Деформация правового сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного исследования является комплексный теоретико-правовой анализ правового нигилизма, рассмотрение его истоков, форм и путей преодоления.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные аспекты деформации правового сознания, его понятие и сущность;
2. дать характеристку правовому нигилизму как одной из форм деформации правосознания.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..................................3
Глава 1. Деформация правового сознания: понятие и сущность……….......................................6
Глава 2. Правовой нигилизм как одна из форм деформации правосознания…………………………………………………………………………………..….11 2.1 Понятие, формы правового нигилизма………………………………...………………..…...11
2.2 Истоки правового нигилизма………………………………………………..………………..23
2.3 Пути преодоления правового нигилизма…………………………………………..……...…30
Заключение………………………………………………………………………………………....34
Список использованных источников……………………………………….................................37

Файлы: 1 файл

!!!!Курсовая по ТГП, готова.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Отрицание того, что требует закон, может происходить  как в скрытой, так и открытой форме и мотивироваться в каждом отдельном случае самыми различными соображениями.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов  является совершение ими различных  преступлений.

Рассматривая  различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.

Всем рассмотренным  формам деформации подвержено и профессиональное правосознание работников правоохранительных органов. Например, по данным собственного социологического исследования заключаю, что к разновидностям правового  нигилизма сотрудников органов внутренних дел относятся: установка на правоохранительное бездействие и непринятие необходимых по закону мер, административный зуд, произвольное толкование закона. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение преступлений, как связанных, так и несвязанных с использованием своих служебных полномочий, сращивание с преступными элементами. При этом широкое распространение получают: следование клише на обвинение (обвинительный уклон), установка на непогрешимость собственных актов и действий, стереотип закрытости, социальной засекреченности, ориентация на ужесточение наказания.

Таким образом, можно сформулировать следующие  выводы. Деформация правосознания - искажение  идейно-психологической структуры  личности, определяющей ее негативный настрой в сфере права и конкретные акты неправомерного поведения. Деформация правосознания способна причинить вред правовому регулированию общественных отношений. Основными формами деформации правового сознания являются: правовой идеализм, правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой негативизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

 

                                2.1 Понятие, формы правового нигилизма

 

Нигилизм вообще (в основе термина лежит латинское "nihil" - ничто, ничего) - полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. Это одна из форм мироощущения и социального поведения6.

В настоящее  время в юридической науке  не сложилось единого подхода  к пониманию правового нигилизма, его сущности и структуры. В зависимости от объекта он рассматривается по-разному и потому наделяется разными смыслами.

Считается, что  Ф.И.Ницше одним из первых попытался  раскрыть смысл данного явления. Он считал, что нигилизм - это состояние, когда высшие ценности теряют свою значимость. Когда утрачиваются общие цели и нет ответа на вопрос «зачем?»7.

Такой подход не содержит признаков и не указывает  на специфические черты и характеристики нигилизма как социального явления. Однако существенным в нем является акцент на то, что личностные или общественные ценности подвергаются сомнению.

Кроме Ф.И.Ницше  понятие нигилизма разрабатывалось  О.Шпенглером8 и М.Хайдеггером9.

Они считали, что  нигилизм - это явление, способное  привести общество к регрессу, разрушению, а цивилизацию - к гибели.

В своей оценке немецкие философы полагались скорее на эмоции, нежели на научный подход. Тем не менее, негативное отношение  к этому явлению   просматривается  и при таком подходе10.

В дореволюционной  России термин «нигилизм» получил широкое распространение с выходом в свет романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в котором его главный герой относится с явным неуважением ко всему положительному и устойчивому, отрицая сложившиеся в обществе устои. Таким образом, нигилизм становится направлением, отрицающим существующие социальные ценности. Но еще до издания романа в 1829 г. Н.Надеждин публикует статью «Сомнище нигилистов»11.

Нигилизм в  таком употреблении означал пустоту, невежество, безосновательные суждения в науке и в жизни.

До середины XIX в. слово «нигилизм» встречается главным образом в произведениях философского свойства, постепенно проникая в публицистику и официальные документы, а также в обиходную речь.

