Принципы здорового образа жизни и роль учителя в их формировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 19:47, реферат

Краткое описание

Здоровый образ жизни обусловливается, прежде всего включённостью детей в систематические занятия физической культурой и спортом.
Для исследования потребностей, мотивов и интересов в области физической культуры школьников в нашей школе мы использовали социологический опрос на основе традиционной анкеты. Целью исследования явилось изучение потребностей и интересов школьников к занятиям физической культурой и спортом в учебной и внеурочной деятельности. Анализ полученных данных показывает, что все учащиеся считают необходимыми занятия физической культурой и спортом.

Файлы: 1 файл

Принципы здорового образа жизни и роль учителя в их формировании.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Принципы здорового образа жизни и роль учителя в их формировании

 Лекции и практикум по  психологии -  Конференции и доклады  по психологии 

 

Попок А.М.

 

Здоровый образ жизни обусловливается, прежде всего включённостью детей в систематические занятия физической культурой и спортом.

 Для исследования потребностей, мотивов и интересов в области  физической культуры школьников  в нашей школе мы использовали  социологический опрос на основе  традиционной анкеты. Целью исследования  явилось изучение потребностей  и интересов школьников к занятиям физической культурой и спортом в учебной и внеурочной деятельности. Анализ полученных данных показывает, что все учащиеся считают необходимыми занятия физической культурой и спортом. Особенный интерес вызывают причины, побудившие учащихся к занятиям физической культурой: 68% опрошенных ответили, что занятия им необходимы для укрепления здоровья, 23% - для улучшения фигуры, 41% - для достижения более высоких спортивных результатов, 72% -для улучшения физического развития, 55% - улучшить настроение, получить удовольствие от занятий, 74% - снять утомление от учебных занятий.

 

В структуре физкультурно-оздоровительных интересов учащихся преобладают: футбол, баскетбол, волейбол, теннис. Снижение активности школьников в физкультурно-оздоровительной деятельности зависит от ряда факторов. Во-первых, нет свободного времени - 75%, не могут организовать своё свободное время- 24%, нет денежных средств для приобретения спортинвентаря – 46%, нет желания, интересу – 6%. Все учащиеся школы имеют спортивную форму и обувь, а вот спортивный инвентарь дома имеют не все. Это, в основном, велосипед, мяч, лыжи, принадлежности для игры в теннис. Все эти данные были использованы для улучшения работы школы по физическому воспитанию учащихся и формированию здорового образа жизни.

 В школе разработана программа  «Здоровье», основными целями и  задачами которой являются:

- формирование личности школьника, способной самостоятельно развивать  себя физически и духовно в  течение своей жизни;

- придать занятиям физическими  упражнениями оздоровительно-профилактическую  направленность;

- тесное сотрудничество «педколлектив  – ученик - родители» в вопросах здорового образа жизни;

- охват учащихся внеклассной  и внешкольной работой;

- развитие туристской работы.

 Большое внимание в программе  уделяется работе с родителями, учащимися, учителями. Разработан план  мероприятий по реализации основных положений программы, примерная тематика лекций, бесед и консультаций для учащихся.

 В течение последних лет  постоянно отслеживаются результаты  медицинских осмотров учащихся  школы, количественные и качественные  показатели, анализируется распределение учащихся по группам здоровья. Каждый классный руководитель заполняет паспорт здоровья класса. В нём отслеживаются хронические заболевания и те, которые появились за время учёбы в школе. Это даёт возможность педколлективу увидеть те причины, которые могли спровоцировать изменения в здоровье и устранить их.

 Общими принципами воспитания  у школьников интереса к физической  культуре, выработки навыков здорового  образа жизни являются:

-усиление образовательной и  инструктивной направленности уроков;

-обучение способам и методам саморазвития;

-закрепление умений и навыков  здорового образа жизни.

 Занятия по здоровому образу  жизни несут, прежде всего, профилактическую  функцию и требуют соблюдения  определённых принципов.

 Один из таких принципов  – непрерывность. Формирование навыков здорового образа жизни должно вестись на протяжении всех лет обучения в школе. Разумеется, определенную информацию школьники получают в семье, дошкольном учреждении, из книг, радио и телевидения, от сверстников и старших товарищей. Эту предобразованность необходимо учитывать при проведении занятий.

 Многие сведения, относящиеся  к проблемам здоровья, вредных  привычек, полового и безопасного поведения, учащиеся не способны понять и усвоить сразу, в один прием. Отсюда вытекает второй принцип – повторение.

 Вся информация, предназначенная  учащимся, должна быть правдивой. Это еще один принцип.

 Важным принципом проведения  занятий по ЗОЖ является доверие. Чтобы установить доверительные отношения, требуются хорошие знания психологических особенностей учащихся.

 Не менее важен принцип  деловитости. Он предполагает деловое  отношение к обсуждаемым проблемам.

 Деловому тону способствует использование на занятиях по ЗОЖ научных понятий, научных выводов. Это придает информации точность и достоверность, способствует созданию эмоциональной беспристрастности. Все названные принципы могут оказаться неэффективными, если сведения не будут излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью и предобразованностью учащихся, т.е. без учета принципа конкретности и доступности. При этом нужно иметь в виду, что ясность изложения не должна сводиться к упрощенчеству и схематизации. На занятиях необходимо знакомить учащихся с особенностями поведения и психологии людей, что позволит им лучше понять себя и сделать выводы о собственном поведении.

 Следующий достаточно известный  принцип — адресность. Навыки  здорового образа жизни могут  быть сформированы только с учетом пола учащихся, уровня их психического и физического развития, предобразованности в рассматриваемых темах, особенностей отношения к проблемам в кругу сверстников и в конкретной местности.

 Особый принцип — выработка  индивидуальных и социальных установок. Обучение здоровому образу жизни, формирование безопасного и ответственного поведения не только не исключают, но и предполагают выработку эмоционального отношения к различным явлениям человеческой жизни. В нашей школе проходит круглогодичная спартакиада, разработанная совместно с учащимися школы. Сложилась и отработана определённая система, как в отборе видов соревнований, так и в сроках их проведения.

 Традиционными стали: осенний  и весенний лёгкоатлетический  кросс, где принимают участие все учащиеся школы; первенство школы по мини-футболу; спартакиада, в которую вошли такие виды спорта, как: футбол; баскетбол; настольный теннис; лыжные гонки; гимнастика; уровень физической подготовки.

 Кроме этого разработан план  проведения ежемесячных «Дней здоровья».

 По итогам всех соревнований  подводится рейтинг среди учащихся  и классов школы. В конце учебного  года на спортивном празднике, посвящённом окончанию учебного  года, подводятся итоги школьной  спартакиады.

 В школе мною разработаны:

-Положение об общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс».

-Положение об общешкольном  конкурсе «Спортсмен года».

 Активно развивается в школе  туризм, который способствует оздоровлению  детей и подростков силами  природы, хорошо развивает личностные  качества, такие как смелость, решительность, организованность и ответственность. Учащиеся школы постоянно участвуют в соревнованиях по туризму, отдыхали в туристско-оздоровительном лагере.

 В течение всего учебного  года в школе работают спортивные  секции. Работа секции спланирована так, чтобы каждый день дети получали равномерную физическую нагрузку.

 

http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/1437-princzipy-zdorovogo-obraza-zhizni-i-rol-uchitelya-v-ix-formirovanii

 


 



Информация о работе Принципы здорового образа жизни и роль учителя в их формировании