Государство и его признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

цель этой курсовой работы – попытка исследовать такое явление, как государство, рассмотреть многообразие понятий государства и его сущности, признаки, которые отличаются от организации первобытного общества. Ведь государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей: географических, климатических, исторических условий.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
1. Государство и его признаки……………………………………………...4
2. Сущность государства…………………………………………………...11
3. Органы государства: их признаки и характеристика………………….18
Заключение…………………………………………………………………..28
Литература…………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Государство и его признаки (реферат).doc

— 155.00 Кб (Скачать)
 

   План:

   Введение………………………………………………………………………2

  1. Государство и его признаки……………………………………………...4
  2. Сущность государства…………………………………………………...11
  3. Органы государства: их признаки и характеристика………………….18

   Заключение…………………………………………………………………..28

   Литература…………………………………………………………………...30   

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение:

   Когда-нибудь задумывались вы над вопросом о том, почему люди, независимо от их социального  статуса, проявляют интерес к  политике? Почему, скажем инженеру, врачу, рабочему небезразлично, кто работает в высшем органе государственной власти? Почему многие из них часами сидят у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты, участвуют в референдумах, ходят на митинги? Конечно, внимание к политике у всех разное, также как и участие в ней. Однако полное равнодушие к политическим проблемам встречается не часто, потому, что от политики зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба. По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении – с большими социальными группами людей и на более высоком уровне. Для эффективного осуществления общения необходимо обладать набором знаний, информацией как о политике и ее деятелях, так и о государстве, обществе, где живет данная личность, особенно актуальны знания о государстве, обществе, историческом развитии государственности и политике именно сейчас, именно в нашей стране, когда происходит переоценка целей и ценностей общественной жизни. Господствовавшее  70 лет в советской науке представления о государстве опирались на марксистско-ленинскую идеологию. Основу этих представлений составляет идея классового насилия, которое расценивается в марксизме-ленинизме как сущность политических и правовых явлений. Советская  официальная идеология была вынуждена обратиться в 60-е годы к концепции социалистического общенародного государства, пытаясь примирить догму об «отмирании» государства с действительностью через софизм об «отмирании путем дальнейшего усиления и укрепления». Но политическая идеология классового насилия – отнюдь не плод Марксова воображения. С древности политической мыслью различаются две стороны государства – организованное насилие и общее благо. В зависимости от социально-исторического контекста возникновения метатеории теоретические представления о государстве формируются как теория насилия, либо как учение о благой жизни.

   Поэтому цель этой курсовой работы – попытка  исследовать такое явление, как  государство, рассмотреть многообразие понятий государства и его сущности, признаки, которые отличаются от организации первобытного общества. Ведь государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей: географических, климатических, исторических условий.

   Необходимо  знать из каких государственных  органов состоит государство, зачем  они нужны, как они могут соотноситься с государством и обществом. Ведь государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, то есть право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. И тем самым можем разобраться в понятии самого государства и выяснить наличие государственных перспектив в той же самой России. 
 
 
 
 
 
 
 

   Государство и его признаки

   Государство как общественное явление встречается  давно, но до сих пор нет ни его единого определения, ни единого мнения о происхождении государства. В начале века даже бытовало мнение о том, что основные понятия «навсегда останутся в не области нашего полного сознания».

   Тем не менее, определение понятия «Государство», конечно, имеются, начиная с Людовика XIV, объявившего: «Государство-это я».

   Государство-политическая структура особого рода, возникшая  на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти политической системе конкретного общества.

   Вопрос  о происхождении государства является дискуссионным.

