Государство и право Грузии эпохи средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:46, реферат

Краткое описание

Грузинский народ — один из древнейших народов. Его племена издревле населяли западные и центральные районы Закавказья. Грузинское государство существовало уже в последние столетия до нашей эры. Окруженная многочисленными и сильными врагами, Грузия в течение многих столетий упорно боролась за свою независимость, и не раз полчища завоевателей терпели поражение на грузинской земле.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 3

ГРУЗИНСКОЕ ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО …………………… 4
Положение крестьян и классовая борьба в Грузии в средние
века ….………………………………............................................... 6

Формы классовой борьбы крепостных
крестьян…………………………………………………………….. 10

Социальные отношения и классовая борьба в городах ……….11
1.4 Господствующий класс ………………………………………….13

ГРУЗИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНИЕ
ВЕКА ..………………………………………………………………..15

2.1 Государства на территории средневековой Грузии ……..……15

2.2 Грузинское право в эпоху средневековья ………………..…....17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………..20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………..…...22

Файлы: 1 файл

грузия 2.docx

— 47.82 Кб (Скачать)

    1.2  Формы классовой борьбы крепостных крестьян

     Своеволие  феодалов и их челяди вынуждало  крестьянина бороться против  них различными средствами. Одной  из форм классовой борьбы была  подача крестьянами царю жалобы  на своеволие господина. Такое  выступление называлось «деоба»  («тяжба»). Феодальное право и  царь защищали интересы класса феодалов, и поэтому «деоба» большей частью решалась не в пользу крестьян. Крестьяне покидали свои земли, становились хизанами или боганами. Уход от помещика являлся самой распространенной формой классовой борьбы в Грузии XV — XVII вв. На обострение этой борьбы указывает, в частности, множество покинутых в то время поместий и обезлюдевших сел как в Восточной, так и в Западной Грузии.

     Из  Картли крестьяне бежали в  Кахети, из Имеретинского царства  — в Восточную Грузию, из Мегрелии  — в Абхазию, Имерети и другие  земли.

Часть беглых крестьян составляла разбойничьи шайки, которые  не только защищались от несправедливого  господина, но и сами нападали на его  усадьбу, грабили и жгли господское имущество, а самого помещика убивали. Разбойничьи шайки беглых крестьян составляли иногда внушительную силу и наносили значительный ущерб светским и церковным феодалам.

     Еще  более распространенной формой  классовой борьбы был отказ  от выплаты оброка и выполнения  барщины. Когда подобный протест  приоб-ретал массовый характер и перерастал в восстание, власти водворяли поря-док при помощи вооруженной силы.

     В  борьбе с непокорными крестьянами  феодалы прибегали к самым  различным мерам. Беглого крестьянина,  если он не скрывался надолго  и надежно, господин возвращал  назад. Феодальное право, стоявшее  на страже интересов землевладельца, позволяло ему на протяжении  тридцати лет разыскивать и  возвращать своего крепостного  или же продавать его помещику, на земле которого укрылся  крестьянин. Возвращение беглецов, продажа их своему господину  были мерами против бегства  крестьян. Положение крестьянина  в обоих случаях ухудшалось. Однако, помещики, недовольствуясь этим, обращались  к самой дикой форме классовой  борьбы, т. н. пленнопродавству. Это  значит, что практиковалась продажа  полоненных и похищенных крепостных  крестьян за границу. Особенно  стремилась приобрести их Турция, где из пленных формировали отряды янычаров или использовали для службы в гаремах, на кораблях и т. д.  

1.3 Социальные отношения  и классовая борьба  в городах 

     Основное  население городов состояло из  ремесленников, купцов и лавочников. Большая часть их была крепостными.  Крепостных ремеслен-ников и купцов имели царь, церковь, тавады и даже азнауры. Население города, так же, как крестьянство, принадлежало к различным категориям. К низшей категории принадлежали так называемые, «городские нищие» или бродяги; это были люди, которые кормились нищенством и, перепадавшей им время от времени, поденной работой. Незначительная часть городского населения представляла свободных ремесленников и купцов, имевших свою привилегированную верхушку.

     В  Тбилиси представителями этого  слоя были «мокалакэ» (горожане), а в других городах — так  называемые «царские купцы». На  рубеже XVI — XVII вв. звание «мокалакэ»  и «царского купца» стало особой  привилегией богатой верхушки  городского населения. Мокалаки  и царские купцы по своему  имущественному положению заметно  отличались от крепостных купцов  и ремесленников. Они владели  значительным капиталом, лавками,  караван-сараями, пахотными землями,  даже крепостными, в том числе  и ремесленни-ками. Царская власть  со своей стороны давала таким  мокалакам и купцам определенные  преимущества, защищала их права  и интересы. На городское население,  как свободное, так и крепостное, возлагались разнообразные повинности  в пользу царя или иного  владетеля. Крепостной ремесленник  или торговец выплачивал господскую  бегару из своих доходов. Кроме  того, господин присваивал и непосредственно  труд мастера.