Правовой нигилизм одно из тех понятий, которое ныне активное «эксплуатируется» как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовом лексиконе. Внимание к этому явлению за последние годы существенно усилилось. О нем рассуждают философы и социологи, экономисты и педагоги, политики и простые граждане, специалисты в сфере теоретико-правовых исследований и юристы - практики.

  В тоже  время, завоевав необычайно широкую  популярность, понятие остается  в отрыве от самого явления,  вне должного и всестороннего анализа сущности одного из наиболее массовых, в большей степени - негативных, феноменов современной правовой действительности. По верному замечанию Н.И. Матузова, эта проблема до сих пор в полной мере не рассматривалась и в научном плане в должной мере не исследовалась12.

Признавая важность и актуальность изучения правового  нигилизма, соглашаясь в оценке его  социальной опасности, российские правоведы, социологи, политики обнаруживают единство в формальном подходе к раскрытию понимания используемого ими словосочетания. Основной акцент делается на исследовании форм проявления и причин этого явления.

   В различных  справочниках нигилизм характеризуется  примерно одинаково. Например, в  Краткой российской энциклопедии  указывается, что слово «нигилизм»  произошло от латинского «ничто», и означает отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Нигилизм распространен в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

В теоретическом  плане представляет интерес классификация основных характеристик нигилизма, предложенная А.И.Новиковым. Он рассматривает его как самостоятельную форму общественного сознания, имеющую свою направленность в зависимости от объекта отрицания13.

Правовой нигилизм является разновидностью социального нигилизма, как родового понятия, и есть сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их под угрозой принуждения либо в следствии корыстных побуждений .

Хотя правовой нигилизм явление общесоциальное и, как отмечает В.А. Туманов, подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного  сознания и национальной психологии … отличительная особенность  культуры, традиций, образа жизни»14.

Нельзя отрицать в нем субъективного, индивидуального  начала. Более того, именно эти факторы  являются преобладающими при определении  степени, т.е. интенсивности, категоричности и бескомпромиссности отрицания  права. На общественные и индивидуальные начала правового нигилизма указывают все ученые, занимающиеся этим вопросом.

Однако, если расположить  на прямой виды распространения правового  нигилизма по названному основанию, то нами обозначены лишь его крайние  точки: на одном полюсе нигилизм на общесоциальном уровне, на другом - правовой нигилизм отдельного индивида. Между ними существуют промежуточные вехи. Так, Н.И. Матузов, определяя нигилизм вообще, подчеркивает, что он выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса)  к определенным ценностям15.

Касаясь вопросов преодоления правового нигилизма, В. Гойман считает заслуживающим  внимание изучение правового нигилизма  применительно к различным группам  населения, их полу, возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию, к  различным категориям должностных лиц16.

На возможность  выделения самостоятельных видов  в родовом понятии «правовой  нигилизм» указывает и анализ этой категории через понятие  «правосознание», которому в теории права уделено значительное внимание.  Правовой нигилизм, - отмечает А.Б. Венгеров, - это «…характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права»17.

На дефектное  правосознание, как явление, приобретающее  характеристику правового нигилизма, указывает и ряд других авторов. Но применительно к правосознанию  опять-таки выделяется общественный, групповой  и индивидуальный уровень, в том  числе и профессиональное правовое сознание, например, правосознание юристов18.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским  подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в  себе деструктивное, разрушительное начало.

 В зависимости  от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

Проф. Н. И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:19

а) умышленное нарушение  законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение  прав человека;

ж) теоретическая  форма правового нигилизма (в  научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

Проф. В. А. Туманов  говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву20.

Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Во-вторых, проф. В. А. Туманов разделяет правовой нигилизм: а) на высоком этаже общественного  сознания (в виде идеологических течений  и теоретических доктрин); б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов); в) ведомственный.   Последний проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии21.

Правовой нигилизм -  это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это: а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения  характера судебной деятельности, так  и путем воспитания уважения к  суду; г) улучшение правоприменительной практики; д) теоретическая работа в этом направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния  правовой культуры общества, ее обогащения.

   В литературе  справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой -  стремиться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют роли права и других правовых средств»22.

Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни.     Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной  половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности.  Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство»23.

Информация о работе Деформация правового сознания