Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 11:33, реферат
Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол
начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической
культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил
учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том,
чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку.
Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно
изменялись и дополнялись.
В основной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитание
физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из
которых—главная: либо обучение техническому приему или тактическим
действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или
тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и
распределение времени на отдельные упражнения.
Во время совершенствования
техники одной группой
выполняет задания по развитию физических качеств. Это значительно повышает
продуктивность занятий и особенно важно при непродолжительном периоде
обучения.
В задачу заключительной части урока входит организованное завершение
занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока
подводятся его итоги.
Важным условием
эффективности учебно-
правильная постановка учета этой работы.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются
результаты испытаний на \ прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания
набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивания из
виса. Для определения уровня технической подготовленности используются
упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих
ударах. Проверку по физической подготовке и технике целесообразно проводить в
начале и конце года. Для этого можно выделить дополнительные специальные
занятия. '
В текущем учете основное место занимают наблюде-ния за тем, как происходит
овладение техническими и тактическими приемами и как занимающиеся применяют
их в игре.
Процесс обучения на занятиях по волейболу тесно связан с воспитанием у
занимающихся моральных и волевых качеств. В центре воспитательной работы
должно стоять развитие коммунистического отношения к труду. Спорт помогает в
работе. Труд, учеба и спорт неотделимы от понятия современного молодого
человека.'Примером могут служить члены бригад коммунистического труда, для
которых занятия спортом стали неотъемлемой частью их быта. Каждый спортсмен
должен стремиться стать лучшим производственником, быть лучшим в учебе, в
общественной жизни коллектива.
Наше пособие рассчитано на 120 уроков. Срок небольшой, однако неправильно
думать, что в связи с этим нельзя будет успешно решать и воспитательные
задачи. Многое будет зависеть от того, насколько удастся создать сплоченный
коллектив. Дружный коллектив возникает там, где есть общность интересов. Вот
почему на первых порах, да и на всем протяжении обучения надо стремиться
вызвать глубокий и прочный интерес к занятиям волейболом. Это послужит
основой для воспитания у молодежи привычки к систематическим занятиям
физической культурой. А одна из основных задач начального курса обучения
волейболу — воспитать в людях потребность регулярно заниматься спортом.
Беседы о влиянии занятий физической культурой и спортом на организм человека,
о выдающихся спортсменах, интересных соревнованиях, встречи с ведущими
спортсменами своего коллектива, города, республики, показательные
выступления известных
спортсменов—вот примерный
создают заинтересованность в занятиях спортом.
И, конечно, сами занятия, их организация, методика проведения во многом могут
способствовать пробуждений интереса к занятиям физической культурой и
спортом или, наоборот, вызвать равнодушие, а то и антипатию.
Ни в кием случае нельзя отменять или переносить занятия. На каждом занятии
занимающиеся должны узнавать что-то новое, постоянно преодолевать трудности—
это способствует воспитанию волевых качеств. Именно на этом основано
построение уроков, где даются и разнообразные упражнения, и из урока в урок
нарастают требования, предъявляемые к занимающимся.
К сожалению, бытуют еще взгляды на занятие волейболом как на нечто
развлекательное, как на средство активного отдыха. Да, занятия волейболом
при правильном построении очень эмоциональны и доставляют занимающимся
истинное наслаждение. Но будет грубой ошибкой сводить все занятия к
выполнению нескольких упражнений с волейбольным мячом, к двусторонней игре в
волейбол. Вначале это, может, и будет интересно, затем быстро наскучит, и
желаемого результата мы не получим. Овладение навыками игры при таких
занятиях происходит очень медленно, а .интерес к занятиям постепенно
пропадает.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Секции волейбола создаются в коллективах физической культуры, спортивных
клубах, учебных заведениях. В секции волейбола принимаются мужчины, женщины,
а также юноши и девушки в возрасте от 16—17 лет, желающие систематически
заниматься волейболом и допущенные к занятиям врачом. При секциях могут быть
созданы группы из подростков 14—15 лет.
