Общепедагогические методы в спортивной тренировке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:52, реферат

Краткое описание

Целью моей реферативной работы являються общепедагогические методы спортивной тренировки, так-как это очень важно для того чтобы подготовить спортсмена, улучьшить его навыки, качества и направленность к высшим достижениям, то-есть стать чемпионом или рекордсменом в определённом виде спорта. Эта тема являеться актуальной, авыражается это в оформлености и точности своих определений. Я начал делать этот реферат с целью получить знания и переформулировать их на более доступный для других читателей

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие о спортивной тренировке…………………………………………..3
2. Виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая…………………………………………………………………………....4
3. Методы спортивной тренировки……………………………………………..5
3.1 Словесный метод ………………………………………………………….5
3.2 Наглядный метод…………………………………………………………..5
3.3 Метод строго регламентированного упражнения..……………………...6
3.4 Непрерывные методы …………………………………………………….6
3.5 Интервальный метод………………………………………………………6
3.6.Игровой метод……………………………………………………………..7
3.7.Соревновательный метод…………………………………………………7
4. Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена………………………………………………………………………..8
5. Физическая подготовка (ОФП), общая и специальная……………………..10
6. Средства ОФП………………………………………………………………....12
7. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость…………………………………………………………13
8. Основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность……………………………………………….16
9. Вывод.................................................................................................................16
11. Литература…………………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Общепедагогические методы спортивной тренировки.docx

— 41.58 Кб (Скачать)

                                                                       ГОУ ВПО

        «Арзамаский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара.»

 

                                                                    

Кафедра физической

культуры

 

                                Реферат

 

 

Общепедагогические методы в спортивной тренировке.

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студент 21 группы

ППФ

 Федоровичев Владимир.

Научный руководитель

Зав. Каф. Физ. подготовки

 Сидорова Т. В.

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие о спортивной  тренировке…………………………………………..3

2. Виды подготовки: техническая,  физическая, тактическая, морально-волевая…………………………………………………………………………....4

3. Методы спортивной тренировки……………………………………………..5

    3.1 Словесный метод ………………………………………………………….5

    3.2 Наглядный метод…………………………………………………………..5

    3.3 Метод строго регламентированного упражнения..……………………...6

    3.4 Непрерывные методы …………………………………………………….6

    3.5 Интервальный метод………………………………………………………6

    3.6.Игровой метод……………………………………………………………..7

    3.7.Соревновательный метод…………………………………………………7

4. Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена………………………………………………………………………..8

5. Физическая подготовка (ОФП), общая и специальная……………………..10

6. Средства ОФП………………………………………………………………....12

7. Понятия о физических качествах спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость…………………………………………………………13

8. Основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность……………………………………………….16

9. Вывод.................................................................................................................16

11. Литература…………………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 Целью моей реферативной работы являються общепедагогические методы спортивной тренировки, так-как это очень важно для того чтобы подготовить  спортсмена, улучьшить его навыки, качества и направленность к высшим достижениям, то-есть стать чемпионом или рекордсменом в определённом виде спорта. Эта тема являеться актуальной, авыражается это в оформлености и точности своих определений. Я начал делать этот реферат с целью получить знания и переформулировать их на более доступный для других читателей. Ведь не многие люди разбираються в научных работах в которых преобладают: научные термины, различные сокращения и другие профессиональные слова. В этой работе я заострил своё внимание на самые основные пункты в представленной выше теме. Это и стало первоначальной целью для того чтобы читатель не заучивая мог понять и запомнить самое главное в этой теме, тоесть понял её смысл.

На основании поставленной цели сформулированы следующие задачи реферативной работы:

1) выявить методы спортивной тренировки.

2) проанализировать спортивные соревнования, как средство и метод тренировки спортсмена.

3) изучить основные принцыпы  спортивной тренировки.

 

1. Понятие о  спортивной тренировке.

 Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное  использование знаний, средств, методов  и условий, позволяющее направленно  воздействовать на развитие спортсмена  и обеспечивать необходимую степень  его готовности к спортивным  достижениям.

 В настоящее время  спорт развивается по двум  направлениям, имеющим различную  целевую направленность, — массовый  спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются  друг от друга, однако четкой  границы между ними не существует  из-за естественного перехода  части тренирующихся из массового  спорта в «большой» и обратно.

 Цель спортивной подготовки  в сфере массового спорта —  укрепить Здоровье, улучшить физическое  состояние и активный отдых.

 Цель подготовки в  сфере спорта высших достижений  — добиться Максимально высоких  результатов в соревновательной  деятельности.

 Однако, что касается  средств, методов, принципов спортивной  подготовки (тренировки), то они аналогичны  как в массовом спорте, так  и в спорте высших достижений.

 

 

2. Виды тренировки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая.

 Структура подготовленности  спортсмена включает технический,  физический, тактический и психический  элементы.

 Под технической подготовленностью  следует понимать степень освоения  спортсменом техники системы  движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими,  психическими и тактическими  возможностями спортсмена, а также  с условиями внешней среды.  Изменения правил соревнований, использование иного спортивного  инвентаря заметно влияет на  содержание технической подготовленности  спортсменов.

