Ландшафтный дизайн

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. а) объяснение выбора объекта для разработки ландшафтного проекта;
б) поиск решения задач по озеленению города Солигорска;
2. а) обработка полученной информации;
б) систематизация данных;
3. а) вести разъяснительную деятельность среди учащихся о влиянии растений на физическое и эмоциональное состояние человека;

Файлы: 1 файл

введение-приложения.docx

— 72.69 Кб (Скачать)

Эпоха Возрождения

   Садово-парковое искусство Эпохи Возрождения  характеризуется планировочным  и композиционным единством архитектурных  ансамблей. Итальянский сад –  это целостное художественное произведение. В нем гармонично сливаются природа  и искусство  [2]. Садам итальянского Ренессанса присущи общие черты, используемые в ландшафтном дизайне:

  1. Сады располагают на террасах, связанных между собой лестницами. Подпорные стенки облицовывают камнем, украшают нишами, устраивают гроты. Террасы, увенчанные балюстрадами, скульптурами  составляют основу итальянского сада.
  2. Вода является основой садов Эпохи Возрождения. Ее очень много, она подается с блеском и музыкой в фонтанах и каскадах, в бассейнах и различных водоемах. Вода стала композиционным центром итальянских садов
  3. Используются ширококронные деревья: платаны и дубы, иногда кипарисы, для создания живых изгородей используют лавр, самшит, кипарис. Также в посадках применяют листопадные и плодовые деревья, маслины. Здесь появился новый прием – боскет. Боскет ограничивается регулярными дорожками, имеет геометрический контур. Внутри высаживаются деревья, которые обрамляются рядовыми посадками или живой изгородью. Цветочный ассортимент многообразен.
  4. Регулярные итальянские сады замкнуты. Их регулярность не жесткая. Сады пышные и богатые, но умеренно.
  5. Учитываются цвета, колористика сада.

Франция, 17 век

     Происходит  формирование садов в стиле барокко, заимствованном из итальянских садов. Планировка их простая, но они богато украшены цветниками. Из цветов создаются  красивые партеры – бродери. Лесные массивы используют для верховой езды и охоты. Спокойную гладь воды используют для создания каналов. Регулярный стиль садово-паркового искусство того времени заметно повлиял на создание садов в будущем [2].

Англия, 18 век

     В Англии уже преобладает развитие пейзажного парка. Этому способствует мягкий климат и влажность: создаются  обширные луга, украшенные группами деревьев и кустарников. Луга играют роль пастбищ, на них пасутся овцы.

     В Англии отказываются от регулярного  стиля при создании садов, усовершенствуют  пейзажные парки. Их основа – это  естественность. Устраиваются поляны и лужайки, посадки деревьев –  групповые, дорожки  -криволинейные, водоемы – с извилистыми берегами. Используют малые архитектурные формы – беседки, павильоны, трельяжи. Их размещают в парках. Также иногда устраивают фонтаны [2].

     Пейзажный парк имеет свои принципы построения – в них подчеркивается естественная красота ландшафта, планировка свободная, все элементы парка подчиняются  единому целому.

Западная  Европа, США в 19-20 вв.

     В этот период уже и во Франции создаются  пейзажные парки, т.е. господствуют ландшафтные парки. Главное их достоинство  – это растительность. Сады обогащаются  новыми деревьями и кустарниками. В США же наоборот происходит упадок художественного вкуса. Здесь устраивают растительные глобусы, ковровые клумбы, солнечные часы. Это никак не вписывается  в естественность пейзажного парка [2].

Русское садово-парковое искусство

     В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или  деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива.

     В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады  (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники [2].

     При Петре I русское садово-парковое строительство  переходит на создание классического  регулярного сада в ландшафтном  дизайне. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

     В России 17 – 19 веков не существовало понятия “дизайнер” или “архитектор”, и эта профессия называлась “устроитель  садов и парков”. Нужно отметить, что в большинстве случаев  шедевры дизайна парков и садов  того времени создавались живописцами. Максимально полно и точно  отражает назначение ландшафтного дизайна  и раскрывает его суть цитата того времени: «если задача архитектора  заключается в покрытии пространства, то задача устроителя сада заключается  в его открытии». Это высказывание охватывает весь диапазон моделирования окружающей среды от самых малых композиций до масштабных проектов и не теряет своей актуальности и по сей день.

Китай и Япония

     Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи отличался  от европейского. Их отношение к природе всегда было связано с философией и религией.

     В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три  тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило  под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам  вселенной. К примеру, велико влияние  даосизма, взывающего к единению природы  и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть  и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае [5].

     Садовое искусство Китая развивается  в направлении пейзажного стиля. В северной части Китая развиваются  большие сады, а в южной –  малые. Но некоторые черты всех садов  характерны. Обязательная часть сада – водоемы. Их очень много, вокруг них размещают дворцовые постройки. Здесь же используются и парковые сооружения – беседки, платформы, мосты, веранды, галереи. Ярко окрашенные сооружения оттеняют зелень парков. Растения очень разнообразны: здесь используются и хвойные (сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, кедр и др.), и плодовые (слива, груша, вишня и др.) деревья. Много красивоцветущих растений и цветов. Скульптуры в оформлении используют редко, в основном камни. Ими оформляют берега водоемов, каменистые садики (см. приложения рис. 2 «Ландшафтный дизайн в Китае», стр. 30). 

     Японский  сад также формируется в пейзажном  стиле. Типы японских садов – это  плоский сад и холмистый сад. Неотъемлемую часть этих садов составляют вода и камни. Вода присутствует в  форме водоема и водопада, камни  же организовывают пластическое пространство сада. В «сухих» садах галька и  песок символически изображают воду. Ассортимент растений в японских садах разнообразен Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, цветов очень мало. Активно используются садовые сооружения: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Характерная черта сада – японская символика (см. приложения рис. 2 «Ландшафтный дизайн в Японии», стр. 31).

