Самарская область

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Краткое описание

Самарская область — пятый по площади регион Поволжья — занимает территорию площадью 53,6 тыс. км², что составляет 0,31 % территории России. Область протянулась с севера на юг на 335 км, а с запада на восток — на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 51°47′ и 54°41′ с. ш. и 47°55′ и 52°35′ в. д. Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении Волги, по обеим её сторонам.

Файлы: 1 файл

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ.docx

— 145.92 Кб (Скачать)

наличие высококвалифицированного научного, инженерно-технического и  производственного персонала, абсолютно  преобладающего в общей численности  занятых.

На текущий  момент мировой рынок высокотехнологичной  продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия – по 11, Япония – по 7. Общий объем продаж продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долл.

Комплексный прогноз научно-технического развития, проведенный ведущими мировыми аналитиками  ООН, выделяет следующие основные инновационные  контуры начала XXI в.: информационные и телекоммуникационные технологии, медицина и здравоохранение и  защита окружающей среды.

Также в  большинстве прогнозов остается информатика как технология, сформировавшая глобальный инновационный контур.

К наиболее интересным областям научных и технологических  прорывов предстоящего десятилетия  относят создание вакцины от рака к 2015г. С помощью сочетания биохимических  методов, автоматизированных приборов для анализа структуры ДНК  и использования современных  средств вычислительной техники  к 2014 г., возможно, будет определен  точный химический состав каждого гена, а также разработана "индивидуальная фармацевтика", когда лекарство  будет изготовляться в расчете  на конкретного больного с учетом всего комплекса особенностей его  заболевания.

На развитие научно-инновационной сферы Самарской  области оказывает влияние ряд  внешних факторов. К положительным  факторам можно отнести такие, как:

наличие в  России значительных научных наработок  и высокий уровень образования  персонала, работающего в научно-технологическом  секторе;

значительные  капитальные фонды в производственной и научно-технической сферах и наличие в России накопленного капитала.

Существуют  факторы, осложняющие научно-техническое  развитие, а именно:

неразвитость  российского рынка научно-технологических  знаний и еще не сложившаяся система  процесса коммерциализации технологий;

технологическое отставание России от мирового уровня в большинстве областей деятельности и, как следствие, захват многих сегментов  российского, в т.ч. самарского рынка зарубежными технологиями или продуктами, созданными на их базе;

острая недостаточность  инвестиционных ресурсов в производственных секторах российской экономики;

неразвитость  в Российской Федерации правовой базы интеллектуальной собственности.

В целях  соответствия современным тенденциям развития науки, техники и технологий важнейшей задачей является создание благоприятных условий и механизмов для развития взаимовыгодного и  равноправного международного сотрудничества в научной, научно-технической и  инновационной сферах, что подразумевает  выход на мировой рынок макротехнологий, создание города-технополиса, разработку технологического прогноза и формирование индикаторов НИОКР. 

1.4.3.2. Социально-экономическая политика федерального центра

Определение стратегических целей развития Самарской  области тесно увязано с направлениями, заложенными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006-2008 годы), с реализацией  приоритетных национальных проектов и  федеральных целевых программ. При  этом учитываются основные положения  общероссийских стратегий развития по отдельным сферам и направлениям.

Основной  целью развития страны является повышение  благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и  устойчивого экономического роста  и повышения конкурентоспособности  страны. Это возможно при условии  проведения федеральным центром  активной экономической политики, включающей продолжение институциональных  преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения  и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного  климата, проведение структурной перестройки  экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной  деятельности.

Для обеспечения  инновационной направленности экономического роста необходимо повысить роль научных  исследований и разработок, сделать  научный потенциал одним из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

В целях  развития российских регионов будет  осуществлен переход от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих  субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования к  мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста посредством  повышения эффективности управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений.

Одним из важнейших  условий устойчивого развития экономики  становится развитие транспортной инфраструктуры, что способствует росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры  экономики.

Развитие  конкуренции и сокращение нерыночного  сектора будут обеспечены путем  создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции.

Особое значение для регионов России имеют следующие  направления региональной политики:

обеспечение добросовестной конкуренции между  регионами и муниципальными образованиями  в привлечении капитала и рабочей  силы;

создание  стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования и  программно-целевого бюджетирования, развития механизмов частно-государственного партнерства;

развитие  кластеров, распространение лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровнях.

Для Самарской  области важное значение имеют меры федерального центра по созданию особых экономических зон, технологических и промышленных парков, формирование территориально-производственных кластеров, реализация программ содействия развитию инновационной инфраструктуры, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг.

В числе  принятых к действию на федеральном  уровне стратегий развития отдельных  сфер и отраслей экономики приоритетными  для Самарской области являются стратегии развития топливно-энергетического  комплекса, развития сферы транспорта, развития науки и инноваций, развития и использования информационных и коммуникационных технологий, развития оборонно-промышленного комплекса, развития авиационной промышленности, развития ракетно-космической промышленности.