   Существует  много теорий возникновения государства, процесс его появления, например:

  1. в теологической: Ф.Аквинский, А.Августин, считали что «государство – воля бога, а не человека»;
  2. в договорной: Г. Гоббс, Д. Локк, А.Н. Радищев, Г. Гроций – «государство - совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»;
  3. в психологической: Л. Петражицкий -  «государство – желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми»;
  4. в органической: Г. Спенсер – «государство возникает и развивается подобно биологическому организму»;
  5. в материалистической (классовой): Ф.Энгельс – «государство – машина для подавления одного класса другим1»; В. Ленин2 – «государство – машина для поддержания господства». Однако эти формулировки применены к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества;
  6. в теории насилия: Л. Гумплович, К. Каутский – «государство-присвоение материальных благ и средств - производства сильным меньшинством»;
  7. в патриархальной: Аристотель – «государство – общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни» и др.

   Древнеримский оратор философ М.Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Считал, что государство- достояние народа.

   Э. Кант считал, что «государство- объединение множества людей, подчинённых правовым законом».

   Л. Дюги понимал под «государством – совокупность, союз людей, территории, занимаемой этими людьми и властью».

   А Г. Шершеневич  - «государство, как союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной властью».

   Такой плюрализм мнений обусловлен: на процесс происхождения государства влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, нравственно-религиозные, национально-исторические, психологические, духовно-культурные и т.п.); все мыслители жили в разные исторические эпохи и использовали разный объем накопленных человеческих знаний; ученые, объясняя процесс возникновения государства, использовали для своих формулировок регионы, в которых они проживали.

   В каждой из теорий есть позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной части. Вместе с тем есть и слабые стороны, за которые их можно критиковать.

   В современной литературе государство  обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющей специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны.

   Но  тогда слабо отражается связь государства и общества, поэтому: «государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок».

   Это определение отражает общее понятие государство, которое подходит к современному государству. Что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важными общественными делами. Но в то же время государство призвано гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе, да и в стране.

   Понятие государство, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от не государственных организаций общества.

   Таким образом, анализ признаков государства углубляет знание о нем, подчеркивает его уникальность в качестве не чем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

   И так признаки государства:

   1) Территориальная организация населения. В догосударственном обществе принадлежность индивида к роду обусловливалась кровным родством. Род не имел строго определенной территории. На смену пришел принцип территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее превращается в граждан государства. Возникают пространственные пределы государства, в которых появляется правовой институт – гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено возникновение государства и начало складывания отдельных стран. А потому понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть.

   2) Публичная власть. Она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала в до- государственном обществе – общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась в чиновниках, в аппарате. Но публичная власть воплощается в чиновниках, то есть в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. В государственных органах и учреждениях публичная власть становится государственной властью, то есть той силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

   3) Аппарат управления и принуждения. С помощью него проводятся в жизнь правовые предписания, закрепляемые в государстве. Благодаря этому аппарату, государство может управлять людьми, обществом для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Он состоит из государственных служащих, которые имеют определённый статус, содержатся за счёт систем налогов и сборов.

   4) Налоги. Установленная законом система сборов с населения государства, существующая в целях поддержания деятельности аппарата управления и принуждения.  «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах,- все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах ».3

   5) Государственный суверенитет. Понятие его потребовалось для того, чтобы отделить государственную власть от церковной, предав монопольное значение. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в её верховенстве, самостоятельности и независимости.

   Верховенство  государственной власти внутри страны: распространение её властной силы на все населения, все партии и общественные организации данной страны; наличие у нее средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. Решения, принятые государством, имеют высшую силу и подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, которым они адресованы.

   Самостоятельность и независимость ее от всякой другой власти внутри страны и во внешней  политике монопольно, свободно  вправе решать все свои дела. Государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее монопольном праве самостоятельно и свободно решать свои дела.

   Государственная власть расположена на высшей ступени  иерархии управляющих в данном обществе подсистем, независимо от них она не совместима с существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном и том же государстве. Суверенитет – основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции, в то же время он не может быть основой для антиправовых действий, для произвола.

   Две стороны суверенитета:

  1. «внутренняя» – монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;
  2. «внешняя» – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела из вне кроме случаев, предусмотренных международным правом, когда соответствующее действие совершаются в строго правовом порядке.

Информация о работе Государство и его признаки