Характеристика экономико-географического положения и обоснование хозяйственной специализации Северного экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 08:38, контрольная работа

Краткое описание

Экономико-географическое положение своеобразно. Он граничит с Центральным экономическим районом. Кроме Центрального ЭР, есть еще два соседа – Уральский ЭР и Северо-Западный ЭР. Северный ЭР имеет две границы: С Финляндией и Норвегией. Преимущества его ЭГП определяет приморское положение с незамерзающим портом Баренцева моря. В районе большое значение имеют судоходные реки: Северная Двина, Вычегда, Печора. На юго-западе проходят Волго-Балтийский путь и Северо-Двинская система. Относительная близость к основным топливно-энергетическим, металлургическим, продовольственным базам способствует развитию региона.

Оглавление

Введение стр. 3
Основная часть стр.4
Климат стр.4
Транспорт стр.4
Природные условия и ресурсы стр.5
Население стр. 6
Отрасли специализации района стр.6
Заключение стр.8
4. Список используемой литературы стр.9

Файлы: 1 файл

Эк География.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

  Тема:    “Характеристика экономико-географического положения и обоснование хозяйственной специализации Северного экономического района.”

 

 

 

 

 

 

                                                     План:

 

 

    1. Введение                          стр. 3
    2. Основная часть               стр.4
    1. Климат                           стр.4
    1. Транспорт                      стр.4
    2. Природные условия и ресурсы    стр.5
    3. Население                                       стр. 6
    4. Отрасли специализации района   стр.6
    1. Заключение   стр.8

  4.   Список используемой литературы стр.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

 

Северный экономический  район занимает обширную территорию европейского Севера и включает республики Карелия и Коми и Архангельскую с Ненецким автономным округом, Вологодскую и Мурманскую области. Площадь его составляет 1466,3 квадратных километров или 8,6% всей территории Российской Федерации.

Как самостоятельный  экономический район он был образован  в 1982 году в результате деления Северо-Западного района на два, отличающихся своей специализацией, уровнем экономического и социального развития, природно-климатическими условиями и национальными особенностями.

Экономико-географическое положение своеобразно. Он граничит с Центральным экономическим районом. Кроме Центрального ЭР, есть еще два соседа – Уральский ЭР и Северо-Западный ЭР. Северный ЭР имеет две границы: С Финляндией и Норвегией. Преимущества его ЭГП определяет приморское положение с незамерзающим портом Баренцева моря. В районе большое значение имеют судоходные реки: Северная Двина, Вычегда, Печора. На юго-западе проходят Волго-Балтийский путь и Северо-Двинская система. Относительная близость к основным топливно-энергетическим, металлургическим, продовольственным базам способствует развитию региона.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основная Часть

 

2.1 Климат

 

Северный экономический  район вытянулся с запада на восток от государственных границ с Финляндией и Норвегией до северных отрогов  Уральских гор на 2 тыс. км, а с  севера на юг – на 1,5 тыс. км. Большая  часть района расположена в европейской зоне Севера и занимает обширные пространства Балтийского кристаллического щита на западе и Двино-Печорской низменности – на востоке. Омывающие его территорию с севера моря Северного Ледовитого океана  оказывают влияние на формирование климата. Среднегодовая температура района колеблется от -1,6°С на севере до 2,4°С на юге. Годовое количество осадков колеблется от 750 мм в горных районах Кольского полуострова до 400 мм на севере Карелии и увеличивается к востоку до 500 мм. Климат отличается суровой зимой и сравнительно коротким теплым летом. На Кольском полуострове климат мягче, так как здесь ощущается влияние отрогов теплого течения Гольфстрим.

 

 

2.2 Транспорт

 

В условиях слабой транспортной освоенности территории большую  роль играют реки(в долинах которых и проживает большая часть населения). По рекам сплавляют лес, перевозят грузы и пассажиров.

Железные дороги проложены  в меридиональном направлении от центральных районов европейской  части России к Мурманску, Архангельску и на северо-восток, к Воркуте.

Крупный транспортный узел – Череповец. Порты: Мурманск, Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар. Мурманск (самый большой из заполярных городов мира – 400 тыс. жителей) – важнейший незамерзающий порт России на Севере.

 

 

2.3  Природные условия и ресурсы

 

Огромные размеры территории, лежащей по обе стороны Полярного круга, определили разнообразие природных условий. Преобладание северных территорий (около 90% площади района), многолетняя мерзлота, заболоченность, сложные климатические условия сдерживают развитие промышленного производства и процессы заселения отдаленных районов.

