Возрастные особенности совершенствования двигательных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей организма.
Задачи исследования:
- определить понятие о двигательных способностях организма,
- дать общую характеристику двигательных способностей организма,
- изучить влияние возрастных особенностей организма на двигательные способности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Характеристика возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей……………………………………………………...5

1.1 Понятие о двигательных способностях……………………………………...5

1.2 Характеристика двигательных способностей…………………………….....7

1.3 Предпосылки развития двигательных способностей……………………...12

1.4 Возрастные особенности воспитания двигательных способностей……...14

Заключение…………………………………………………………………….....24

Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

dvigatelqnye_sposobnosti.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

       В этой связи проверочные тесты  всегда дают информацию о степени  развития у индивида актуальных физических способностей.

       Чтобы на основании тестов получить представление о потенциальных способностях, необходимо проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течение нескольких лет.

       Если  ученик сохраняет всегда высокое  ранговое место в своём классе или прогрессирует, заметно опережая сверстников в ходе тренировок, - это признак высоких потенциальных возможностей.

       В.И. Лях отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях.

       Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными - координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

       Двигательные  способности делятся на следующие  виды: специальные, специфические и  общие.

       Специальные двигательные способности относятся  к однородным группам целостных  двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм.

       Так различают специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные способности ведут себя также неодинаково в зависимости о того, в каких двигательных действиях они проявляются.

       О специфических проявлениях физических способностей можно говорить как  о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще не являются завершенными [8].

       Тем не менее, установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является гомогенной (однородной). Напротив, структура каждой и названных способностей гетерогенна (разнородна).

       Так, основными компонентами координационных  способностей являются способности  к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц.

       Эти способности относятся к специфическим  координационным способностям. Основным компонентом структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.

       К проявлениям силовых способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую) — взрывную, амортизационную.

       Большой сложностью отличается структура выносливости:

       - аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии;

       - анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии - без участия кислорода);

       - выносливость различных мышечных групп в статических позах - статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50-90% от максимальной и др.

       Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость.

       Результат развития ряда конкретных специальных  и специфических двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия «общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные» и «общие двигательные» способности [9].

       Под общими двигательными способностями  следует понимать потенциальные  и реализованные возможности  человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий.

       Специальные двигательные способности в данной связи - это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий.  

       1.3 Предпосылки развития двигательных способностей 

       В психологической литературе традиционными являются представления о том, что в основе развития способностей, в том числе и двигательных (моторных), лежат биологически закреплённые предпосылки развития - задатки.

       Считают, что задатки, существенно влияя  на процесс формирования способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с тем не предопределяют одарённость человека к той или иной деятельности.

       Развитие  способностей - результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов.

       Применительно к спортивной деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки [11].

       Задатки многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних и тех же предпосылок могут развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.

       Ряд авторов, обсуждающих проблему задатков, рассматривают их как анатомо-физиологическое понятие.

       Существует  такой подход, когда анализируется задаток как анатомо-физиологический факт. Задатки также связывают с прирождёнными особенностями нервно-мозгового аппарата, свойствами органов чувств.

       Существует  толкование задатков, с позиции генетики.

       Так, утверждается, что генотип - это совокупность наследственных задатков (статическое образование). Подобное расширительное толкование задатков также можно считать неоправданным.

       Под генотипом подразумевают всю  совокупность генов данной особи, а  не только тот парциальный комплексом наследственных структур, который лежит в основе развития той или иной способности.

       Таким образом, в существующей литературе нет достаточно аргументированного понятия такой важной биологической  предпосылки развития способностей, как задаток. Однако при рассмотрении данной проблемы целесообразно учитывать следующие аспекты:

       Задаток надо рассматривать как генетическое образование, которое формируется  в результате образования зиготы. Какова природа и механизм образования диплоидного набора хромосом пока ещё не достаточно ясно.

       Задаток влияет на программу развития, определяя морфологические особенности организма (особенности строения тела, композицию мышечных волокон, капилляризацию мышц, особенности строения сенсорных систем и т.д.) [14].

       Задаток влияет на функциональные особенности, специфику адаптаций, преимущественную склонность к совершенствованию анаэробного, аэробного, анаболического метаболизма при мышечной деятельности.

       Задаток определяет развитие координационных  возможностей, способности центрально-нервных механизмов управлять работой мышц, отдельных звеньев тела, взаимодействием функций.

       Задаток влияет на формирование психофизиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной специфики личности.

       Таким образом, в понятийном плане задаток  можно охарактеризовать как биологическую структуру, возникающую по генетическим законам развития и влияющую на морфологические и функциональные особенности организма, психическое развитие человека и способствующих успешному формированию особенностей.

       Задаток как генетически закреплённая предпосылка развития, очевидно, влияет не только на временную последовательности формирования функций, развитие костно-двигательного аппарата, двигательных качеств, темпы прироста функциональных возможностей, но и на величину развития признака.

       В генетике степень развития признака определяют как наследственную норму реакции.

       В спорте правильная интерпретация наследственной нормы реакции - резервных возможностей реализации задатков - приобретает особую значимость, так как развитие спортивных способностей с одной стороны, жестко лимитировано временем (лишь в определенном, относительно узком возрастном коридоре - 6-8 лет), а с другой - при учете особых сенситивных периодов развития.  

       1.4 Возрастные особенности воспитания двигательных способностей  

       Ещё в начале XX столетия учёные обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов.

       Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами. Критическими потому, что они играют большую роль в развитии организма.

       Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13 лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку задерживается рост тканей трубчатых костей. З.И. Кузнецова указывает на то, что наиболее тяжело сказывается недостаточное питание в период полового созревания.

       Известный советский педагог Л. Выгодский  обращал внимание на необходимость  изучения чувствительных периодов с тем, чтобы установить оптимальные сроки обучения.

       Он  говорил, что педагогическое воздействие может дать нужный эффект лишь на определённом этапе, а в другие периоды быть нейтральным или даже отрицательным [5].

       Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы.

       Например, прыжкам порой трудно научить  не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а  потому, что они ещё не могут  оттолкнуться ногами или руками (при  опорных прыжках) с достаточной  силой.

       Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств.

       По  данным З.И. Кузнецовой, проведено много  исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых                           показал, что:

       - развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно);

       - величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными величинами, если сравнивать прироста разных двигательных способностей;

       - у большинства младшего и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это ещё не значит, что он сможет быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровень силовой выносливости у одного и того же ребёнка в большинстве случаев не совпадает с уровнем статической и динамической выносливости и т.д.);

       - специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объёму и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить данные детей разного возраста, пола и физического развития, даёт различный педагогический эффект и более высокий в период взлёта того или иного двигательного качества.

       Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий в спортивных секциях  и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и тренера  повысится, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии двигательных способностей.

Информация о работе Возрастные особенности совершенствования двигательных способностей