Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 11:40, реферат
В научных кругах понятие "здоровый образ жизни" до сих пор однозначно еще не определено. С точки зрения философско-социологического направления здоровый образ жизни рассматривают как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, его мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Введение.................................................................................... 3
Факторы определяющие здоровый образ жизни................... 4
1. Генетические факторы.......................................................... 4
2. Состояние окружающей среды............................................ 8
3. Медицинское обеспечение.................................................... 10
3.1. Личная гигиена.............................................................. 13
3.2. Рациональное питание................................................... 14
3.3. Отказ от вредных привычек.......................................... 15
3.4. Двигательная активность............................................... 19
3.5. Закаливание.................................................................... 20
4. Условия и образ жизни......................................................... 20
Список литературы................................................................... 25
Реферат
на тему: "Здоровый образ
жизни и факторы его
по дисциплине: Физическая культура
Содержание:
Введение......................
Факторы определяющие здоровый образ жизни................... 4
1. Генетические факторы.......................
2. Состояние окружающей среды.........................
3. Медицинское обеспечение...................
3.1. Личная гигиена................
3.2. Рациональное
питание.......................
3.3. Отказ от
вредных привычек..............
3.4. Двигательная активность....................
3.5. Закаливание...................
4. Условия и образ жизни.........................
Список литературы.............
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье
Г.Гейне
В научных кругах понятие "здоровый образ жизни" до сих пор однозначно еще не определено. С точки зрения философско-социологического направления здоровый образ жизни рассматривают как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, его мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровье – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни каждого человека. Здоровье помогает добиваться запланированных целей, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать всяческие трудности. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое человеком, обеспечивает долгую и активную жизнь.
Чтобы укреплять и сохранять здоровье необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).
Факторы определяющие здоровый образ жизни
Эксперты
Всемирной организации
генетические факторы - 15-20%;
состояние окружающей среды - 20-25%;
медицинское обеспечение - 10-15%;
условия и образ жизни людей - 50-55%.
Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека. Далее мы более подробно рассмотрим каждый из этих факторов.
1. Генетические факторы
Гены (ген от греческого «генос» - рождение) - основные единицы наследственности, носители модели формирования организма. Сложность такой модели очень велика. По утверждениям биологов она соответствует тексту в миллионы страниц, где записана анатомия, физиология, биохимия зрелого организма, содержатся «инструкции», как эту систему сделать из одной клетки, а также целый комплекс резервных программ защиты от возможных повреждений, могущих возникнуть в процессе становления и развития индивида. Около 10 миллионов генов и порождаемых ими белковых форм образуют биологическую систему человека. Уровень ее функционирования зависит от полноценности генов, которые весьма чувствительны к вредным веществам, проникающим в клетки организма с воздухом, водой, пищей. Воздействия вредных веществ могут вызвать мутации (изменения) генов, при которых белки в организме или вовсе не образуются, или теряют свою биофункцию. Вследствие этого активность жизнедеятельности организма снижается, интеллект ослабляется, вплоть до распада.
Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.
Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. Девочка рождается на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. То есть в конечном итоге все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной в течение ее жизни до зачатия в той или иной степени сказывается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида гораздо меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате. Таким образом, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.
Зачастую
сказываются и не зависящие
от них факторы, к которым
следует отнести
В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Жизненные
доминанты и установки
Это делает
понятной необходимость учета
наследственных особенностей
Наследственность и среда выступают в качестве этиологических факторов и играют роль в патогенезе любого заболевания человека, однако доля их участия при каждой болезни своя, причем, чем больше доля одного фактора, тем меньше вклад другого. Все формы патологии с этой точки зрения можно разделить на четыре группы, между которыми нет резких границ.
Первую группу составляют собственно наследственные заболевания, у которых этиологическую роль играет патологический ген, роль среды заключается в модификации лишь проявлений заболевания. В эту группу входят моногенно обусловленные болезни (такие, например, как фенилкетонурия, гемофилия), а также хромосомные болезни. Эти заболевания передаются из поколения в поколение через половые клетки.
Вторая группа
- это тоже наследственные болезни,
обусловленные патологической мутацией,
однако для их проявления необходимо
специфическое воздействие
Третью группу
составляет подавляющее число
Необходимо
отметить, что разные болезни
с наследственным
Четвертая группа болезней - это сравнительно немногие формы патологии, в возникновении которых исключительную роль играет фактор среды. Обычно это экстремальный средовой фактор, по отношению к действию которого организм не имеет средств защиты (травмы, особо опасные инфекции). Генетические факторы в этом случае играют роль в течении болезни, влияют на ее исход.
Статистика показывает, что в структуре наследственной патологии преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в период беременности.
Таким образом, не вызывает сомнения заметная роль, которую играют наследственные факторы в обеспечении здоровья человека. В то же время в подавляющем числе случаев учет этих факторов через рационализацию образа жизни человека может сделать его жизнь здоровой и долговечной. И, наоборот, недоучет типологических особенностей человека ведет к уязвимости и беззащитности перед действием неблагоприятных условий и обстоятельств жизни.
2. Состояние окружающей среды
Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.
"Организм
без внешней среды,
Каждый организм
находится в многообразных
Под окружающей
средой принято понимать
Человек, как живая система, является составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу связано не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью. Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам: через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен); через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов); через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т. д.).
Очевидно, что результаты технической деятельности влияют на те параметры биосферы, которые обеспечивают возможность жизни на планете. Жизнь человека, как и человеческого общества в целом, невозможна без окружающей среды, без природы. Человеку как живому организму присущ обмен веществ с окружающей средой, который является основным условием существования любого живого организма.
Организм
человека во многом связан
с остальными компонентами
Непрерывный
приток атмосферного кислорода,
Вместе с
тем человек является частью
особой социальной среды - общества.
Человек - существо не только
биологическое, но и
Информация о работе Здоровый образ жизни и факторы его определяющие