Прием новичков в секцию должен проводиться в октябре—ноябре каждого года, в
начале подготовительного периода. Это,, однако,, не исключает возможности
приема в секцию в другое время года.
Для проведения занятий создаются учебные группы. Число занимающихся в группе
новичков—16—18 человек, в группе III спортивного разряда—14—16 человек, а в
группе II и I спортивных разрядов— 12—14 человек.
Количество учебных
групп устанавливается в
желающих заниматься, их возраста, пола, спортивной подготовленности и
наличия материальной базы.
Учебно-тренировочные занятия в секции проводятся в форме уроков по
общепринятой схеме согласно расписанию, составленному с учетом занятости
занимающихся производственной- и учебной деятельностью, имеющейся
материальной базы. Кроме того, занимающимся целесообразно давать задания для
самостоятельного, более детального совершенствования отдельных приемов
техники игры, повышения физической подготовленности, укрепления здоровья и
закаливания организма, На протяжении всего года в процессе учебно-
тренировочных занятий ведется подготовка к сдаче норм комплексов ГТО и ГЗР.
Для новичков и спортсменов III спортивного разряда выполнение норм
осуществляется на учебных занятиях (по разделу физической подготовки). А
для спортсменов II и I разрядов осуществляется прием контрольных нормативов
по общей и специальной физической подготовке.
Учебно-тренировочные занятия проводятся тренерами или инструкторами, имеющими
специальную подготовку,.
а также инструкторами и
Во время организации и проведения занятий следует принимать меры для
предупреждения
травм и соблюдать санитарно-
занятий оборудованию и инвентарю.
Все занимающиеся в секции обязаны проходить врачебный осмотр в соответствии
с порядком, установленным Министерством здравоохранения СССР, не реже одного
раза в шесть месяцев.
Особое внимание следует обращать на воспитывающий характер учебного
процесса, добиваясь воспитания занимающихся в духе морального кодекса
строителей коммунизма. Большое значение имеет воспитание предан-ности своему
коллективу, дисциплинированности, чувства долга, смелости, воли и упорства в
достижении поставленных целей. Определенную помощь в организации и
проведении воспитательной работы должны оказывать совет коллектива
физической культуры и бюро спортивной секции с учетом мероприятий, проводимых
предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, совхозами и .колхозами.
Основные задачи, стоящие перед учебными группами новичков (первый год занятий):
— привитие интереса к волейболу и воспитание спортивного трудолюбия;
— укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка на базе освоения и
сдачи Норм комплексов ГТО и ГЗР;
— развитие качеств,
необходимых волейболисту,—
ловкости;
— изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в
нападении и защите;
— ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических
упражнений на организм занимающихся и об игре в волейбол;
— приобретение опыта участия в соревнованиях (участие в соревнованиях
коллектива физкультуры).
Основные задачи, стоящие перед учебными группами III разряда (последующий год
занятий):
— дальнейшее повышение уровня всесторонней физической подготовленности,
развитие необходимых волейболисту качеств—силы, быстроты, выносливости,
ловкости, скоростной и прыжковой выносливости; сдача норм комплексов ГТО и
ГЗР; выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;
— усвоение основных теоретических сведений в соответствии с требованиями
программы;
— дальнейшее изучение и совершенствование техники и тактики игры;
— выполнение норм III спортивного разряда;
— приобретение опыта участия в районных и городских соревнованиях и
совершенствование тактических навыков;
. — приобретение
знаний и навыков
Основные задачи, стоящие перед учебными группами II и I разрядов
(последующие два-три года занятий):
— дальнейшее повышение уровня всесторонней и специальной физической
подготовленности;
— выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке;
— дальнейшее совершенствование технических приемов и тактических действий в
нападении и защите в условиях игровой обстановки;
— выполнение специальных требований по технической подготовке;
— выполнение и подтверждение норм II и I спортивных разрядов;
— накопление опыта участия в соревнованиях;
— приобретение опыта
в самостоятельном ведении
индивидуальных планов тренировки;