Разработке  качественной стратегии социально-экономического развития Самарской области на долгосрочную перспективу препятствует отсутствие:

 стратегии  социально-экономического и пространственного  развития Российской Федерации;

видения федеральным  правительством места и роли Самарской  области в социально-экономическом  и пространственном развитии страны;

 информации  о месте стратегии региона  в отраслевых стратегиях развития;

прогноза  развития науки и техники. 

1.4.3.3. Межрегиональная кооперация и конкуренция

В условиях необходимости решения амбициозных задач обеспечения высоких темпов экономического роста вопросы взаимовыгодного сотрудничества и межрегиональной интеграции, усиления и развития на этой основе точек роста и полюсов конкурентоспособности в Самарской области становятся наиболее актуальными.

Экономические связи между регионами охватывают все сферы хозяйственной деятельности: взаимный товарообмен; научно-техническое  сотрудничество; взаимодействие в сфере  финансов и кредита; инвестиционную и инновационную деятельность; производственные связи кооперации; перераспределение  и использование трудовых ресурсов; использование и освоение природных  ресурсов; сотрудничество в области  энергетики, транспорта, связи, туристическо-спортивно-рекреационного обслуживания населения и т.д.

С учетом перспектив развития и сложившихся связей Самарской  области с соседними регионами  предусматриваются следующие направления  взаимодеятельности:

обеспечение стабильных рынков сбыта для продукции  и услуг, производимых самарскими организациями, содействие в решении вопросов полной загрузки производственных мощностей, создании новых рабочих мест и  росте занятости; увеличение внутрироссийских поставок сельскохозяйственной продукции  для преодоления импортной зависимости  по отдельным продуктам (масло, мясо) за счет развития интегрированных с  регионами России производств продукции  сельского хозяйства; расширение участия самарских строителей в программах межрегионального сотрудничества. Также перспективным стратегическим направлением является эффективное использование научно-технических и инновационных возможностей Самарской области, в том числе за счет расширения сотрудничества и получения заказов на научные проекты и разработки из соседних регионов.

Большое значение в перспективе должно приобрести решение таких задач, как расширение подготовки кадров высшей квалификации для регионов России и стран СНГ  в высших и средних специальных  заведениях Самарской области; развитие туристических связей Самарской  области с регионами России, обеспечение  эффективного использования гостиничного фонда, его диверсификация в сторону  создания гостиниц среднего уровня для  массового туризма; обеспечение рационального размещения, обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов производства и потребления в Самарской области, учитывая возрастающий объем промышленных и бытовых отходов образующихся в области.

Важнейшими  задачами органов управления и организаций  Самарской области является сохранение и усиление за счет проектов, реализуемых  в соседних регионах – Татарстан, Оренбургская, Ульяновская, Саратовская  области – ведущих кластеров  и секторов экономики региона. В  первую очередь это касается автомобилестроительного  кластера, позиции которого могут  быть усилены через реализацию на территории соседних регионов проектов серийного производства высокоэффективных  радиальных легковых шин «Кама-евро»  по лицензии фирмы «Пирелли» (ОАО  «Нижнекамскшина»), организации производства многопозиционных резиноармированных флокированных уплотнителей методом непрерывной вулканизации (ОАО «Балаковорезинотехника»).

Рост количества производителей автокомпонентов в других регионах способствует развитию конкурентного рынка, отбору высокотехнологичных компаний. Для базовых производителей конечной продукции – автомобилей – это обеспечивает возможность выбора наиболее надежных поставщиков и партнеров. Производство автокомпонентов является сегодня одним из активно развивающихся бизнесов. Во многих регионах создаются производства по выпуску узлов, отдельных комплектующих. В данном процессе задействованы организации разных отраслей – машиностроение, химия, нефтехимия, легкая промышленность, разного масштаба – крупные компании, малые предприятия.

Создание  в регионах Российской Федерации  сборочных производств крупнейших автомобильных корпораций мира создает большие возможности для развития конкурентоспособных технологий производства автокомплектующих на территории Самарской области.

Весьма тесно  взаимосвязанным является развитие мощных нефтехимических кластеров  Самарской области и Республики Татарстан. Сфера их общих интересов, помимо рынков сбыта продуктов, это  поставки сырья (природного газа, попутного  нефтяного газа), разработка новых  технологий научными и инновационными организациями обоих субъектов  Российской Федерации.

Производственный  и научно-технологический потенциал  авиационно-космического кластера Самарской  области может быть использован  для развития авиационного машиностроения, высокотехнологичных производств в других секторах экономики различных регионов Поволжья и Урала.

Позитивное  влияние на развитие стратегически  значимого для Самарской области  транспортно-логистического кластера окажут практически все реализуемые  на территории соседних регионов проекты  развития транспортной инфраструктуры (электрификация участка железной дороги Оренбург-Кинель, строительство, реконструкция и модернизация автомобильных дорог).

Информация о работе Самарская область