Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:57, реферат
За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся младшего школьного возраста. Для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения.
Дети должны стремиться
Нарушению осанки способствует плоскостопие. Чем раньше его обнаружить, тем легче исправить.
Для формирования правильной
осанки большое значение имеют
упражнения, укрепляющие мышцы стопы,
которые предупреждают
Формированию осанки помогают
все упражнения, укрепляющие мышцы.
Хорошо продуманные
Специальные упражнения для
Основная задача учителя
Иногда учителю полезно
В начале учебного года вопрос
о воспитании осанки
Основные требования к упражнениям по формированию правильной осанки школьника. Следует подбирать посильные для каждого ребенка упражнения. Они не должны быть слишком сложны для выполнения (например, не рекомендуется использовать кувырки, перевороты, двигательные действия на повышенной опоре). При выполнении упражнений по формированию правильной осанки не допускается натуживаний. Все упражнения должны быть хорошо освоены и выполняться без напряжения, легко и красиво. Только в этом случае будет достигаться реальная польза от занятий по формированию осанки. Золотое правило выполнения упражнений для формирования осанки - регулярные занятия. Стабильного результата можно добиться только при систематическом и длительном использовании рекомендуемых упражнений. Организм человека медленно меняется под воздействием тренировки, но достаточно быстро теряет достигнутое при бездействии. Это непреложный закон нашей жизни, и с ним приходится считаться.
Старшим дошкольникам можно предлагать упражнения (в небольшом объеме) для мышц шеи, от которых во многом зависит правильное положение головы и, следовательно, хорошая осанка. Например, в положении стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе наклонять голову вперед, в стороны, поворачивать вправо-влево. В положении сидя делать круговые движения головой; сцепив руки «в замок» сзади на шее отводить голову назад с сопротивлением руками.
Большинство приведенных
упражнений выполняется как
Работу по формированию
правильной осанки следует
Детям дошкольного
возраста необходимы движения, в
которых активно участвуют
Упражнения по прилагаемым
в них усилиям должны
Очень важно не держать
ребенка на одном и том же
усилии, не тормозить его развитие,
и этим воспитывать трудолюбие,
желание совершенствоваться, проявлять
не только мышечные, но и волевые
усилия. Не следует ориентироваться
на среднего по развитию
Большое значение имеет
повторение упражнений. Слишком
малая дозировка не
Важно также учитывать
темп выполнения упражнений. Чем
он выше, тем меньше число повторений
и продолжительнее пауза для
отдыха. Паузы между повторениями
надо заполнять так, чтобы
Упражнения с мышечным
напряжением целесообразно
Упражнения для верхнего плечевого пояса
1. И. п.: руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх, руки вниз. То же из и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
2. И. п.: руки
на поясе. Отводить локти
3. И. п.: ноги на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести подальше назад, держать на уровне плеч. То же из и. п. сидя, лежа на спине, руки за головой.
4. И. п.: руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей.
5. И. п.: руки в замок за спиной, рывками отводить прямые руки назад. То же из и. п. сидя.
6. Упражнение
«Растягиваем резину». И.
п.: руки перед грудью,
пальцы в кулаки, локти подняты.
Отвести локти назад,
7. И. п.: палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину (прижать к углам лопаток), снова вверх и вниз.
8. И. п.: палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее (вдох), опустить за спину на лопатки (выдох).
9. И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках.
Наклониться вперед, одновременно
поднимая палку, смотреть
10.И. п.: ноги
на ширине ступни, палка сзади
в опущенных руках. Резким
11.И. п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках.
Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног (выдох), выпрямиться (вдох).
12. И. п.: стать спиной
к стене (без плинтуса) или гимнастической
стенке, прижаться затылком, лопатками,
ягодицами. Поднять руки вверх,
Упражнения для мышц живота
1. Упражнение «Длинные и короткие ноги». И. п.: сидя на
полу (скамейке), ноги
прямые вместе, руки в упор
сзади. Сгибая ноги, подтянуть
их к груди и выпрямить (
2. И. п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги (вместе
и попеременно). То же, в положении лежа на спине.
3. Упражнение «Велосипед». И. п.: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Двигать ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5—8 секунд). Делать перерывы для отдыха.
4. И. п.: то же. Садиться и ложиться (помогая руками и без помощи).
5. Упражнение «Ножницы». И. п.: то же. Встречные частые
движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.
6. И. п.: то же. Приподнять ноги (на 10—12 см от пола под углом 30°), колени не сгибать, носки оттянуть, немного подержать так и опустить; выполнять в медленном темпе. То же, зацепив носками ног за обруч.
7. И. п.: ноги
врозь, руки в стороны.
8. И. п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой)
рукой до носка левой (правой) ноги, выпрямиться. То же, из положения сидя.
9. Упражнение «Насос». И. п.: ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до под мышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамейке, стуле.
10. И. п.: лежа на
боку. Поднимать и опускать вверх
руку и ногу. Повторить несколько
раз, затем повернуться на
11. Упражнение «Бревнышко». И. п.: лежа. Повернуться
(покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы
для отдыха.
12. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево, выпрямиться (вначале можно с помощью рук). То же, руки за головой. То же, с мячом в руках.
13. И. п.: стоя на коленях, ягодицы прижать к пяткам, руки
вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор,
пока ладони и лоб не коснуться пола. Не поднимая ягодиц (они на пятках) попытаться как можно дальше вытянуть руки, потянуть спину.
14. Упражнение «Кошечка спит». И. п.: лежа. Повернуться
на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть,
сложить ладошки вместе под голову. Вернуться в и. п. То же
выполнить в другую сторону.
15. И. п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в
локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от
пола, руки отвести назад, прогнуться. Лечь в и. п., расслабиться.
Примерные комплексы упражнений:
Комплекс 1.
1. И.п.: упор на коленях. Поднять вверх правую ногу и левую руку, опустить их. То же другой ногой и рукой. Повторить 8—10 раз.
2. И.п.: то же, что и в первом упражнении. Переступать на ладонях в правую и левую стороны.