Древняя Месопотамия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:45, реферат

Краткое описание

Природные условия Месопотамии. От гор Армении на севере до Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория, названная древнегреческими географами Месопотамией что в переводе обозначает «Междуречье». В литературе на русском языке чаще употребляется название «Двуречье» (от двух рек -Еврата и Тигра).

Файлы: 1 файл

месопотамия.rtf

— 270.08 Кб (Скачать)

     Для восстановления хронологии III-I тысячелетия до н.э. используют царские списки Шумера, Вавилонии, Ассирии, ассирийских должностных лиц-лимму, по которым велось летоисчисление, надписи шумерских и аккадских правителей, надписи и летописи вавилонских и ассириских царей стандартные датировочные формулы в официальных и частных документах и др.

     Для установления надежной хронологии большое значение имеет выявление синхронизмов в истории Месопотамии и других государств Ближнего Востока: Элама, Египта, Хеттского царства, государств Восточно средиземноморского побережья, Урарту, Мидии, Перси. Синхронизмы устанавливаются как по археологическим находкам, так и по данным дипломатических документов из архивов, обнаруженных в Египте, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, по произведениям из библии, трудам Греко-восточных поздних историков (Бероса, Манефона, Птолемея).

     За основу обычно берётся время правления вавилонского царя Хамураппи, хорошо освещаемое астрономическими, письменными и вещественными данными. Сторонники «краткой» хронологии, наиболее полно обоснованной в трудах американского ученого Олбрайта, считают начальной датой правления этого вавилонского царя 1728 год до н.э. По «средней» хронологии, разработанной английским ученым С.Смитом и советским академиком В.В Струве, наиболее сейчас распространённой таковой датой считается 1792год до н.э. По длинной хронологии (А Гетце и др.)-1856год до н.э.

     В советской исторической литературе для истории Месопотамии принята «средняя» хронология С. Смита- В.В Струве. 

     ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА.

     ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ШУМЕРА 

     В древнейшую эпоху стойбища охотников каменного века располагались а гористом районе, на северо-востоке Месопотамии, в пределах современного Курдистана (Барда-Балка, Шанидар). В период среднего палеолита (70000-29000гг. до н.э.) здесь жили охотники неандертальцы, объеденные в небольшие общины и обитавшие в пещерах или под скальными навесами.

     ВХI-VIII тысячелетиях до н.э., в эпоху мезолита, в долине Тигра и Евфрата, наблюдается постепенный переход к земледелию и скотоводству, о чем свидетельствует находки зерностроек, пестов и ступок, кремнёвых вкладышей серпов, а также данные о приручении овцы. Стоянки зимой распологались в пещерах, а летом- в долине, по берегам рек(Зави-Чеми-Шанидар, Млефат, Карим-Шахир).

     Более быстрыми темпами идёт развитее в эпоху неолита. В VII-VI тысячелетиях до н.э. в горных долинах Загроса, на окраинах Месопотамской низменности появляются так называемой культуры Джармо.

     Постепенно племена земледельцев и скотоводов спускаются с гор в долины и в конце VII-начале VI тысячелетия до н.э. в Северной Месопотамии возникает целый ряд оседлых посёлков, состоявших из прочных глинобитных строений (Телль0Сотто, Умм-Дабагия). Их жители в основном занимались земледелием. О сложившимся земледельческо-скотоводческом хозяйстве можно судить по памятникам хассунской культуры, датируемой серединой и второй половиной VI тысячелетия до н.э.(Хассуна, Ярым-тепе 1 и др.) хассунские племена широко осваивают районы Северной Месопотамии. Развивается ткачество и гончарное производство, где для обжига сосудов применяются специальные печи, а сама посуда покрывается нарядными цветными узорами. Глиняные фигурки женщин с вмазанными в них зёрнами свидетельствует о почитании женского божества, покровителя плодородия.

     Культура Хассуна - важный этап в истории Месопотамии. В ней прослеживаются связи как восточным очагом - Загросом, так и с западным - Малой Азией и Северной Сирией.

