в которых участвуют или могут участвовать все субъекты международного права. Иными словами, объект таких договоров представляет интерес для всех субъектов международного права. Договоры с ограниченным числом участников, которые называются региональными или партикулярными, это такие договоры, число участников которых ограничено.

      Также договоры могут классифицироваться и по объекту  регулирования на договоры по политическим, экономическим, правовым вопросам, по вопросам транспорта, связи и т.д.

      Договоры  могут быть закрытыми либо открытыми. К закрытым договорам относятся, как правило, уставы организаций, двусторонние  договоры. Участие в таких договорах для третьих государств предполагает согласие   их участников. В открытых договорах может участвовать любое государство, и такое участие не зависит от согласия сторон договора. Открытым договором является, например, Венская конвенция о праве договоров между  государствами и международными организациями 1986 года.

      Федеральный закон от 15 июля  1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает классификацию договоров на межгосударственные, заключаемые от имени России, межправительственные, заключаемые от имени  Правительства  РФ, и  межведомственные, заключаемые ведомствами России в пределах своих полномочий. Несмотря на такую классификацию, все эти договоры являются договорами России и, независимо от того, какой государственный орган заключил договор, он создает права и налагает обязанности на Россию в целом.

      6.3. Форма международных договоров.

      Форма международных договоров бывает письменной и устной. Договоры могут иметь самые различные наименования (например: конвенция, коммюнике, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол, акт и т.д.) либо быть без названия. Тексты многостороннего договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

      В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы.

      Венская конвенция о праве договоров 1969 года определила три стадии заключения договоров (ст. 9-11): принятие текста договора, установление аутентичности текста договора и выражение согласия  договаривающихся сторон на обязательность договора.

      7. Иные источники  права и их характеристика.

      Наряду  с основными источниками права существуют такие как правовые доктрины, религиозные тексты, а также специфические источники права в виде правосознания судьи, суждения вождей, трудов мыслителей. Дадим краткие характеристики, по-моему, мнению наиболее интересным из них.

Информация о работе Государство и право