Уроки легкой атлетики. Типы и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:07, контрольная работа

Краткое описание

Нет смысла растягивать обучение на уроке по легкой атлетике на длительные сроки. Направленность уроков для решений задач обучения следующая:
- ознакомление с изучаемым видом (элементом) основного двигательного действия;
- разучивание;

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 22.54 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственнообразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский  педагогический государственный университет 

имени В.М. Шукшина»

Педагогический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Уроки легкой атлетики в школе.

Типы  и содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Выполнил: студент группы N-ZФК071

                                                  Каташев Владимир Михайлович

                                                  Руководитель: ст. преподаватель

                Г.В. Гулина 
 
 
 
 
 
 
 

Бийск-2010

  Нет смысла растягивать обучение на уроке по легкой атлетике на длительные сроки. Направленность уроков для решений задач обучения следующая:

- ознакомление с изучаемым видом (элементом) основного двигательного действия;

- разучивание;

- закрепление основного двигательного действия.

- совершенствование основного двигательного действия и проверка знаний.

Такой порядок должен быть сохранен в целевых  установках для каждого очередного тематического урока (всего 3—4 урока).

     На  первом, вводном уроке учащиеся знакомятся с новым видом легкой атлетики (элементами техники). Необходимо, применяя на уроке определенную систему упражнений, подвести учащихся к начальному выполнению целостного вида уже к концу первого урока.

     Второй  урок основывается на уже знакомых учащимся ощущениях, но теперь применяются новые упражнения, расширяющие представления о выполненном движении. Для этого урока характерно усложнение условий выполнения упражнений. Учитель требует увеличить скорость движения или вводит дополнительные задания, способствующие лучшему освоению техники движения. Окончательно уточняются временные соотношения технических элементов, общий ритм и оптимально доступный темп.

     Третий  урок — закрепление пройденного материала. Целевая установка такого урока — окончательно уточнить целостное двигательное действие. Условия выполнения упражнения все более усложняются. В процессе повторения целостного упражнения выясняется, какие детали и элементы техники освоены недостаточно хорошо. Затем применяются специальные упражнения, уточняющие технику, двигательного действия. Подбирать упражнения необходимо продуманно.

     Четвертый урок — урок совершенствования элементов техники в целом. Условия выполнения главного двигательного действия (основного элемента техники) должны быть близкими к максимальному проявлению возможностей учеников. На этом уроке проверяется, как освоено двигательное действие.

     Таким образом, основой для выделения  типов школьных уроков по легкой атлетике является направленность дидактических задач: а) уроки разучивания нового материала (обучающие); б) закрепление разученного материала (закрепляющие); в) совершенствования разученного материала (тренировочные); г) смешанные; д) контрольные.

     Чем младше классы, тем больше уроков обучающих  и закрепляющих, и чем старше —  тем больше тренировочных уроков.

Урок  физической культуры является основной формой построения занятия физическим и упражнениями в школе. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

     Цель  подготовительной части — посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося.

Правильный  подбор упражнений в движении (ходьба, бег) и на месте (шеренга, колонна, круг) способствует улучшению работы органов  дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.

     Упражнения  подготовительной части урока должны соответствовать задачам урока. На уроке по легкой атлетике это  могут быть — спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения на того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части  урока. Если это прыжки в длину  с разбега, то подготовительными  упражнениями могут быть прыжки через  один, три, пять шагов, в длину с  места, тройные, пятерные. Ходьба включается для активного отдыха.

     В основной части одной из задач урока является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержания  эмоционального тонуса и закрепления  пройденного на уроке материала  рекомендуется завершать основную часть подвижными играми, с включением легкоатлетических движений, разученных на уроке.

     Заключительная  часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания.

     Большое значение для усвоения учебного материала  имеет методика организации занимающихся на уроке легкой атлетики.