 В структуре технической  подготовленности всегда присутствуют  так называемые базовые и дополнительные  движения.

 К базовым относятся  движения и действия, составляющие  основу технической оснащенности  данного вида спорта. Освоение  базовых движений является обязательным  для спортсмена, специализирующегося  в данном виде спорта.                                                             

 К дополнительным относятся  второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые  не нарушают его рациональность  и в то же время характерны  для индивидуальных особенностей  данного спортсмена.

 Физическая подготовленность  — это возможности функциональных  систем организма. Она отражает  необходимый уровень развития  тех физических качеств, от  которых зависит соревновательный  успех в определенном виде  спорта.

 Тактическая подготовленность  спортсмена зависит от того, насколько  он овладеет средствами спортивной  тактики (например, техническими  приемами, необходимыми для реализации  выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и  формами (индивидуальной, групповой,  командной).

 Тактические задачи  могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное  в сезоне) и локальный, т.е. связанные  с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке  тактического плана учитываются  не только собственные технико-тактические  возможности, но и возможности  партнеров по команде и соперников.

 Психическая подготовленность  по своей структуре неоднородна.  В ней можно выделить две  относительно самостоятельные и  одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

 Волевая подготовленность  связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение  перспективной цели), решительность  и смелость (склонность к разумному  риску в сочетании с обдуманностью  решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные  резервы, активность в достижении  цели), выдержку и самообладание  (способность управлять своими  мыслями и действиями в условиях  эмоционального возбуждения), самостоятельность  и инициативность. Некоторые их  этих качеств могут быть изначально  присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается  и совершенствуется в процессе  регулярной учебно-тренировочной  работы и спортивных соревнований.

 Специфика некоторых  видов спорта накладывает отпечаток  на характер и степень развития  отдельных психических качеств  у спортсменов. Однако для воспитания  волевой подготовленности используются  и определенные методические  приемы. Практически основой методики  волевой подготовки служат следующие  требования.

1. Регулярно и обязательно  выполнять тренировочной программы  и соревновательных установок.

 Это требование связано  с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям  и настойчивости в преодолении  трудностей, с четким пониманием  невозможности достичь спортивных  вершин без соответствующей мобилизации  духовных и физических сил.  На этой основе реализуется  воспитание целеустремленности, настойчивости  и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные  трудности.

 Это значит постоянно  включать дополнительные усложненные  двигательные задания, проводить  тренировочные занятия в усложненных  условиях, увеличивать степень риска,  вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные  факторы, усложнять соревновательные  программы.

3. Использовать соревнования  и соревновательный метод. Сам  дух соперничества в соревнованиях  повышает степень психической  напряженности спортсмена (табл. 5.4), а значит, к нему предъявляются  дополнительные требования: проявить  активность, инициативность, самообладание,  решительность, стойкость и смелость.

3.Методы спортивной  тренировки. В спортивной тренировке используются те же методы обучения, воспитания и развития, какие существуют в физическом воспитании: словесный , наглядный, дидактические ( от простого к сложному, от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному и др.), практических упражнений , на освоение техники и тактики, на развитие двигательных качеств.

В спортивной тренировке под  термином метод следует понимать способ применения основных средств  тренировки и совокупность приёмов  и правил деятельности спортсмена и  тренера.

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов: 1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы; 2) практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой  и соревновательный методы.

3.1.Словесный метод. Применяется в спортивной тренировке, относится рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

3.2.Наглядный метод. К нему относятся: 1) правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; 2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью.

3.3.Метод строго  регламентированного упражнения. К нему относятся методы, преимущественно  направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.

Среди методов, направленных преимущественно на освоение спортивной техники, выделяют методы разучивания  упражнений в целом и по частям.

При разучивании более  или менее сложных движений, которые  можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение спортивной техники осуществляется по частям. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приведёт к интеграции в единое целое ранее освоенных  составляющих сложного упражнения.

Среди методов, направленных преимущественно на совершенствование  физических качеств, выделяют две основные группы методов – непрерывные  и интервальные. При использовании  этих методов упражнения могут выполняться  как в равномерном, так и в  переменном режиме.

3.4.Непрерывные  методы тренировки, применяемые в условиях равномерной и переменной работы, в основном используются для повышения аэробных возможностей, воспитания специальной выносливости к работе средней и большой длительности.

Возможности непрерывных  методов тренировки в условиях равномерной  работы значительно многообразнее. В случае применения варьирующего варианта могут чередоваться части упражнения, выполняемые с различной интенсивностью или же с различной интенсивностью и изменяющейся продолжительностью. Такая тренировочная работа будет  способствовать воспитанию специальной  выносливости, становлению соревновательной техники.

3.5.Интервальный  метод. Выполнение серии упражнений одинаковой и разной продолжительности с постоянной и переменной интенсивностью и строго регламентированными паузами отдыха является типичным для данных методов. В режимах непрерывной и интервальной работы на спортивной тренировке используется и круговой метод, направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

3.6.Игровой метод. Используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных игр.

3.7.Соревновательный  метод. Предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности организма.

Информация о работе Общепедагогические методы в спортивной тренировке