     Антифеодальная  борьба в грузинских городах  приняла в XVI — XVII вв. довольно  острый характер; в основном она  вылилась в те же формы, что  и борьба крепостных в деревне; только выступления городского населения были сравнительно более сплоченными. Например, жители города Гори в конце XVII в. выступили против городского моурава. Единодушное выступ-ление горийцев вынудило Ираклия I отменить старые уложения, которыми руководствовался горийский моурав, и дать городу новый, более выгодный для населения статут. Однако такое мирное решение вопроса было явлением весьма редким, и потому страдавшее от социального гнета городское население, в том числе царские купцы и мокалаки нередко бежали из городов в чужие края.

     Классовая  борьба вспыхивала иногда на  почве религиозных столкновений. Так, например, восстание тбилисских  купцов и лавочников в 1698 г., направленное против агентов  европейского торгового капитала  католичес-ких миссионеров и их защитников, представителей грузинской феодальной аристократии, вылилось в выступление против католицизма вообще. Главарями этого восстания были представители грузинского и армянского духовенства, а также несколько влиятельных горожан. Основные силы восставших состояли из тбилисских купцов и лавочников, которые по условному сигналу закрыли свои лавки и, вооруженные дубинами, камнями и топорами, напали на дома патеров и католические церкви. Классовая борьба в городах Грузии носила иной раз, и характер национальной розни. Такую окраску классовый антагонизм получал вследствие того, что городское ремесленники и купеческое население от крепостных до мокалаков в основном составляли представители других национальностей, в частности - армяне. Классовая борьба протекала и внутри самого городского населения. Низшему, основному слою городского населения приходилось бороться не только против насилия феодалов, но и против собственных сограждан - крупных купцов и лавочников. Экономическая и социальная пестрота, существование различных категорий крестьян - царских, церковных и частнопомещичьих,- все это мешало городам выступать объединенными силами против крепостной зависимости и добиться введения городского самоуправления.  

    1.   Господствующий класс
 

     В  Грузии XV-XVII вв. по существу были две основные формы феодального землевладения: частногосподская и общевладельческая-сатавадо.

     Частногосподская  собственность была сравнительно  прогрессивной формой собственности,  она, в противоположность общевладельческой  собственности, поощряла помещика  к ведению интенсивного хозяйства.  Общевладельческая-сатавадо была  «фамильная» (сахасо) и «удельная» (сауплисцуло). Удельные земли не  принадлежали лично ни таваду, ни членам его дома, и поэтому  никто из них не был особенно  заинтересован вести на них  интенсивное хозяйство. 

     Общевладельческая  собственность, так же, как и  частногосподская, по существу, состояла  из двух частей. Одна часть  земли была поделена между  крепостными крестьянами, другой  частью непосредственно владели  помещики. Собственные владения  помещиков состояли из лучших  «господских пашен» и «обширных  виноградников». На господских пашнях  и на виноградниках трудились  крестьяне, отрабатывавшие барщину.  Другая

же часть земель была непосредственно распределена между податными крестьянами. Богатство  и силу феодала определяли размеры  земельных владений и число крепостных.

     Большинство  помещиков располагало рабочей  силой, обеспечивавшей отработку  барщины. Но встречались феодалы,  имевшие по одному—по два дыма  крепостных крестьян, а то и  вообще не имевшие таковых.  Им приходилось обрабатывать  свои земли с помощью наемных  работников. 

     Привилегированное  сословие крупных феодалов в Грузии XV-XVII вв. составляли тавады. К XV в. тавады заметно выделились из класса азнауров и представляли фактически отдельное сословие. В XVI в. этот процесс углубился, власть тавадов еще более укрепилась. Тавадом назывался старший в роду правитель «сатавадо», или «дома» (сеньории). Первейшими среди тавадов были так называемые «дидебулы тавады», которые не только владели многочисленными крепостными и поместьями, но и занимали также важные должности при царском дворе. После них шли «средние тавады» - сыновья крупных тавадов и старшие в роду главари сравнительно мелких феодальных домов. Наконец, третью категорию составляли «низшие тавады». К господствующему классу принадлежали и азнауры. Они делились на царских, церковных и тавадских азнауров. Конечно, больше всего азнауров имели цари. Однако, много их было и у тавадов. Тавадские азнауры делились на «фамильных», «удельных» и «частногосподских». Кроме того, среди азнауров наблюдалось и резкое имущественное неравенство: одни владели более чем сотней крепостных, в то время как другие не имели ни одного. В соответствии с этим различались три основные категории: крупные азнауры, средние азнауры и мелкие азнауры. Азнауры составляли свиту патрона. Вместе с тем они занимали различные должности при дворе своих владетелей. Азнауры, как обладатели крестьян и поместий, принадлежали к классу эксплуататоров, презрительно относились к мсахурам и крепостным.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. ГРУЗИНСКОЕ  ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СРЕДНИЕ ВЕКА
 
    1. Государства на территории средневековой  Грузии
 

     В  процессе борьбы против Арабского  халифата в конце VIII и в начале IX в. в Восточной Грузии формируются  самостоятельные политические образо-вания (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети), а в результате борьбы против визан-тийцев происходит объединение Эгрисского и Абхазского царств, создается крупное политическое объединение - Эгрисско-Абхазское государство.