В недрах района сосредоточенно около 40% важнейших топливных ресурсов европейской части страны. Общие  перспективные нефтегазоносные  площади составляют около 600 тыс. кв. км, они сосредоточены в Республике Коми, Архангельской области и шельфовой зоне Баренцева моря. Балансовые запасы нефти составляют 1,3 млрд. т, газа – 1,1 трлн. куб. м. Значительны геологические запасы угля – 214 млрд. т. Уголь Печорского бассейна отличается высоким качеством, значительной долей коксующихся углей и высокой себестоимостью, обусловленной сложными горно-геологическими условиями добычи. В Республике Коми обнаружены запасы горючих сланцев и почти повсеместно запасы торфа.

Выделяются запасы руд черных и цветных металлов – железные руды, медно-никелевые руды, титаносодержащее сырье, бокситы. В Архангельской области открыто и начинает разрабатываться месторождение алмазов им. М. В. Ломоносова, где более 1\2 алмазного сырья относится к разряду ювелирных и околоювелирных. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения. Значительны запасы строительного сырья – гранита, мрамора, слюды.

В районе сосредоточенно около 40% лесных ресурсов европейской  части России, общие запасы составляют 6,3 млрд. куб. м, причем хвойные породы занимают 81% лесопокрытой площади, запасы спелой древесины – 77,8%.

Район выделяется водными  ресурсами, на долю которых приходится 38% водных ресурсов европейской части  страны.

Значительные земельные ресурсы слабо используются в хозяйственной деятельности. Большая часть земель заболочена и закустарена, заметную долю составляют бывшие сельскохозяйственные угодья.

 

 

2.4 Население

 

Население – 5,7 млн. человек, средняя плотность – 4 человека 1 кв. км(в северных районах еще меньше). Преобладает городское население (коэффициент урбанизации – 76%).

Заселенность и хозяйственная  освоенность района значительно  меньше, чем в других районах Европейской части России. Преобладает русское население.

 

 

    1. Отрасли специализации района

 

Отраслями специализации района являются топливная, горнодобывающая и лесная промышленность. Получили развитие (на базе местных ресурсов) цветная и черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность.

Развита горнодобывающая промышленность. На Кольском полуострове и в Карелии производится 1/4 железной руды, 4/5 сырья для производства фосфатных удобрений (апатиты), значительная часть руд цветных металлов, добываемых в России.

В настоящее время  в Яреге (по правому берегу Ухты) добывают густую шахтную нефть. В среднем течении Печоры разрабатывается газоконденсатное месторождение Вуктыл. Запасы современного Печорского угольного бассейна составляют миллиарды тонн.

Черная металлургия  представлена Череповецким металлургическим комбинатом. Техническим топливом служит печорский коксующийся уголь, а сырьем – железные руды Кольского полуострова и Карелии.

Цветная металлургия  представлена предприятиями в Мончегорске (медно-никелевый комбинат на рудах  месторождений Кольского полуострова) и Никеле. На нефелинах Кольского полуострова бокситах Архангельской области работает алюминиевый завод в г. Надвоицы.

Развивается нефтеперерабатывающая  и химическая промышленность. В городе Ухта расположен нефтеперерабатывающий  завод, в Сосногорске – газоперерабатывающий завод, в городе Череповец – химический комбинат.

Вспомогательной отраслью хозяйства района является машиностроение (Петрозаводск, Архангельск, Вологда, Мурманск).

В агропромышленном комплексе  более развито охота и рыболовство. В растениеводстве, для развития которого на большей части территории условия неблагоприятны, преобладает выращивание кормовых и зернофуражных культур. На юге района выращивают лен.

Топливно-Энергетический комплекс является одной из отраслей его специализации. В Архангельской и Вологодской областях и Республике Коми все электростанции работают на углях Печорского бассейна. В Карелии и Мурманской области производство электроэнергии в большей степени сосредоточено на ГЭС, построенных на ряде порожистых рек. Развитие цветной металлургии и других производств явилось причиной ввода в действие Кольской АЭС.

 

 

 

    1. Заключение

 

Основными проблемами Северного  экономического района являются экологические (разлив нефти, незаконная вырубка лесов  и др.), демографические (за 1992-1997 гг. численность населения сократилось на 285 тыс. чел, или 5%.), экономические (низкий уровень жизни).

В условиях становления  рыночных отношений для Северного  экономического района наиболее важными являются структурные изменения в экономике, конверсия военно-промышленного комплекса, формирование нового рыночного пространства и увеличение экспортного потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1  Экономическая география России: Учеб. Пособие для вузов./ Морозова Т. Г., Победина М. П., Шишов С. С.: ЮНИТИ, 1999. – 527 с.

 

2   Экономическая география и региональная экономика. Пособие для студентов вузов/ Родионова И. А. : Московский Лицей, 2000. – 288 с.

 

3  Экономическая география России: Учебник/под общей ред. Акад. В. И. Видяпина, д,э,н., проф. М. В. Степанова. : ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2001.- 533 с.

 

 

 


Информация о работе Характеристика экономико-географического положения и обоснование хозяйственной специализации Северного экономического района