     При ознакомлении с новыми материалами, разучивании относительно простых  упражнений, не требующих страховки  и помощи, и также при совершенствовании  хорошо освоенных движений применяются  фронтальный способ организации и одновременное выполнение всеми учащимися физических упражнений. Его достоинство — максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока.

     Достаточно  эффективным является и поточный способ выполнения физических упражнений на уроках физической культуры, когда учащиеся, двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько упражнений (прыжки в длину, в высоту), одинаковых для всего класса (или группы). Этот способ применим лишь в тех случаях, когда учениками прочно освоены упражнения.

     При изучении нового материала, повторении его и совершенствовании двигательных действий чаще используется групповой способ организации и выполнения разных упражнений по группам. Он позволяет учителю наблюдать за выполнением школьниками упражнений, точнее дозировать нагрузку и исправлять ошибки.

     На  уроках может быть использован и  индивидуальный способ организации учебного процесса. Отдельные ученики, получив от учителя задания, самостоятельно их выполняют.

     Для комплексного развития двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, прыгучести, гибкости) и повышения функциональных возможностей организма наиболее эффективным  способом организации учебного процесса является круговая тренировка. Упражнения выполняются сериями на 4—10 станциях, количество которых зависит от возраста детей и поставленной учителем цели.

     Какой бы ни был применяемый на занятиях»  способ организации учебной деятельности учащихся, он во всех случаях предъявляет  одни и те же требования к учителю. Он должен обеспечить высокую двигательную активность учащихся, необходимую физическую нагрузку с учетом их подготовленности, используя в должной мере методы ведения учебного процесса и соблюдая требования техники безопасности, а также способствовать быстрому усвоению школьниками легкоатлетических упражнений

     Одно  из главенствующих мест среди комплекса  упражнений в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и (другие двигательные действия — прыжки в длину и в высоту с разбега, метание малого мяча и гранаты с разбега, подвижные игры и эстафеты. Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи обучения школьников технике бега.

     Научные данные показывают, что примерно у 90% детей 7—10-летнего возраста отмечается целый ряд нерациональных движений и ошибок в беге, а именно:

1) отталкивание  в беге в основном у детей  характеризуется неполным разгибанием  толчковой ноги; 
2) фаза опоры более продолжительна по времени, чем фаза полета; 
3) нога ставится на дорожку (опору) далеко от проекции ОЦМ тела, что создает значительное торможение (или замедление скорости бега) в фазе передней опоры; 
4) постановка ноги в большинстве случаев осуществляется с пятки и реже с наружного свода стопы; 
5) в беге детей наблюдается «активное взятие носка на себя» перед постановкой ноги на дорожку; 
6) у большинства детей ноги работают перекрестно, т. е. след правой ноги заходит влево за среднюю линию. Как только стопа теряет опору и начинается ее сгибание в коленном суставе, нога, ставшая теперь уже маховой, движется вперед не параллельно другой, а как бы заходит за нее.

     В связи с этим возникает необходимость  квалифицированного педагогического  воздействия на формирование правильного  двигательного навыка в беге с  первых лет обучения в школе. Основными  средствами обучения технике бега являются специальные беговые, прыжково-беговые  упражнения, бег в различных вариантах, подвижные игры, эстафеты.

     Обучение  технике бега проводится на ровной площадке или дорожке. Это необходимое  условие для овладения правильной техникой. Результат в беге на короткие дистанции зависит от следующих основных факторов: 
1) умения быстро реагировать на команду «Марш!» или выстрел стартера (это умение включает латентный и моторный периоды реакции); 
2) качества стартового разгона, т. е. способности быстро набирать скорость; 
3) уровня абсолютной максимальной скорости, которую способен развить занимающийся; 
4) уровня скоростной выносливости — способности занимающегося сохранять достигнутую скорость до конца дистанции.
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
  2. Легкая атлетика. Учебник для студентов фак. Л38 физ. воспитания пед. ин-тов. Под ред. А.Н. Макарова. – М.: «Просвещение», 1974.

Информация о работе Уроки легкой атлетики. Типы и содержание