     В V тысячелетия до н.э. в жизни Северной Месопотамии наблюдаются изменения , связанные как с развитием производительных сил, так и с7 передвижением племён. По названию поселения Телль-Халаф, где проявились характерные четы этого периода, данный этап получил наименование халафской культуры. Поселение халафского типа обнаружены на большой территории от Сирии до Юго-Западного Ирана.

     Халафская культура вносит в историческое развитие Месопотамии новые черты. В скотоводческом хозяйстве значительную роль играет крупный рогатый скот, буро развиваются различные производства. Высокого уровня достигло камнерезное производство: при раскопках Ярым-Тепе II в изобилии найдены алебастровые вазы, чаши, кубки и.т.п. Устанавливаются связи районами Закавказья: там найдены женские статуэтки и керамика халафского типа.

     Одновременно с развитием халфской культуры в Северной Месопотамии продолжается продвижение племен на юг, где образовались древнейшие поселения в Эриду, Уре, Уруке. Их жители начали интенсивное освоение Южной Месопотамии, что в условиях болотистой низменности было возможно только при создании мелиорации и искусственного орошения. В последней трети V-в первой половине 1V тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии формируется убейдская культура (по названию поселения Эль-Убейд около Ура). Она характеризуется наличием системы оросительных каналов, развитием ремёсел керамического(стандартные формы, красивая и строгая геометрическая роспись, появление гончарного круга), металлургического (знакомство с техникой литья, большой набор орудий из меди). В Убейдский период происходит рост населения. Наряду с мелкими поселениями возникают крупные центры площадью до 10га. Монументальные храмы. Видимо, в это же время на территории Южной Месопотамии появляется новая этническая волна - племена шумеров, которые смешались с населением.

     Урукская культура (вторая половина IV до н.э.) характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, возникновением классового общества и государственности.

     Всё больший прибавочный продукт даёт ирригационное земледелие. Всё более быстрыми темпами идёт отделение ремесла от земледелия. Закладываются основы товарного обращения, развивается внешний и внутренний обмен. Обитатели Месопотамии ввозят в страну из соседних областей металлы (медь, золото),

     Строительный материал, драгоценный и полудрагоценный камни, вывозят зерно и продукты ремесла. В качестве транспортных средств употребляются лодки и повозки. Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической протошумерской письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков, каждый из которых передавал целое понятие. В документах хозяйственной отчетности из Урука часто встречаются пиктограммы, обозначавшие рабов и рабынь. По мере усложнения социальной структуры и обособление органов власти, среди которых значительную роль играют храмы во главе со жречеством. Жречество в значительной мере сосредоточило в своих руках функции управление ирригационным хозяйством.

     Достигнутые в развитии производительных сил и производственных отношений результаты закрепляются в конце IV-начале III тысячелетия до н.э., период культуры Джемедет-Наср. Для этого времени характерны преобладание медных орудий труда и оружия ( кинжалы, топоры, резцы, серпы, рыболовные крючки и т.д. ) и даже появление бронзы.

 

      Южная Месопотамия в первой половине III тысячелетия до н.э. 

     В начале III тысячелетия до н.э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге - шумеры, в средней части долины Тигра и Евфрата - аккадцы, а на севере - хурриты. В разных районах страны из небольших посёлков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине 111 тысячелетия до н.э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эриду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шурупак, Исин, Нипур, Киш - играл в этот период ведущею роль в истории Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характерные для эпохи, которую принято называть раннединастической и которая охватывала ХХV III -ХХIVвв. До н.э.

     Экономический подъём Шумера в III тысячелетии до н.э. был обусловлен развитием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. Шумерские мастера овладели методами литья, клёпки, паяния. Они научились получать бронзу-сплав меди с небольшим (6-10%) количеством олова. Из меди изготовляли различные орудия труда и оружие: долота, топоры, тёсла, пилы, скрёбла и т.д.

     Происходит отделение торговли от ремесла. Из общин выделяются специальные торговцы - дамкары, которые занимаются обменом товаров и продуктов. Развивается торговля с Сирией, Закавказьем. Ираном, островами и побережьем персидского залива.

     Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и покупаться.

     По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство как аппарат насилия экономически господствующего класса рабовладельцев, земледельцев, знати, жречества нал классами-производителями материальных благ: рабами подневольными работниками, угнетаемыми общинниками.