     С  Х в. после изгнания из страны  иностранных поработителей начинается  политическое объединение грузинских  царств в одно централизованное  государство. Основателем сильной  централизованной монархии является  царь Давид Строитель (1089 - 1125). Объединенное феодальное грузинское государство наивысшего своего развития достигло в царствование Георгия III и его дочери Тамары.

     Переход  к феодализму опирался на развитие  новых производительных сил. Новые  производственные отношения определяли  и новую классовую структуру.  В Грузии, как и во всех феодальных  государствах, складывалась сложная  сословная структура. Господствующий  класс подразделялся на целую  серию сословных групп в зависимости  от положения того или иного  феодала. Эксплуатируемые классы  тоже были неоднородны. Существовали  и промежуточные социальные группы.

     В  IV - V вв. не исчезло еще и рабство. Города Грузии находились под властью царей или самоуправлялись. Цари поощряли городское население, которое объединялось в корпорации купцов и ремесленников.

     Грузинские  государства возглавлялись царями, выполнявшими законо-дательные, административные и судебные функции. Они стояли во главе военной организации. В пору господства иноземных захватчиков царская власть теряла силу. Однако при восстановлении независимости Грузии во главе государства вновь становился царь, традиции монархизма были сильны и в господствующем классе, и в народе.

     В  XI - XII вв. отдельные грузинские государства объединяются, форми-руется единое, сильное централизованное государство.    

     Политическое  объединение страны ставит неотложные  задачи реоргани-зации государственной власти. Они оказываются успешно разрешенными царем объединенного грузинского государства Давидом Строителем. Давид за короткое время создал стройную систему государственной власти и управления. Сильная власть грузинских царей не исключала необходимости советоваться с верхушкой феодалов. При Давиде Строителе и царице Тамаре идет определенная борьба между монархом и государственным советом (Дарбази), последний старается добиться решающего влияния в управлении. Эта борьба заканчивается компромиссом: сильная царская власть уживается с достаточно сильной властью Дарбази.  Дарбази был громоздкой коллегией. Оперативным органом центрального управления выступал совет везирей (Савазиро, малый совет). Этот совет возник после политического объеди-нения страны в XII в. Термин “везир” до Георгия III (1156 - 1184 г.) в источниках не встречается. Должность везира, как правило, занимали крупные феодалы, хотя известно, что при царице Тамаре должность министра финансов занимал не принадлежавший по происхождению к высшему социальному слою Кутлу Арслан.

     Савазиро  состоял из 6 везиров во главе  с великим канцлером (первым  везиром). При Давиде Строителе  первым везиром был назначен  митрополит. Тем самым была совмещена  духовная и светская власть.

     Функции  отдельных везирей говорят о  зарождении отраслевого управления. Так, один из везирей ведал  вооруженными силами, другой —  казначейством. Вместе с тем,  здесь видны отчетливые следы  дворцово-вотчинной системы: один  из везирей ведал воспитанием  наследника, занимался дворцовым  хозяйством и т. д.

     2.2 Грузинское право в эпоху средневековья 

     Необыкновенно плодотворными были для грузинского правотворчества XIV - XVIII вв. Правда, до нас не дошли судебники единой Грузии тех лет, но составленные в отдельных царствах и княжествах кодексы создают ясное представление о законотворческой деятельности. Эти сборники порой быстро распространялись по всей стране, что было обусловлено их общим источником - грузинским обычным правом. Среди них следует назвать: Уложение царя Георгия (1335), Судебник Бека и Агбуга (XIV в.). Законы Вахтанга VI (начало XVIII в.). Законы католикосов (XVI в.) и др. Дошедшие до нас судебники дают сведения о том, что в Грузии широко была распространена практика работы законодательных комиссий, в которых принимали участие представители различных социальных слоев, среди них «ученые люди» и даже крестьяне. Комиссия вначале изучала вопросы, связанные с правовыми нарушениями, а затем составляла судебники. Особенно бурно развивалась законодательная деятельность во второй половине XVIII в., когда были внесены многие изменения в гражданское и особенно уголовное право. С этим периодом связано составление проектов таких законодательных сборников, как Судебник царевича Давида, Законоположение Иоанна Багратиони и Гражданское законоположение неизвестного автора, на которых лежит отпечаток высокого юридического мышления. Правда, вследствие упразднения грузинской государственности они не были проведены в жизнь.    Несмотря на обширное законодательство, в Грузии действовало и обычное право. Наряду со светским широко применялось каноническое право. Имели силу как общехристианские, так и собственно грузинские источники. Среди них заслуживают внимания памятники национального происхождения: Законы католикосов (XVI в.). Грамота памяти Пицунды (XVIII в.), Закон об отравлении, против колдовства и гадания (вторая половина XVIII в.) и др.  В гражданском праве были хорошо разработаны отдельные институты вещного, обязательственного и наследственного права. Среди них нужно отметить, прежде всего вопросы регулирования земельных и крепостных отношений, опиравшихся преимущественно на обычное право. В уголовном праве можно выделить вопросы Общей части: формы вины, стадии развития преступной деятельности, соучастие.

Информация о работе Государство и право Грузии эпохи средневековья