     Вывод: из прочитанных мною источников

      1. Развитие ландшафтного дизайна в настоящее время
 

     Развитие  ландшафтного дизайна начинается с  самых простых садов. Первые сады в истории человечества имели  чисто утилитарное значение и  представляли собой сад или огород, где растения, как правило, овощи  и фруктовые деревья, высажены рядами [1].

     В плане сад представлял собой  квадрат или прямоугольник, огражденный  глинобитной стеной или деревянным забором, а то и просто каналом. Когда  появилось понятие симметрии, и  сад стали разбивать тем же каналом на равные части, возникла регулярная композиция, регулярный план сада. Композиция и планировка ландшафтного объекта  определяют стиль в развитии ландшафтного дизайна.

     Развитие  ландшафтного дизайна имело два  параллельных пути: живописный и геометрический. Геометрические, или регулярные, композиции основаны на принципе симметрии. Живописные композиции подражают естественной природе, имитируют пейзажи.

     Но  какова бы ни была композиция сада, в  первую очередь нам важно его  предназначение. На протяжении тысячелетий  сад служил местом для отдыха. Это  не только любование красотами, но и  территория, на которой проходили  встречи, беседы и праздники. В садах  появляется декоративное оформление: фонтаны, столики, трельяжи, и, конечно, же, скульптура, которой в ландшафтном  дизайне уготовано очень важное место. Скульптурный декор имеет  множество назначений и неограниченное количество видов.

     В развитии ландшафтного дизайна немаловажного  значение имело увлечение садоводством, выведение новых сортов растений – деревьев, кустарников, цветов. Отсюда появилось стремление к компоновке, и простым грядкам стали придавать  рисунок: таково начало композиции партеров, получивших в дальнейшем блестящее  развитие.

     Во  времена средневековья в монастырском саду, имевшем в основном утилитарное  значение, уделяли много времени  лекарственным травам и выведению  новых растений; в эмбрионе –  это будущий ботанический сад, база научной работы.

     Развитие  ландшафтного дизайна привело к  разделению понятий парк и сад. Небольшой  сад больше подходит для отдыха, уединенного созерцания. Парк становится местом проведения больших торжеств, где принимает участие множество  людей. В XVII веке во Франции, в начале XVII века в России и ряде других стран, в парках, занимающих подчас огромные территории, кроме прогулок, устраивались концерты, театральные представления, вечерние праздники с иллюминацией. Такое назначение парка, обычно дворцового, требовало планировки, соответствующей  количеству посетителей, и это накладывало  свой отпечаток на художественный облик. Однако и в таком парке имелись  все возможности для тихого уединенного  отдыха, созерцания красот природы.

     Развитие  ландшафтного дизайна привело к  смене регулярного парка ландшафтным в XVIII веке. Ландшафтный парк был предназначен для долгих прогулок, для любования близкой к естественной природой. Очень продуманные маршруты дорожек объединяли воедино красивые пейзажи. Именно они составляли сущность парка, а не фонтаны, партеры, скульптуры [6].

     При появлении в середине XIX века общественных парков, предназначенных для жителей  города и для большого количества посетителей, были использованы выработанные ранее приемы планировки и композиции, но уже в ином назначении. Специалистам в области ландшафтного дизайна  в настоящее время необходимо хорошо ознакомиться с опытом прошлого при проектировании участков. Сад, поместье, усадьба, дача в наше время становятся местом, где семья проводит значительное количество времени.

     Особое  внимание при создании современных  проектов должно уделяться тихому отдыху, поскольку необходимо учитывать  напряженность современной жизни. Желательно наличие спортивных площадок, а также детских секторов, для  которых сейчас существует огромное множество видов оформления. Наряду со скульптурным декором, для размещения которого требуется большой такт и чувство меры, значительна роль водного оформления территории –  фонтанов, бассейнов, каналов и прудов. У современной техники большие  возможности для вечернего и  ночного освещения участка, подсветки  фонтанов и бассейнов, а также  отдельных композиций и деревьев [9]. 

     Законы  ландшафтного дизайна:

    • Композиция. Подразумевает соотношение размеров растений и сооружений в саду, в соответствии с законами гармони.
    • Соотношение форм по геометрическому строению. Лучше использовать одну плоскостную форму. Например, округлые площадки с круглыми газонами и кусты, подстриженные в виде шаров. Обязательно должен быть центр всей композиции (фонтан, скульптура или др).
    • Соотношения форм по фактуре. Фактура – особенность поверхности предметов (растительности, цветников, ограждений).
    • Цвет. Учитываются изменения цвета растений в зависимости от сезона, а так же окраска цветников [8].
 
 

    В ландшафтном  дизайне выделяют следующие функциональные зоны:

    • Парадная или въездная – должна быть торжественной и оригинальной. В этой зоне продумывают площадь дорожек, а так же сочетание цвета и формы тротуара с общим стилем.
    • Зона отдыха должна соответствовать стилю и жизненному уклада хозяев дома. Для любителей пассивного отдыха можно создать как можно больше зеленых посадок с лавочками и беседками. А если хозяева предпочитают отдых в виде развлечений, то здесь обязательными будут теннисные площадки, бассейны и тому подобное.
    • Природная зона.
    • Романтическая зона.
    • Детская и прогулочная.
    • Рабочая и хозяйская, включает хозяйственные постройки, компостные ящики и прочее.

Информация о работе Ландшафтный дизайн