     Однако рождающееся из недр разлагающегося родового общества шумерское государство сохраняло на первых порах много черт и институтов первобытной демократии.

     В начале раннединастической эпохи (ХХV III -ХХV II вв. до н.э.) во главе государства стоял «эн» верховный жрец. Иногда употреблялись термин «лугаль» который мог быть эпитетом по отношению к «эн» и переводиться как «хозяин господин царь» а мог означать и военного вождя.  

     Политическая история шумерских городов государств 

     В зависимости от политического преобладания того или иного центра историю Шумера в первой половине III тысячелетия до н.э. принято делить на три последовательных периода, составляющих раннединастический период (ХХV III -ХХVI вв. до .э.) характеризуется возвышением города Киша и правлением первой Кишской династии. В числе её правителей фигурирует, Этана, один из героев шумерских мифов, согласно которым он поднялся в небо на крыльях орла, добыл там «траву рождения», положил начало «царственности» в Шумере.

     В конце первого раннединастического периода начинает возвышаться Урук среди первых правителей которого упоминаются Энмеркар и Лугальбанда, частично приобретшее черты мифологических героев. Их деятельности посвящены эпические произведения, из которых особенно интересна поэма « Энмеркар и верховный жрец Араты». Она даёт богатый материал о внешних связях Шумера, о взаимоотношениях Урука с Арттой-горной страной на востоке. Из Шумера в Артту везли зерно и скот, а получали строительный камень, дерево металлы (золото , серебро, бронзу, свинец) и лазурит.

     Во второй раннединастический период(ХХVII-XXVI вв. до н.э. начинается ослабления Киша. Этим воспользовался Урук, где стал править Гильгамеш.

     Третий раннединастический период, охватывающий ХХV-ХХIVвв. до н.э., Характеризуется всё более усиливающееся тенденций к объединению, порождённой необходимостью создания в масштабе всего Шумера ирригационной сети, стремлением вести успешные захватнические войны и оборонять страну от набегов горных и степных племён. В ходе ожесточенной борьбы выдвигаются на севере город Упи-Акшак, на юге - Ур, где начинает править I династия. При ней значительно усиливается власть правителя за счет подчинения ему храмового и хозяйства и выдвижения жен правителей на должность верховность жриц. Свидетельством могущества I династии Ура являются «царские гробницы» : сводчатые склепы и шахтовые могилы основателя династии Мескаламдуга, А-бар-ги царицы Шубад . Вэтих гробницах был найден богатый инвентарь который сопровождал покойных правителей и членов их рода в загробный мир6 это колесницы, отделанные драгоценной мозаикой, упряжь с золотыми и серебряными украшениями, кинжалы, копья и т. д. «Царские гробницы» Ура часто называют «великими шахтами смерти»: захоронения царей сопровождалось многочисленными человеческими (до несколько десятков человек) жертвоприношениями возничих, воинов, служанок, рабынь.

     Хотя правители Ура носили титул «лугаль Вселенной», они вынуждены были уступить гегемонию Лагашу, где в ХХVI в. до н.э. начала править династия, основанная Ур-нанше. Он строил Лагаш и его храмы, соорудил ряд каналов и плотин, покровительствовал торговле. Наивысшего могущества Лагаш достиг при его внуке Эаннатуме, который подчинил почти весь Шумер, включая такие города, как Умма, Киш, Урук, Ларса, Упи-Акшак, и одержал победу над соседним Эламом. Особенно тяжелой для Эаннатума была война с Умой, оперявшиеся на Киш. Победа Лагаша в этой войне была увековечена на знаменитой «Стеле коршунов», где изображено шествие лагашского войска в боевом строю во главе с правителем и трупы поврежденных врагов, терзаемый коршунами; победна надпись извещала об истреблении 3600 неприятельских воинов. В Умме был найден документ, фиксирующий условия мира и границы между двумя воюющими государствами - древнейший международный договор.

     Приемники Эаннатума не смогли сохранить военное могущество Лагаша, и его политическое влияние стало падать.

     В государстве возрастает власть «энси», который одновременно становится верховным жрецом бога Лагаша Нингирсу.

Информация о работе Древняя Месопотамия